Инвестиционный климат Среднего Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:11, реферат

Описание

Инвестиционная привлекательность региона представляет собой систему или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный регион. В зависимости от временного горизонта могут быть выделены текущая и перспективная инвестиционная привлекательность.

Значительная часть факторов инвестиционной привлекательности и выражающих их показателей является общей для всех или большинства структурных уровней экономики. Таковы, например, объем внутренних инвестиционных ресурсов, темпы изменения прибыли и объемов производства, доля убыточных предприятий в общем их количестве.

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционный климат Среднего Урала.rtf

— 162.84 Кб (Скачать документ)

      - уменьшение количества убыточных предприятий;

      - сокращение числа бартерных расчетных операций между хозяйствующими субъектами;

      - положительная внешнеэкономическая конъюнктура и другие.

      По сравнению с 2000 годом в 2004 году структура инвестиций в нефинансовые активы показала положительную динамику. В среднем по предприятиям Среднего Урала вложения в основной капитал составили 82%, (прирост - 20,5%); затраты на капитальный ремонт - 13% (в 2000 году - 10,6%); инвестиции в нематериальные активы - 1%. Запасы оборотных средств - 4%.

      Если в целом по Российской Федерации в структуре распределения инвестиции отмечена тенденция большего направления вложений (65%) в отрасли, оказывающие услуги, то в Челябинской области более половины (59%) - в производящие отрасли.

      Среди отраслей по наибольшему удельному весу в структуре инвестиции следует выделить черную и цветную металлургию (в силу благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры); предприятия транспорта (в связи с новой политикой цен). Металлургические предприятия региона, их коллеги из отраслей машиностроения и металлообработки кроме инвестиций в основной капитал были лидерами во вложениях в нефинансовые активы (акции, облигации). Структура их распределения: 30% - долгосрочные, 70% - краткосрочные инвестиции.

      По данным Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук, за последние пять лет иностранные вложения в экономику Урала составили 2757 млн. долларов США (5,5% от инвестиции в экономику России). В 2003-2004 годах по сравнению с 2000-2002 годах рост составил более чем в 2 раза (3,2% и 8,7%).

      Несмотря на положительную динамику иностранных инвестиций нельзя не отметить и осторожность зарубежных партнеров. Причины этого лежат во многих факторах, определяющих инвестиционный климат и привлекательность как России в целом, так и отдельных регионов. Среди наиболее значимых экономистами отмечаются финансовый и потребительский (бюджетные расходы, доходы населения, прибыль предприятий; покупательная способность населения). Для стран с переходным типом экономики, куда относится и Россия, немаловажным является степень роста вложений. Сюда относят и сбалансированность бюджета, и финансовое состояние предприятий, устойчивость законодательной базы, налоги, политическую стабильность.

      Положительные данные за 2000-2008 годы в то же время не могут быть поводом для успокоенности. Оживление инвестиционной активности в известной степени сдерживается внешними и внутренними факторами. Если повлиять на первые (мировой экономический спад, колебания цен на экспортную продукцию на мировых рынках и т.д.) невозможно, то внутренние (высокая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики, высокая цена кредитов, снижение платежеспособного спроса) вполне возможно минимизировать при собственном желании и политической воле региональных и федеральных властных структур.

      Одним из примеров подобного подхода - попытку стимулировать привлекательность инвестиционного поля в Челябинской области - можно считать принятие областными властями закона, предусматривающего компенсацию возможных потерь инвесторов средствами региона. Гарантия безопасности капиталовложения в отечественную экономику является во многом ключевым фактором для потенциального инвестора. Закрепленная законодательно гарантия - это существенный шаг. Быть может, в перспективе не только природные ресурсы, являющиеся по своей сущности малоликвидными, но и консолидированные средства крупных предприятий могли бы стать очередным шагом в закреплении гарантий, уменьшении инвестиционных рисков.

      Среди наметившихся в последние годы процессов на инвестиционном рынке следует отметить, с одной стороны, положительную, а с другой, весьма противоречивую тенденцию, без прогнозного учета которой сложно определить перспективы инвестиций. Речь идет о росте инвестиций в промышленное строительство с одновременным сокращением затрат на оборудование. Данное обстоятельство до последнего времени компенсировалось возможностью (для обладателей валютных доходов) инвестировать обновление производства из собственных средств. Но события на внешнем и внутреннем рынках в 2005 году эту тенденцию пока тормозят. Это связано с увеличением внутренних тарифов на электроэнергию и транспортные услуги и падением на продукцию цен на мировых рынках цветных металлов. Своевременно произведенные вложения, грамотная диверсификация производственных и финансовых ресурсов, открытие сопутствующих производств позволяют предприятию сохранить определенный уровень стабильности. Однако уже сегодня можно говорить о соответствующем сокращении инвестиционной активности на предприятии.

      В подобных условиях заслуживает внимания и всесторонней поддержки ряд мер, предлагаемых учеными-экономистами Института экономики УрО РАН:

      - концентрация имеющихся ресурсов в целях их трансформации в инвестиции;

      - поддержка и гибкое государственное регулирование диверсификационных процессов на рынке финансовых услуг;

      - организация государственных закупок оборудования (прежде всего капиталоемкого) с последующей передачей его в лизинг эксплуатирующим предприятиям и организациям;

      - повышение роли ответственности субъектов Российской Федерации в вопросах управления инвестиционной деятельностью;

      - формирование многоуровневой системы финансирования инвестиционной деятельности, базирующейся на принципах взаимной выгоды и приоритетности вложений в наиболее эффективные инвестиционные проекты;

      - последовательное развитие инвестиционно-финансовой инфраструктуры с участием в качестве учредителей этих финансовых институтов территориальных и муниципальных органов исполнительной власти;

      - организация банковских и страховых союзов, пулов и других структур, гибкое государственное регулирование их в целях обеспечения эффективного кредитования крупных приоритетных инвестиционных проектов.

      (Стратегические приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2010 года (концептуальные основы стабилизации и динамичного обновления). Екатеринбург, 2005. С. 57)

      Одной из существенных составляющих при определении инвестиционной привлекательности региона, как упоминалось выше, является интеллектуальный потенциал территории. Его состояние самым непосредственным образом влияет на сохранение и развитие такого фактора инвестиционного климата, как поддержка предприятий и организаций инновационной направленности, обеспечивающих создание научно-технического потенциала и, в итоге, стабильность экономики региона и государства.

      Глава свердловского правительства Анатолий Гредин на сегодняшней пресс-конференции провел презентацию областного бюджета-2011. По информации премьера главный финансовый документ области на будущий год будет умеренно-оптимистичным, социально-ориентированным и инфраструктурно-перспективным. По словам Гредина, занимаясь работой над проектом бюджета-2011, специалисты во многом ориентируются на последний докризисный свердловский бюджет-2008. Поскольку основная задача властей выйти именно на докризисный уровень развития экономики. Кстати, уже есть определенные сдвиги в социально-экономическом развитии области, и эксперты прогнозируют увеличение доходной базы бюджета на 5,5% по сравнению все с тем же бюджетом 2008 года.  
«Существует 3 варианта бюджета, и мы склонны к его формированию на основе оптимистично-умеренных прогнозов реализации программы развития Свердловской области в 2011-2012 годы. Планируется, что доходная часть бюджета составит в итоге порядка 138 млрд. рублей», - рассказал премьер. 
Эти прогнозы обусловлены серьезными качественными изменениями в экономике региона. Так, например, к концу года эксперты ожидают значительный прирост в машиностроении, ВПК, металлургии и малом и среднем бизнесе области. По крайней мере, именно к этому ведут как глобальные, так и региональные экономические изменения. Улучшается инвестиционный климат, растут заказы и цены на экспортные товары, которые производит Средний Урал. Помимо роста традиционных НДФЛ и налога на прибыль организаций, ожидается, что хорошую наполняемость бюджета также обеспечат программы по привлечению дополнительных средств. Не секрет, что Свердловская область принимает активное участие в федеральных программах софинансирования. Только по ним в следующем году в областной бюджет поступит от 5 до 9 млрд. рублей. 
Нельзя забывать и о проекте выпуска облигаций, доход от продажи которых будет направлен в Корпорацию «Развитие Среднего Урала». Корпорация в свою очередь займется развитием инфраструктуры для реализации программы малоэтажного строительства. В следующем году область должна выйти на уровень 2 млн. кв. м. жилья, но для того, чтобы достичь прогнозируемых результатов, нужны серьезные вливания в создание инженерных сетей, подчеркнул Гредин.

      Процентное соотношение активной части накоплений и пассива в Свердловской области и на Урале в целом приблизительно такое же, как и в Российской Федерации. В то же время в регионе весьма продуктивно работают первые негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Из шести фондов в области функционируют три специализированных НПФ «Связист», НПФ «Электроэнергетики», НПФ «Пенсион Инвест», в задачи которых входит пенсионное обслуживание своих сотрудников. Помимо решения социальных проблем пенсионеров, НПФ активно инвестируют свой капитал в различные секторы экономики. По данным комитета по экономике Челябинской области, совокупные активы НПФ в I полугодии 2005 составили 137,8 млн. рублей, что на 58,2% выше аналогичного прошлогоднего показателя. Инвестирование в экономику региона НПФ за этот же период увеличилось на 39,6%.

      Кроме названных выше источников формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе можно было бы назвать еще не одну позицию. Но считаю перечисленное выше достаточным для рельефной характеристики привлекательности области в глазах потенциальных инвесторов.

      Стратегические иностранные инвестиции придут в область в том случае, если власть продолжит работу по формированию благоприятного инвестиционного климата внутри региона и будет активно продвигать область на международной арене. Нужно лишь создать условия, а бизнес сам увидит, как и куда ему вкладывать деньги.

      В 2007 году произошло немало знаменательных для экономики России событий. В частности, на прошлый год пришелся максимальный объем выплат в счет внешней задолженности, составлявший около $17 млрд долларов.

      Для Урала в целом 2007 год, как и 2005-й, ознаменовался значительным ростом иностранных инвестиций, превысив оптимистические прогнозы, ранее высказывавшиеся официальными лицами. В 2007 году от иностранных инвесторов в организации области поступило более $1,0 млрд иностранных инвестиций, на конец года объем накопленных иностранных инвестиций (накопленные иностранные инвестиции - общий объем иностранных инвестиций, полученных или произведенных с начала вложения с учетом погашения - выбытия, а также переоценки и прочих изменений активов и (обязательств) составил $632,1 млн прямым счетом (без переоценки и прочих изменений), что в 2,09 раза больше суммы накопленных инвестиций на начало 2007 года. Темп роста иностранных инвестиций составил 125,8 процента относительно 2006 года. При этом темпы роста иностранных инвестиций в экономику России в целом выше - 150,1 процента в 2007 году. Для сравнения: в 2006 году в Россию вложили на 138,7 процента больше, чем в 2005 году, а в 2005 году - на 130,1 процента больше, чем в 2004-м.

      В общей структуре поступивших инвестиций непосредственно прямые инвестиции в организации Свердловской области в 2007 году составили 1,7 процента - или мизерные 0,3 процента - от общего объема прямых инвестиций в организации России. По сути, это означает, что в 2007 году интересных для стратегического иностранного капитала инвестиционных проектов на территории области не было. Притоку иностранных инвестиций противостоит их изъятие или погашение. Поступление инвестиций в 2007 году заметно превышало их изъятие. Российские организации производили инвестирование средств в организации иностранных государств. Тем не менее итоговое инвестиционное сальдо организаций России и Урала по итогам 2007 года было положительным.

      Основные потоки иностранного капитала в организации Свердловской области приходятся на три государства:

      80 процентов общего объема иностранных инвестиций в 2008-2009 годах поступило из Швейцарии, Люксембурга и Великобритании. Еще пять государств увеличивают это число до 95 процентов - Казахстан, Гонконг, Украина, Виргинские острова и Австрия.

      В целом по России картина в разрезе стран-инвесторов несколько иная: 68,7 процента накопленных инвестиций приходится на Германию, США, Кипр, Великобританию, Францию, Нидерланды.

      Тем не менее в мире основные капиталы приходятся на долю развитых стран, таких как США, Германия, Франция, Япония. В структуре инвестиций в экономику области доля этих стран крайне низка.

      Во многом такой расклад по странам-инвесторам объясняется структурой организаций - получателей инвестиций. Если в целом по России в 2009 году в промышленность поступило 41,4 процента иностранных инвестиций, а в торговлю и общественное питание 35,4 процента, то по Свердловской области 99,8% иностранных инвестиций пришлись на промышленность, более того, 98,% иностранных инвестиций было направлено в сектор черной металлургии, а 1,5 процента - в цветную металлургию.

      Остается добавить, что только 10 процентов иностранных инвестиций в черную металлургию Свердловской области были направлены в модернизацию основных фондов, 50 процентов пошло на оплату сырья, материалов и комплектующих, по 15-20 процентов направлено по статьям погашения кредитов и на «прочее».

      В данный момент Россия на внешних рынках капиталов привлекает инвесторов преимущественно в нефтегазовый сектор, металлургию и торговлю. Тем не менее иностранные инвесторы надеются, что экономика России станет в ближайшие годы более диверсифицированной, что позволит вкладывать средства и в другие отрасли.

Информация о работе Инвестиционный климат Среднего Урала