Инвестиционный климат в России и пути его улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание

Подводя итоги, можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в экономику России остается на низком уровне. В целом объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций является незначительным и не отвечает задачам стабилизации долговременного экономического роста. Импорт инвестиций в экономику России значительно меньше, чем экспорт капитала из России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие иностранных инвестиций 4
1.1. Понятие иностранных инвестиций и инвестиционный климат 4
1.2. Законодательство об инвестициях в Российской Федерации 6
Глава 2. Характеристика иностранных инвестиций в России: 10
2.1. Иностранные инвесторы и российские организации с иностранными инвестициями 10
2.2. Основные направления улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации 11
Заключение 15
Список используемой литературы: 16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная иностр.инвест.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

     Описанные выше тенденции в развитии законодательства об инвестициях в той или иной форме нашли отражение в законодательных и иных актах, принятых на современном этапе развития законодательства об инвестициях.

 

Глава 2. Характеристика иностранных инвестиций в России:

2.1. Иностранные инвесторы  и российские организации с иностранными инвестициями

 

     ФЗ (ст. 2) определяет лиц, которые могут  выступать в качестве иностранных  инвесторов в РФ. В целом по сравнению  с предыдущим законом перечень таких  лиц практически не изменился. Он лишь пополнился организациями, не являющимися юридическими лицами по законодательству страны их создания и имеющими право по законодательству этой страны осуществлять иностранные инвестиции на территории РФ. Необходимость предоставления подобным организациям данного права предусматривалась еще в проектах 1994 г. При наложении вето на Закон Президент указал, что организации – неюридические лица не могут выступать в качестве субъектов гражданских правоотношений. Однако это замечание не было принято специальной комиссией, и такие организации получили право осуществлять иностранные инвестиции на территории РФ. На практике в качестве инвесторов-организаций, не являющихся юридическими лицами, в первую очередь могут выступать объединения лиц на основе договора о совместной деятельности.

     Одним из способов присутствия иностранных  инвесторов на российском рынке является создание филиалов. Однако филиалы  иностранных юридических лиц  в РФ не являются юридическими лицами и, следовательно, не считаются самостоятельными иностранными инвесторами. Поэтому льготы и ограничения распространяются непосредственно на головную организацию, которая несет имущественную ответственность по обязательствам в связи с деятельностью филиала.

2.2. Основные направления  улучшения инвестиционного  климата в Российской  Федерации

     Основная  причина незначительных объемов  привлечения иностранных инвестиций заключается в наличии неблагоприятного инвестиционного климата в российской экономике.

     В последнее время произошло улучшение  макроэкономической ситуации. Стала  более благоприятной ситуация на мировых рынках. Однако целый ряд проблем по-прежнему оказывает негативное воздействие на состояние инвестиционного климата.

     Частные инвесторы принимают решения  об инвестировании, ориентируясь в  основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:

  • наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;
  • недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;
  • несовершенная законодательная база, ее некомплексность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;
  • дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;
  • недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

     Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют  эффективно конкурировать с другими  странами за привлечение иностранных  инвестиций на мировых рынках капиталов.

     Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.

     Иностранный инвестор видит серьезную проблему в том, что российское инвестиционное законодательство разрабатывается  без учета стандартов международного инвестиционного сотрудничества.

     Мировая экономика все основательнее  становится на путь глобализации. Развитие процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского  инвестиционного законодательства стандартам международного инвестиционного сотрудничества.

     Набирает  силу процесс либерализации инвестиционной деятельности. Меры по либерализации инвестиционного процесса включают в себя обеспечение льготного режима осуществления инвестиций, либерализацию регулирования прав собственности, упрощение разрешительных процедур, ослабление государственного контроля.

     Таким образом, требования к благоприятности  инвестиционного климата в связи  с развитием международного инвестиционного  сотрудничества возрастают.

     К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций. Однако Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного климата и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный Закон не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ряд формулировок имеет расплывчатый характер.

     Кроме того, Закон устанавливает только один режим осуществления инвестиций – национальный режим. В целом новый Закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

     Состояние инвестиционного климата в значительной мере предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение  иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Однако работу по развитию правовой базы, регулирующей реализацию соглашений о разделе продукции, нельзя считать завершенной.

     Состояние инвестиционного климата предопределяется наличием мер стимулирования инвестиционной деятельности. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально - экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение Закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.

     Кроме того, Закон не устанавливает конкретные льготы, а только предусматривает обеспечение стабильных условий осуществления инвестиций. Однако если рассматривать стабильность инвестиционного процесса исходя из положений Закона, то значительного продвижения в этом вопросе не наблюдается.

     Состояние инвестиционного климата предопределяется также наличием весьма сложной процедуры  согласования технико - экономических  обоснований и проектов строительства  и получения разрешительной документации на их реализацию.

     Состояние инвестиционного климата предопределяется также действующей процедурой регистрации предприятий с иностранными инвестициями. В России действует разрешительный режим регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Для этого требуется предоставить большое число документов, завизированных различными организациями. Кроме того, это дорогостоящий процесс. Поэтому иностранные инвесторы заинтересованы в упрощении процесса регистрации предприятий.

 

Заключение

     В целях создания благоприятных условий  для привлечения иностранных инвестиций необходимо упорядочить систему государственного контроля деятельности предприятий. Прежде всего, ограничить полномочия и пересмотреть функции органов исполнительной власти, правомочных проводить проверки предприятий, организаций и применять меры административного воздействия, за исключением налоговых и финансовых органов.

     Осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного  климата позволит активизировать инвестиционный процесс и получить дополнительные инвестиции для осуществления экономического роста.

     Экономический потенциал России, богатые природные  ресурсы, относительно емкий национальный рынок, высокий научный потенциал  позволяют реализовать значительно  большие объемы иностранных инвестиций.

     В последнее время происходят изменения  страновой структуры годовых объемов иностранных инвестиций. Изменилась также отраслевая структура годовых объемов иностранных инвестиций.

     Подводя итоги, можно сделать вывод, что  приток иностранных инвестиций в  экономику России остается на низком уровне. В целом объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций является незначительным и не отвечает задачам стабилизации долговременного экономического роста. Импорт инвестиций в экономику России значительно меньше, чем экспорт капитала из России. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

 
 
  1. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений"   от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ
  2. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ
  3. Федеральный закон "О cоглашениях о разделе продукции»  от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ
  4. Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ
  5. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2002
  6. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебник. – М.: Зерцало, 2004
  7. Иванов А.А., Кучумов А.В. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство «Элит», 2007*
  8. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебник. – М.: Юрист, 2002
  9. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – М.: ИТК «Дашков и К», 2008
  10. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебное пособие / Под ред. Е.П. Пузаковой. – М.: Экономистъ, 2008
  11. Кривенький А.И. Правовое регулирование международных экономических отношений: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006
  12. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. –  5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  13. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник. - М.: Экономистъ, 2007

Информация о работе Инвестиционный климат в России и пути его улучшения