Инвестиционно-инновационная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:55, реферат

Описание

В работе определены сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики как деятельности государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования, состав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу, инвестиционный процесс и инвестиционный климат.
Объектом исследования в этой работе является определения факторов, влияющих на эффективность регулирования инвестиционной деятельности России.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики
1.1 Становление и развитие инновационной деятельности экономики
1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
1.3 Инвестиции в основной капитал
Глава 2. Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства
2.1 Механизм реализации инвестиционной политики
2.2 Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ
2.3 Исследование сложившейся ситуации инвестиционного климата
Глава 3. Анализ развития инвестиционной деятельности РФ
3.1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации
3.2 Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

политика инвестиций.doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

• продолжение рыночных реформ при сырьевой ориентации народного хозяйства, чреватой распадом федеративного государства;

• активизация экономических преобразований на основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новой социально-экономической стратегии, а также интеграции страны в мировое хозяйство.

Государственное внедрение инновационного развития обеспечит устойчивый спрос на инвестиции, который может обслуживаться инвестиционно-финансовыми структурами, денежно-кредитной системой. Формирование рынка инноваций, в свою очередь, зависит от стимулирования спроса на средства труда и импортозамещения путем приоритетного инвестирования производства наукоемких технологий, машин и оборудования для потребителей всех секторов экономики. Необходимо создание государственной институциональной системы, интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации инновационное - инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Создание эффективного механизма инновационной деятельности и формирование инновационной экономики помогут осуществить научно-технологический прорыв России в XXI веке. Возможности социально ориентированного научно технологического прорыва определяются социальными компонентами инновационной политики, степенью их взаимодействия и важнейшими приоритетными направлениями инновационной деятельности, что является главным фактором этого прорыва, социальный прогресс достигается на основе инновационного развития, а последнее обеспечивается социальными условиями общества. В первую очередь, здесь важны повышение квалификации научной и технической интеллигенции и ее социальной обеспеченности, доступность высококачественного высшего образования всем слоям общества, наличие у всех слоев населения жизненно необходимых благ.

Современная Россия обладает уникальными национальными ресурсами, которые будут способствовать формированию инновационной экономики, конечно при правильном и разумном управлении ими.

Возможен весьма эффективный инновационный путь развития экономики, предполагающий взаимосвязанное прорывное развитие научно-технической,производственной,финансовой,социальной,институциональной и других сфер общества. При этом стержнем может стать государственный протекционизм научно-технического развития, обеспечивающий социально ориентированный инновационно-технологический прорыв.

Понимая перспективность этого направления развития экономики, многие развитые страны мира целенаправленно осуществляют переход к непрерывному инновационному процессу в управлении экономическим ростом общественного хозяйства. Проведение НИОКР и инновационная деятельность занимают все большее место в инвестиционных расходах, значительно превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку в ВВП развитых стран, интенсивность НИОКР и внедрение их результатов в реальное производство во многом определяют сегодня уровень экономического развития страны. На долю новых знаний и изобретений, воплощаемых в технологиях, оборудовании, системах машин, подготовке кадров, организации и планировании производства в развитых странах, приходится не менее 60…80 % прироста ВВП. Внедрение новых наукоемких технологий и систем машин стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности общественного производства и улучшения качества товаров и услуг. Огромное значение государственного стимулирования научно-технического прогресса и инновационной деятельности в обеспечении современного экономического роста определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, связанным с внедрением инноваций; зависимостью от степени развития общей научной среды и инновационной инфраструктуры; значительной капиталоемкостью научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию инноваций; требованиями к научно-технической квалификации кадров; необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности.

Инновационно-инвестиционный процесс можно понимать в узком и в широком смысле слова. В узком смысле слова, инновационное инвестирование представляет собой вложение средств в новые продукты и технологии.

Замещение капиталов происходит на каждом этапе инновационного процесса. Государство финансирует фундаментальную науку через научные гранты, вложения в инновационную инфраструктуру. Это привлекает разного рода научные коллективы, которые конкурируют между собой за получение финансирования всевозможных исследований и разработок. Задача этого этапа — получить избыток инновационных идей, понимая, что большинство из них не увенчаются успехом, но это позволяет создать условия для замещения капитала. Патенты и изобретения приобретаются частными фирмами, чьи акции покупают инвесторы в надежде на получение сверхприбыли. Таким образом инновационная экономика получает следующий приток финансирования уже не за счёт государства, а за счёт частных инвесторов.

Как только разработки достигают следующего уровня, инновационные компании вырастают до состояния когда становятся интересными для более крупных корпораций, инновационных и венчурных фондов и прочих организаций. Таким образом, ещё до этапа доведения будущих разработок до опытных образцов, рынок разогревается, начинают привлекаться иностранные инвесторы, производственные компании, покупающие разработки на основе которых они смогут запустить технологические новинки. К примеру, корпорация Интел объявляя, что к 2015 году она создаст компьютер на основе нанотехнологий, уже сегодня обеспечивает рост своих акций.

 

1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения в целевую программу в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции могут предоставляться не только государственным предприятиям. Если они направляются другим юридическим лицам, это влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества этих лиц. Для включения таких расходов в бюджет необходимо полное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проекта договора об участии государства или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:

-снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

-проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

-осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

-формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения

-эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, представления государственных гарантий.

-ключевая роль формирования капиталовложений для реформирования экономики России;

-пути реструктуризации источников инвестиций;

-приоритеты федеральной инвестиционной программы (60-70 %)

-государственных инвестиций на социальные программы, (30-40 % на производственную сферу);[2]

-критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств федерального бюджета (эффективность, окупаемость, вложения в «точки роста» экономики);

-ориентиры (примерные нормативы с учетом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранных инвестиций;

-задачи по активизации участия регионов в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;

-пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса (в частности, развития информационно-консультативной системы);

Государство посредством денежно-кредитной и финансовой политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру самих инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и т.д.) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на экономическое и социальное развитие страны, осуществляется: в соответствии с государственными инвестиционными программами; прямым управлением государственными инвестициями; введением системы налогов с дифференциацией налоговых ставок и льгот; предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета в форме субсидий и бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей хозяйства и производств; проведением взвешенной амортизационной, кредитной и ценовой политики исходя из реального состояния хозяйственной системы: действующими на территории РФ правилами пользования землей, ее недрами и другими природными ресурсами;

Бюджетная политика государства в сфере реальных инвестиций заключается в утверждении в составе федерального бюджета наряду с объемом текущих расходов (защищенных статей) бюджета развития, предназначенного для финансирования инвестиционных и фундаментальных инновационных программ государственного значения. Поэтому бюджетные ассигнования остаются важным источником финансового обеспечения капитальных вложений.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:[3]

1) РФ с иностранными государствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты;

2) из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются приоритетные инвестиционные проекты;

3) Правительство РФ формирует и утверждает перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;

4) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ;

5) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов;

7) защита организаций РФ от поставок некачественных и устаревших техники, технологии и т. п.;

8) выпуск облигационных займов для финансирования инвестиционных проектов и др.

Амортизационная политика регулирует начисления и использования амортизационных отчислений. Проводя амортизационную политику, РФ

Налоговая политика – система экономических, финансовых и правовых мер государства в формировании налоговой системы страны с целью реализовать те или иные задачи, стоящие перед обществом. Принципы построения налоговой политики: соотношение косвенных и прямых налогов.

Инвестиционная сфера России испытывает комплексное воздействие следующих негативных факторов: 1) сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды; 2) исключительно высокая степень экономических рисков в регионе обусловливает резкое снижение объемов банковских инвестиций; 3) государство не создало материальных и организационных стимулов для того, чтобы сбережения населения республики трансформировались в инвестиции.

 

1.3 Инвестиции в основной капитал

 

Инвестиции в основной капитал предполагают использование денежных ресурсов с целью формирования и постоянного воспроизводства средств основного фонда, направленных на процессы расширения, усовершенствования и обновления объектов, которые необходимы для производства или реализации.

В последнее время основной задачей инвестиций в основной капитал становится поддержание и стабилизация платежного баланса компании, так как они остаются одним из самых важных элементов финансирования деятельности предприятия. Кроме того, на глобальном уровне инвестиции в основной капитал способствуют повышению экономических показателей и взаимообмену технологиями между различными государствами мира.

С помощью привлечения инвестиций в основной капитал руководство компании надеется увеличить гибкость ценообразования на свои товары и услуги. Очевидно, что, являясь одним их самых важных компонентов максимизации прибыли, инвестиции в основной капитал напрямую влияют на успешность любой компании, помогая завоевывать позиции на рынке в условиях непрерывной конкуренции.

Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Под структурой инвестиций понимают их состав по видам и направлению использования, а также их долю в общих объемах инвестиций. Различают общие и частные структуры инвестиций.

К общим структурам инвестиций относятся реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые).

Под технологической структурой понимается состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости. В ней представлено, как распределяются доли капитальных вложений, направляемых на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские и другие работы.

Анализ технологической структуры капитальных вложений имеет большое значение как в научном, так и в практическом плане. Технологическая структура капитальных вложений оказывает существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия.

Информация о работе Инвестиционно-инновационная политика РФ