Инвестиционный климат в России. Позиции России на инвестиционной арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение особенностей формирования благоприятного инвестиционного климата в России и возможностей государственного содействия этому процессу. Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
• Раскрыть суть понятия «инвестиционный климат»;
•Показать механизм формирования оценки инвестиционного климата;
• Описать государственные меры совершенствования благоприятного инвестиционного климата в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие «инвестиционный климат». 5
1.1 Механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата 6
1.2 Внутренние источники инвестирования. 10
1.3 Критерии оценки инвестиционного климата страны. 13
Глава 2. Инвестиционный климат в России. Позиции России на инвестиционной арене. 17
2.1 Экономические проблемы инвестиционного климата России. 20
2.2 Неэкономические проблемы инвестиционного климата России. 22
Заключение. 29
Список литературы: 31

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

     .В  2006г. в экономику России поступило  $55,1 млрд иностранных инвестиций, что всего на 2,7% больше показателя 2005 года, когда рост иностранных инвестиций составил 32,4%. Прямые иностранные инвестиции в 2006 году составили $13,68 млрд., что на 4,6% больше, чем в 2005 году. В 2005 году их рост был равен 38,8%. 

     Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2006г. составил $14,3 млрд. В 2006г. из России за рубеж направлено $52,0 млрд иностранных инвестиций, или на 67,0% больше, чем в 2005 году. В 2007 году общий объем прямых инвестиций составил уже $71 миллиард.

     Таким образом, Россия стала крупнейшим получателем иностранных денег в Юго-Восточной Европе и странах СНГ. Основными факторами инвестиционной привлекательности России обычно называются высокие темпы роста экономики,   резкое увеличение потребления и огромный потенциал внутреннего рынка. Также показателем благосостояния экономики являются высокие темпы роста ВВП (6.5% в 2007 году).

     Продолжает  укрепляться финансовое положение  России. Оно базируется

       преимущественно на значительных запасах Стабилизационного фонда, сформированного в основном за счет "излишков" доходов от экспорта российских топливно-энергетических ресурсов. Объем его за 2006 г. увеличился более чем в два раза, и по состоянию на 1 января 2007 г. превысил $90 млрд. Продолжающийся рост золотовалютных резервов, размер которых в 2006 году вырос на 66,7% и составил $303,7 млрд., также служит дополнительной защитой экономики от внешних шоков. Все это говорит о наличии макроэкономической стабильности, и том, что Россия как государство платежеспособна и может гарантировать устойчивость национальной валюты.

     Увеличилась степень доверия кредиторов к  государству, что во многом связано  с погашением Россией внешних  долгов, 21,3 миллиарда долларов были выплачены парижскому клубу кредиторов в 2006 году.

     В результате по версии крупнейших рейтинговых агентств Fitch и Standard and Poor's, российский суверенный рейтинг всего лишь на одну ступень отстает от категории "А" с наиболее высокой кредитоспособностью.

     Окончание переговоров о вступлении России в ВТО также вызвало интерес среди инвесторов. 

     Исходя  из вышеизложенных данных, мы можем  заключить, что, несмотря на ряд существенных проблем, инвестиционный климат России становится одним из наиболее благоприятных.

     Инвестиционную  привлекательность можно характеризовать  не только количественным показателем инвестиций, но также и качеством инвестиций.

     В конце девяностых годов инвестиционные вложения в Россию преимущественно  носили спекулятивный характер, то есть они были краткосрочными. Большинство иностранных инвесторов в России стремились быстро заработать деньги и уйти. Сейчас прямые иностранные инвесторы в России, конечно, тоже стремятся к прибыли, но они уже не торопятся уходить. Они нанимают российских специалистов и вкладывают деньги в их обучение, платят в России налоги и приносят новые управленческие технологии. Такая тенденция возникла в ходе экономических реформ и выросшей цены на энергоносители, которая дала России ресурсы для перестройки экономики.

     По  результатам проведенного компанией "Эрнст энд Янг" опроса по инвестиционной привлекательности европейских стран, в котором приняли участие более 500 топ-менеджеров европейских, американских и азиатских компаний, Россия заняла второе место в Европе по количеству компаний, планирующих здесь инвестиционные проекты. В этом списке Россия опередила Великобританию, Францию, Швейцарию и уступила первенство только Германии. Такие результаты подтверждают мнение, которое мы слышим от потенциальных инвесторов вот уже более года: Россия в ходе реформ становится привлекательной площадкой для проектов и деятельности многих международных компаний. Уверенность иностранных инвесторов в перспективах и потенциале страны привела к тому, что долгосрочные прямые иностранные инвестиции в Россию становятся приоритетом в стратегии иностранных инвесторов.

     Наиболее  важной из проблем притока инвестиций является конкуренция. Нельзя забывать, что кроме России есть и ряд других стран, с которыми она конкурирует за потенциального инвестора. В борьбе за инвестора Россия имеет двух главных конкурентов, это Китай и Индия. Причем позиция России сильно отстает от позиций соперников. О месте России в "рейтинге экономик" говорил министр финансов Алексей Кудрин. Он отметил, что по уровню инвестиционной привлекательности Россия сейчас находится на 11-м месте, переместившись с 8-го, которое было у нее в 2003 г. В то же время Китай прочно удерживает 1-е место, а Индия вышла на 3-е место по сравнению с 6-м, которое имела 2 года назад.

     Россия, Индия и Китай являются одними из наиболее успешно развивающихся  в экономическом отношении стран. В ближайшем будущем им суждено оказаться в эпицентре глобальных процессов, которые могут привести к смене лидеров, как в экономике, так и на международной арене. Каждая из этих трех стран по многим показателям является потенциально мощным игроком на международном рынке, способным определять стратегию и тенденции развития экономики всего мира. Кто из них станет лидером, зависит от многих факторов, и, в первую очередь, от того, кто победит в борьбе за привлечение международных инвестиций. Потенциалы развития этих стран во многом сравнимы, благодаря наличию значительных природных и трудовых ресурсов, размеру внутреннего рынка и возможности использования передового западного опыта управления. Впрочем, и проблемы у них общие – это и высокий уровень коррупции, и непредсказуемые действия властей, и издержки судебной системы. В итоге, победить удастся лишь одной из них – той, которая наиболее быстро и эффективно установит прозрачные и предсказуемые правила игры для всех участников рынка, внедрит их и начнет неотступно им следовать.

2.1 Экономические проблемы инвестиционного климата России.

     Как и в любой другой стране, экономическая  система России несовершенна. Имея хорошие показатели по одним макроэкономическим параметрам, она может уступать в  других. В ходе сложившейся конкуренции инвестиционных климатов стран, процесс формирования инвестиционного климата заключается в исправлении несовершенств, делая страну более привлекательной для инвесторов. Основные проблемы формирования инвестиционного климата заложены в факторах экономической системы, которые этот климат создают.

     Главной особенностью препятствий на пути инвестирования является то, что с течением лет  эти препятствия не изменяются. Председатель и главный исполнительный директор компании Ernst&Young Джеймс Терли на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) в прошлом году отметил то же, что и отмечалось годами ранее исследовательскими группами и опросами среди инвесторов: инвесторам мешают работать административные барьеры, коррупция, избирательное толкование законов чиновниками.

     По  словам заместителя главы Минэкономразвития  Кирилла Андросова, правительство  ведет активную работу по устранению этих барьеров. В частности принято  четыре из семнадцати технических регламентов, использование которых в значительной степени улучшит инвестиционный климат. Остальные тринадцать планируется принять до 2010 года. Но, как отмечает думский комитет по экономике, на сегодняшний день уже должно быть двести регламентов, а четыре принятых не являются первоочередными.

     «Из-за существующей «вязкой» системы госстандартов  и согласований страна не только не получила большого количества иностранных  инвестиций, нанесен вред и отечественному бизнесу» - отметили в комитете.

     Однако  правительство не так бездействует, как это кажется на первый взгляд. В феврале 2007 года правительство одобрило в целом законопроект, регулирующий участие иностранцев в капитале российских компаний в стратегических отраслях промышленности. Данный законопроект в целом способствует инвестиционному климату, так как подразумевает процедуру отказа от принятия инвестиций мотивированной и усложненной. Инвестиционная комиссия может принимать только положительные решения в регламентированный срок. Решения по отказу принимаются совместно с правительством, в случае если иностранный контроль над акциями создает угрозу национальной безопасности.

     В том же году был принят законопроект, четко регламентирующий права и  обязанности иностранных инвесторов в сфере разработке недр. Были прописаны  сферы влияния иностранных инвесторов. Они не смогут участвовать в разработке месторождений урана и алмазов, а также некоторые крупны месторождения золота и меди, также не смогут контролировать разработки континентального шельфа, а также месторождения нефти и газа с запасами более 70 млн. тонн и 50 млн. куб. м соответственно.  Не смотря на то, что законопроект ограничивает действия инвесторов, они им довольны, так как законопроект устанавливает четкие правила инвестирования.

     Другая  проблема заключается в сильном  налоговом бремени, созданном правительством. Наряду с этим, на данный момент не регламентирован порядок налоговой инспекции, что позволяет налоговым службам произвольно подвергать проверке любое предприятие. Также часто происходят конфликты между налоговой инспекцией и частными компаниями.

     Для разрешения этих вопросов правительство  нуждается в налоговой реформе  и создании специальных подразделений  аудита на каждом уровне Федеральной  налоговой службы, к которым сможет апеллировать налогоплательщик в случае возникновения разногласий с проверяющими органами. В этих подразделениях будут работать высококвалифицированные специалисты, способные объективно оценить возникающие ситуации и получающие за это соответствующую зарплату.

     В рамках предстоящей налоговой реформы  будет ограничен перечень документов, которые необходимо предоставлять налогоплательщику в ходе камеральных проверок и этот перечень будет исчерпывающим. Налоговые органы также будут ограничены в сроках проведения налоговых проверок с тем, чтобы они не могли быть приостановлены и продлены на неопределенный срок. Будут также существенно ограничены основания для повторной проверки. Также планируется снижение налогов на один процент ВВП в год. Планируемая реформа не только упростит процесс налогообложения, но и ослабит административный барьер, оставит меньше возможности для коррупции.

2.2 Неэкономические проблемы инвестиционного климата России.

     Помимо  факторов, относящихся к экономике  на инвестиционную привлекательность  страны действуют и другие аспекты, такие как уровень преступности, состояние научной и юридической сферы. Перечисленные и другие аспекты могут влиять на инвестиционный климат как сами по себе, так и обуславливая собой экономические аспекты.

       Одним из крупных недостатков  российской экономики является неподготовленность кадров. При макроэкономической оценке этот фактор не учитывается, но при оценке инвестиционной привлекательности отдельно взятого предприятия он играет важную роль. При этом складывается парадоксальная ситуация, при которой страна располагает лучшими ресурсами людскими мира (как наследством советского образования), но не умеет эффективно использовать данный ресурс. В стране интеллектуальная собственность подвержена низкой оценке и является незащищенной. В результате именно те, кто генерирует идеи и производит продукцию, являются бедными. Из бедности вытекает и невозможность получить качественное образование, которое сейчас стоит крупных денег. Мало кто из жителей регионов может позволить себе потратить на обучение ребенка 7-8 тысяч долларов в год – именно в такую сумму сейчас обходится обучение в престижном столичном вузе и проживание в Москве. Это явление сопровождается деятельностью многочисленных региональных филиалов, уровень подготовки в которых не соответствует Госстандарту. Как следствие, высокотехнологичные отрасли, о необходимости развития которых говорят в правительстве, начинают испытывать дефицит молодых высококвалифицированных кадров. Таким образом, реформа образования, которая также обсуждается сейчас представителями власти и профессионального сообщества – еще один путь улучшить инвестиционный климат, используя потенциал, накопленный в советское время.

     О неэффективности использования  людских ресурсов также говорит  состояние российской науки, от которой  напрямую зависит научно-технический  прогресс. Главным образом неудовлетворительное состояние науки является результатом низкого оклада деятелей науки и недостаточного финансирования программ развития инновационных технологий.

     Причина такого состояния заключается в практическом отсутствии очевидной связи: новых технологий, создаваемых российскими учеными и инженерами и используемых для производства новых продуктов и радикального снижения издержек производства (как новых, так и традиционных товаров и услуг). Между тем в современной мировой экономике технологические инновации действительно стали "ведущей производительной силой" - основным орудием конкурентной борьбы, определяющим темпы экономического роста и динамику относительной экономической мощи государств. Всего несколько слаборазвитых стран продолжают надеяться преимущественно на свои природные богатства и дешевую рабочую силу.

Информация о работе Инвестиционный климат в России. Позиции России на инвестиционной арене