Инвестиционный климат в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы инвестиционного климата

1.1 Понятие инвестиционного климата и его составляющие

1.2 Оценка инвестиционного климата на основании различных методов

Глава 2. Анализ современного состояния инвестиционного климата в России

2.1 Влияние экономического кризиса на экономику России

2.2 Оценка инвестиционного климата в России

Глава 3. Перспективы развития инвестиционного климата в России

3.1 Концепция улучшения инвестиционного климата в России

3.2 Меры на ближайшую перспективу

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ИК.docx

— 74.42 Кб (Скачать документ)

 

Что мы больше предпочитаем - эффективность инвестиций или их объем?

 

При всех положительных качествах  частных инвестиций они не в состоянии  обеспечить всех потребностей экономики  в инвестиционных ресурсах в силу недостаточности их объема. Поэтому  государство должно отдать предпочтение эффективности. Не все инвестиции одинаково  полезны. Значительная доля инвестиций предприятий, в том числе естественных монополий и региональных (местных) властей, даже при нынешних жалких объемах  остаются “советскими" по показателям  эффективности. Нередко это просто выброшенные деньги. Конечно, чем  больше объем инвестиций, тем ниже показатели их эффективности даже при жестком отборе и качественном исполнении проектов: просто с увеличением объемов растет и число проектов, которые могут быть включены в список финансируемых. Но важно, чтобы в этом списке первые места занимали самые эффективные. Сейчас это не так.

 

Будем ли стимулировать потребительский  спрос или сбережения?

 

Это также непраздный вопрос, ибо в последнее время получила хождение точка зрения, что сейчас стимулирование потребительского спроса и увеличение денежных доходов населения  способствует экономическому росту. Есть даже предложения сразу удвоить  зарплату. Но доходы населения могут  реально расти только в меру роста  производства и производительности труда. Иной способ один - печатать деньги и ожидать роста цен, съедающего номинальные денежные доходы. Или  брать взаймы, что для нас уже  недоступно.

 

Другой способ стимулирования спроса - поощрять его в ущерб  сбережениям. Следует подчеркнуть, что российское общество не нуждается  в поощрении потребления. Вопреки  официальным данным, реальные национальные сбережения крайне низки, может быть за исключением только очень узкого слоя наиболее состоятельных граждан. Поэтому в поощрении нуждаются  именно сбережения, именно вложения в  инвестиции, для чего должны быть предложены достаточно доходные и надежные инструменты, чтобы они стали важным элементом  улучшения инвестиционного климата.

 

Если мы говорим о поощрении  или привлечении инвестиций, то как  это предпочтительно делать: за счет предоставления каких-либо льгот и  привилегий приоритетным проектам или  инвесторам, или же за счет создания равных благоприятных условий для  всех?

 

Вопрос более чем уместен, ибо, во-первых, конкретные льготы, особые условия предоставлять легче  и эффект от них наблюдать можно  быстрее. Для нас более характерна именно такая практика. Пример - Указ Президента об особых условиях для  инвесторов в автомобильной промышленности. Другой пример - пониженная вдвое ставка налога на прибыль для расходов из прибыли на производственные инвестиции. Между тем, такой образ действий искажает нормальные мотивы сбережений и инвестиций. Государство, отдавая  предпочтение одним, ущемляет интересы большинства других инвесторов. В российских условиях любая льгота порождает нездоровый интерес и желание воспользоваться ею, не предпринимая особых усилий в деятельности, для стимулирования которой данная льгота предназначалась.

 

В сложившейся обстановке, видимо, нельзя избежать применения некоторых  льгот для инвесторов, таких, например, как инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный Налоговым кодексом. Но, как правило, более эффективно общее улучшение условий для инвестиций: например, вместо льгот по налогам лучше общее снижение налогового бремени.

 

Последний вопрос - что делать для прекращения оттока капитала?

 

Инвестиции в тех объемах, которые необходимы для реструктуризации российской экономики, не удастся мобилизовать без этого.

 

Здесь также два принципиально  разных ответа, которые, однако, в известной  мере дополняют друг друга. Ответ  первый - административные ограничения  и усиление государственного контроля.

 

Более важен и перспективен второй путь - создание экономических  и правовых условий для того, чтобы  вывозить капитал было невыгодно. Надо, однако, учитывать структурные особенности  оттока капитала, разные его составляющие. А они таковы:

 

отток легального или полулегального (т.е. готового стать легальным, платить  налоги) капитала, который просто ищет более надежного и прибыльного  помещения, стремится уйти от политической и социально-экономической нестабильности, от угрозы правам собственности и  высоких трансакционных издержек;

 

утечка капитала криминального, заработанного незаконным путем  с целью его отмывания. Именно против криминальных доходов и отмывания  денег нужны административные и  силовые меры.

 

Поворот же первого потока равносилен самой задаче создания благоприятного инвестиционного климата.

 

Необходимо также определить приоритеты в работе по улучшению  инвестиционного климата. В среднесрочном  плане это, по мнению экспертов:

 

радикализация борьбы с преступностью  и коррупцией;

 

укрепление и обеспечение  независимости судебной системы;

 

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

 

защита прав собственности  и улучшение корпоративного управления;

 

прозрачность российских предприятий для инвесторов и  кредиторов.

3.2 Меры на ближайшую  перспективу

 

Должны быть выделены и  меры на ближайшую перспективу: что  можно сделать в кратчайшие сроки, чтобы создать эффект постоянного  движения вперед.

 

Следующие далее рекомендации не претендуют, разумеется, на полноту[10].

 

1. Совершенствование налоговой  системы.

 

Налоговая система современной  России является одной из самых молодых  в мировой практике. При своем  формировании (1990-1992 гг.) она опиралась  на опыт многих стран (Германии, Канады, США, Швеции). Однако если по видам налогов  она отвечает рыночному характеру  экономики, то по своей структуре  ей не соответствует.

 

Совершенствование налоговой  системы предполагает ее последовательное преобразование, устранение множественности  действующих налоговых режимов  в стране в целях создания рациональной, несущей регулирующие, стимулирующие  и фискальные функции системы, и установление единого налогового правопорядка.

 

Для этого в первую очередь  следует предусмотреть исчерпывающий  перечень налогов и сборов, которые  допустимо применять в РФ, с  сокращением общего числа налогов  и сборов (до 60 вместо более 200). Перечень региональных и местных налогов  должен быть с четкой регламентацией распределения источников доходов  между уровнями власти. Введение несовместимых  налоговых схем в регионах сильно осложняет положение налогоплательщиков в связи с необходимостью уплаты налогов в бюджеты различных  территорий.

 

Важное значение имеет  включение в состав единой налоговой  системы платежей, предусмотренных  законами, не регулирующими в целом  вопросы налогообложения: таможенные пошлины, плата за использование  природных ресурсов, отчисления в  социальные фонды и т.д.

 

До принятия Налогового кодекса  целесообразно было бы Указом Президента РФ систематизировать и привести в соответствие с Гражданским  кодексом ранее принятые нормативные  акты, касающиеся налогообложения иностранных  инвестиций.

 

В мировой практике в инвестиционном законодательстве принято устанавливать  дифференцированный режим для инвесторов. В законодательстве России также  следует предусмотреть несколько  правовых режимов для иностранных  инвесторов. Они должны применяться  в зависимости от вкладываемого капитала и от того, в какие отрасли и регионы направляются средства.

 

2. Реализация инвестиционных  проектов в регионах Российской  Федерации.

 

Предпринимательский климат регионов России изучен недостаточно. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, который совместно  с Московским национальным банком провел исследование факторов привлечения  иностранных инвесторов в различные  районы РФ, в стране нет непривлекательных  регионов: даже в "убыточных" можно  найти экономически выгодные объекты  для инвестиций; следует, однако, всесторонне  оценить совокупность факторов, которые  определяют хозяйственную целесообразность, как со стороны инвестора, так и принимающей стороны.

 

По данным центра содействия иностранным инвестициям при  Минэкономики, трудности при реализации инвестиционных проектов возникают  в таких, казалось бы, простых вопросах, как распределение получаемого  дохода, степень участия каждой из сторон, формы финансирования. Как  показывает в последнее время  практика общения администраций  регионов с зарубежными инвесторами, установить деловое сотрудничество удается в том случае, когда  и инвестор, и администрация региона  четко представляют и формулируют  свои цели, учитывают свои и чужие  интересы. Об этом говорит опыт Татарстана и Алтайского края, где переговоры о непосредственном вложении средств  со стороны американских компаний начались лишь после того, как на предварительной  стадии были решены все основные вопросы: от перечня отраслей и предприятий, нуждающихся в инвестициях, до технических  параметров проектов.

 

Для привлечения иностранных  инвесторов регионы используют законодательно предоставленную возможность самостоятельно определять количество и ставки налогов. Согласно докладу "Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения", подготовленному группой  экономистов по заказу Торгово-промышленной палаты, в части регионов законы о налоговых льготах принимаются  на один год. Это вынуждает иностранных  инвесторов действовать очень осторожно, поскольку они опасаются, что  в дальнейшем льготы могут быть отменены.

 

Один из методов предоставления инвесторам гарантий - долевое участие  регионального бюджета в проектах. Другой подход - создание инвестиционных и залоговых фондов, которые объединяют финансовые средства государства и  частных лиц. Все большую популярность приобретает такая форма привлечения  инвесторов, как выпуск областных  займов. Он широко используется в Нижегородской, Пермской и Ленинградской областях.

 

В связи с этим представляется целесообразным обмен опытом между  регионами в целях создания информационной базы данных об использовании иностранных  инвестиций в различных районах  Российской Федерации.

 

3. Приведение системы  бухгалтерского учета в России  к международным стандартам.

 

Многие западные инвесторы  и банкиры полагают, что бухгалтерский  учет в России не отвечает международным  нормам, отчетность российских организаций  непонятна их западным партнерам, не отражает реального имущественного и финансового положения отчитывающихся организаций и вообще "непрозрачна  и ненадежна".

 

Правительство РФ создало  в 1997 г. межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Она представила комплексную  программу, одной из целей которой  является переход России на международные  стандарты бухгалтерского учета; реализация ее потребует массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.

 

Постепенный переход на применение общепринятых международных форм бухгалтерского учета начался еще в 1992 г. С 1 января 1998 г. российские банки в соответствии с указанием ЦБ РФ от 18.6.97 г. перешли  на новый план счетов бухгалтерского учета, который в определенной степени  отвечает международным стандартам. Внутри самого Центрального банка был  также утвержден новый план счетов бухгалтерского учета.

 

Следует указать, что опасения зарубежных специалистов по поводу "непрозрачности" наших отчетов имеют под собой  определенные основания, но это скорее относится не к содержанию и форме  отчетности, а к ее составлению  и подтверждению. Закон "О бухгалтерском  учете", вступивший в действие в  ноябре 1996 г., предполагает, что в  составе бухгалтерской отчетности ее пользователю (адресату) представляется аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности.

 

В условиях нестабильности и частичной криминализации экономических  отношений эта мера вполне оправдана  и направлена на защиту пользователя отчетной информации от ее преднамеренного  искажения.

 

С 1993 г. отчетность, в частности  баланс, составляется в нетто-показателях, как и принято международными нормами.

 

В 1994 г. с принятием Минфином РФ Положения об учетной политике существенно расширилось применение международных принципов в российском учете, в частности была констатирована необходимость последовательного  применения учетной политики и полноты  учета всех фактов в хозяйственной  деятельности, особо подчеркнут принцип  непротиворечивости учета и отчетности во всех их структурных составляющих, указано на необходимость соблюдения принципа рациональности и полноты  бухгалтерского учета. Но главное заключалось  в том, что были определены и стали  применяться повсеместно такие  основополагающие принципы международного учета, как осмотрительность, приоритет  содержания над формой, временная  определенность учитываемых фактов хозяйственной деятельности.

 

Что касается международных  стандартов бухгалтерского учета, то представляет интерес работа, выполненная Финансовой академией при Правительстве  РФ и одной из крупнейших транснациональных  корпораций - германским концерном  РВЕ АГ. Был проведен сравнительный  анализ опыта бухгалтерского учета  на основе международной, российской и  германской практики. В марте 1997 г. на двух языках, русском и немецком, с предисловиями министров финансов России и Германии, а также руководителей  исследования профессора А.Г. Грязновой (ректор Финансовой академии) и В. Циманна (член правления РВЕ АГ) был опубликован  труд под названием "Стандарты  отчетности в синоптическом представлении: ФРГ, РФ, МСО". Деловая пресса, в  том числе экономические издания  высоко оценили этот труд, подчеркнув его значимость для развития германо-российского  экономического сотрудничества и перехода России на международные стандарты  бухгалтерского учета.

 

Представляется важным при  использовании международных норм бухгалтерского учета иметь в  виду, что действующий в России план счетов перегружен и практически  исчерпал себя. Он не отражает отложенные затраты, предстоящие процентные платежи, в нем запутана методика отражения  арендных отношений, оценки имущества, и он во многом обслуживает фискальные интересы. Необходимо ускорить принятие закона "Об аудиторской деятельности в РФ".

 

4. Совершенствование работы  зарубежных бюро Российского  центра содействия иностранным  инвестициям при Минэкономики  России.

Информация о работе Инвестиционный климат в России