Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Децентрализация государственного управления экономикой страны привела к усилению роли региональных органов власти в регулирования экономических процессов. Различия в социально-экономическом развитии каждого региона диктуют необходимость формирования сбалансированной региональной инвестиционной политики. Региональные органы должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ………………………………………..3
1.1 Современные подходы к трактовке понятий инвестиций и инвестиционной деятельности…………………………………………………..3
1.2 Регион как объект приоритетного инвестирования………………………..7
1.3 Сущность и составляющие инвестиционной привлекательности регионов…………………………………………………………………………..9
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ…………….14
2.1 Обоснование необходимости системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов………………………………..14
2.2 Критерии и факторы оценки инвестиционной привлекательности регионов……………………………………………………………....................18
2.3 Анализ современных методик оценки инвестиционной привлекательности регионов…………………………………………………..22
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ……………………………………...36
3.1 Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности….36
3.2 Обзор современного российского опыта повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ…………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по инвестициям.docx

— 373.59 Кб (Скачать документ)

Правительство также резко  снизило пошлины на импорт товаров, которые входили в производство экспортных товаров (к примеру, запчасти машины). Сегодня более 2\3 китайских  экспортных товаров составляют именно такие товары. Центральный банк Китая  выделяет кредиты для поддержки  компаний-экспортеров.

Однако основным секретом успеха является четкая система информирования иностранных инвесторов. В частности  подобная «рекламная кампания» осуществляется интернет-порталами (как и государственными, так и частными), содержащими материалы  об инвестиционных возможностях в Китае  и контактах с возможными партнерами.

В результате успеха подобных проектов сегодня появились сайты, подобные made-in-china.com («сделано-в-Китае»), которые рекламируют исключительно  китайские товары для западных покупателей (в том числе, для менеджеров магазинов).

Все рассмотренные меры не являются чем-то сверхъестественным и  при правильной организации способны внести свой вклад в инвестиционную привлекательность России.

Проведенный анализ современного зарубежного опыта государственного содействия процессам улучшения  инвестиционного климата территорий позволяет предложить для внедрения  в российскую практику следующие  его продуктивные компоненты :

1. Использование механизма  государственно-частного партнерства,  позволяющего улучшать инвестиционной  климат посредством создания  структурных элементов новой  экономики, концентрации финансовых  ресурсов государства и частных  инвесторов и их направления  на развитие инновационного компонента  территорий.

2. Определение в числе  приоритетных направлений улучшения  инвестиционного климата процессов  развития кадрового, инфраструктурного  и инновационного обеспечения  инвестиционной деятельности, кластеризации  социально-экономического пространства  регионов

3. Комплексное стимулирование  инвестиций, включающее финансовую  поддержку (гранты, субсидии, налоговые  льготы и др.), инфраструктурное, информационное обеспечение.

4. Высокий уровень разнообразия  форм взаимодействия субъектов  инвестиционной деятельности: государства,  бизнеса, науки и высшего образования  (научные парки, кооперационные  соглашения, инновационно-технологические  партнерства и др.).

5. Создание в регионах  специализированных государственных  организаций непосредственно участвующих  в обосновании механизмов развития  территорий, в том числе связанных  с улучшением их инвестиционного  климата.

 

3.2 Обзор современного  российского опыта повышения  инвестиционной привлекательности  субъектов РФ

 

Санкт-Петербург

Правительством Санкт-Петербурга сформулирован ряд принципов, на которых основывается инвестиционная политика в нашем регионе. К ним, в частности, относятся :

- доброжелательности во  взаимоотношениях с инвестором;

- презумпции добросовестности  инвесторов;

- сбалансированности публичных  и частных интересов;

- открытости и доступности  для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления  инвестиционной деятельности;

- ясности и простоты  инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге;

- равноправия инвесторов  и унифицированности публичных  процедур;

- объективности и здравого  экономического смысла в принимаемых  решениях;

- неизменности принятых  решений;

- взаимной ответственности  Санкт-Петербурга и инвесторов.

Механизмами реализации данных принципов являются такие меры, как, например, правовое закрепление порядка  предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга, установленное в  постановлении Правительства Санкт-Петербурга «О предоставлении государственных  гарантий Санкт-Петербурга» от 31 марта 2009 г. № 344.

Ставка налога на прибыль  организаций, сумма которого зачисляется  в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается  до 13,5% при условии инвестирования в основные средства более 300 млн. рублей; и уменьшается до 15,5% при условии  инвестирования от 150 до 300 млн. рублей (ст.11-4).

Ставка налога на имущество  организаций, сумма которого зачисляется  в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается  вдвое с 2,2% до 1,1%, при условии инвестирования в основные средства более 150 млн. рублей. Указанные льготы предоставляются  сроком на три года (ст.11-6).

С 01 января 2007 года крупным  инвесторам предоставлены дополнительные налоговые льготы. При инвестировании свыше 3 млрд. рублей в основные средства, инвестор, реализующий проект в сфере  обрабатывающего производства, освобождается  от налога на имущество сроком на 5 лет, а ставка налога на прибыль, сумма  которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5% также на 5 лет (ст.11 Закона).

Кроме того, статья 11-3 устанавливает  ставку налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в  бюджет Санкт-Петербурга, для налогоплательщиков - резидентов особой экономической  зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, в размере 13,5 процента на весь период существования данной особой экономической зоны.Красноярский край

Красноярский край  относится  к числу регионов с нетипичным инвестиционным климатом: при выдающемся потенциале здесь весьма велики риски  инвестирования. Основная задача региональных властей - создание привлекательных  условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на подведомственной территории. С  этой точки зрения конкурентные позиции  Красноярского края по инвестиционному  потенциалу достаточно высоки и устойчивы.

Главной привлекательной  чертой инвестиционного климата  Красноярского края является стабильность его инвестиционного потенциала, которая обеспечивает постоянный и  растущий интерес инвесторов. Особо  следует отметить высокий природно-ресурсный, финансовый и трудовой потенциал  региона.

Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал остаются привлеченные средства. В январе-ноябре 2011 года объем инвестиций (по крупным организациям) составил 175,7 млрд. рублей – 127,5% в сопоставимых ценах к аналогичному уровню 2010 года.

В крае продолжается работа по позиционированию края как инвестиционно  привлекательного региона. В этих целях  в сети Интернет размещены инвестиционные порталы всех муниципальных образований  края. Проведена презентация инвестиционного  потенциала края на VIII Международном  инвестиционном форуме «Сочи-2009». На форуме было представлено 389 инвестиционных проектов, подготовленных «под ключ», общей стоимостью 502,3 млрд. рублей, а также 972 инвестиционно-привлекательных  земельных участка общей площадью свыше 10 тыс. га.

Проведены многочисленные встречи  и переговоры с различными иностранными и российскими компаниями по вопросам реализации инвестиционных проектов. По их результатам подписаны множество  соглашений о строительстве объектов (подробней на официальном сайте krasnodar.ru).

Таким образом, опыт привлечения  инвестиций существует, но не хватает  информационной поддержки и обеспечения  лояльности к инвестированию в Россию со стороны иностранных инвесторов. Многие инвесторы попросту опасаются  бюрократической волокиты и отмечают, что не смотря на довольно приличную  законодательную базу, многие представители  регионов по своему трактуют некоторые  положения.

 

Заключение

 

В работе были проанализированы методики оценки инвестиционной привлекательности  регионов. Исходя из рассмотренного, можно  сделать вывод о том, что существуют интересные идеи по оценке инвестиционной привлекательности, но необходимо вести  дальнейшую работу в этом направлении. Существующие же рейтинговые оценки, которые публикуют издания, такие  как «Эксперт», хоть и имеют информационную значимость, но не могут объективно дать оценку инвестиционного климата. Для этих целей, по мнению автора, необходима поддержка властей, для создания (или же модернизации имеющихся методик) единой, качественной методики основанной на системном подходе. Для того, что  бы оценки ни разнились, были объективными и учитывали особенности каждого  региона. Ведь поскольку Россия является страной резких региональных контрастов, потенциальному инвестору для принятия решения об инвестировании необходима объективная информация об инвестиционном потенциале каждого региона. Таким  образом, создание системы по оценке инвестиционной привлекательности  регионов является необходимым условием для развития страны в целом и  регионов в частности. Кроме того, для регионов, не обладающих запасами стратегического сырья, таких, как, например, Алтайский край, наличие  методики, с помощью которой иностранный  инвестор может вычислить индекс инвестиционной привлекательности, превращается в одно из немногих конкурентных преимуществ, которое регион может использовать во взаимодействии с внешним миром. В противном же случае, нельзя будет  использовать такую информацию и  полагаться на нее при принятии решений, как для инвесторов, так и для  органов государственного управления.

Хотелось бы обратить внимание на укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Имидж региона — это  некоторый набор признаков и  характеристик, которые на эмоционально-психологическом  уровне ассоциируются у широкой  общественности с конкретной территорией.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона  и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в  конечном итоге, это способствует привлечению  внимания к региону, дает возможность  более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для  развития региональной экономики, становиться  кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов — перспективный путь преодоления  трудностей в формировании имиджа России в целом.

 

 

Приложение

Табл. 1

Наименование показателя

Измеряемая величина

1.Показатели инвестиционного потенциала  региона

1.1 Показатели  производственно-финансового потенциала  региона

Объем промышленного производства

Объем промышленной продукции на душу населения

Темп изменения объема промышленного  производства

Годовой темп изменения производства

Уровень развития малого предпринимательства

Доля занятых на малых предприятиях в общей численности активных населений

Внутренние инвестиционные ресурсы  предприятий

Сумма действительных (начисленных и  имеющихся в наличии) амортизационных  отчислений и прибыли

Уровень развития розничного товарооборота  и сферы платных услуг

Объем розничного товарооборота и  платных услуг на душу населения (с корректировкой на региональные различия в уровне цен)

Экспорт продукции в дальнее и  ближнее зарубежье

Экспорт из региона на душу населения  региона.

1.2 1Показатели социального потенциала  региона

Обеспеченность региона автодорогами с твердым покрытием и железнодорожными путями общего пользования

Общая протяженность автодорог на единицу площади региона и  душу населения региона, определяется по формуле Э. Энгеля

КЭ = Д /(ТН)^1/2

где Д – длина сети автодорог в км.,

Т-площадь региона в  сотнях кв.км.

Н-население региона в  десятках тыс.чел.

Обеспеченность населения жильем

Количество общей жилой площади, приходящейся на душу населения

Обеспеченность населения собственными легковыми 

автомобилями

Количество легковых автомобилей  в собственности граждан на 1000 чел. населения

Уровень жизни населения региона

Отношение среднедушевой стоимости  ресурсов в регионе к величине прожиточного минимума

1.3 Показатели ресурсно-сырьевого потенциала

Объем углеводородных запасов (нефти  и газов)

Объем запасов природных ресурсов с учетом рентабельности разработки месторождения

Объем минерально-сырьевых ресурсов

Объем запасов минерально-сырьевых ресурсов с учетом рентабельности разработки месторождений

Географическое расположение региона  с учетом выхода на внутренние и  внешние рынки

Бальная оценка по шкале от 0 при полном отсутствии признака до 7 при его  наличии.

Итого уровень инвестиционного потенциала региона (свод данных по формуле многомерной  средней)

2. Показатели социально-политической  и экологической безопасности  региона

Доля малоимущего населения

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

Уровень безработицы

Отношение численности безработных  к общей численности экономически активного населения, %

Уровень экологической загрязненности и дискомфортности климата

Комплексный показатель, включающий в  себя: нарушение среды, ущерб, экологическая  частота выпускаемой продукции. Рассчитывается на единицу показателя Э. Энгеля.

Уровень преступности

 

 

Комплексный показатель, который включает в себя: 1)число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения; 2)число  наиболее тяжких преступлений на 100 тыс. населения

Итого уровень социально-политической и экологической безопасности для  инвестора (свод данных)

Всего: интегральный уровень инвестиционной привлекательности региона

Интегральный коэффициент, обобщающий данные всех частных показателей


 

 

Табл. 2

Наименование показатели

Метод оценки

Потенциал разработки и применения высоких  технологий

Многомерная средняя из четырех стандартизированных  душевых показателей:

- экспорт машиностроительной  продукции ((долл.);

- экспорт технологий и  услуг технического характера  (поступления по соглашениям,  руб.);

- объем отгруженной инновационной  продукции предприятий промышленного  производства (руб.);

- выдача патентов на  изобретение (количество патентов)

Туристско-рекреационный потенциал

Бальная оценка от 1 при полном отсутствии признака до 7 при его наличии

Лесные и водно-биологические природные  ресурсы

Двухмерная средняя из стандартизированных  значений объема лесных и водно-биологических  ресурсов


 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон N 39-ФЗ (ред.от 24.07.2010) «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ»
  2. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. В 2 томах. – Т.1 – э-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010, С. 14-39.
  3. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление - М.: Юнити. 2002
  4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
  5. Громов А. И. 1. Регулирование притока иностранных инвестиций / А. И. Громов // США: государство, человек, экономика: региональные аспекты. – М.,2001. – С. 212.
  6. Игонина Л.Л. / Инвестиции: учеб.пособие /: под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А.Слепова. - М.: Экономистъ, 2011 - 478 с.
  7. Ковалев В.В, Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции: учебник. – М:ТК Велби, Изд-во Проспект,2006,С.9-34.
  8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика. М., 1992, С. 388.
  9. Мыльник В.В. Инвестиционный менеджмент. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005, С. 6-11.
  10. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: Учеб.пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009, С. 7-8.
  11. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка //Инвестиции в России, 2011. №5. С. 12
  12. Мариев О.С.и Нестерова Д.В. «Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в российские регионы» // Экономика региона. 2009. №4.С. 57-70.
  13. Ройзман, И. Динамика инвестиционной привлекательности и инвестиционной конкурентоспособности российских регионов в среднесрочной перспективе / И. Ройзман, Т. Бондорева // Инвестиции в России. – 2008. - №9. – С. 3-14
  14. Смаглюкова Т.М. «Методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов с учетом их отраслевой специализации» Проблемы современной экономики, N 3(23)
  15. Цымбаленко С.В. Риски и расчет ставки дисконтирования в оценочной деятельности //Оценочная деятельность. – 2006. – № 3. – С. 62–67.
  16. Минэкономразвития России, Концепция «Программы улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом». http://www.economy.gov.ru/minec/resources/4cf99f00409f6b5a8b18cfb1e9ba48ef/conception.pdf
  17. Рожанковский В. «Рисковая и инфляционная составляющие стоимости капитала в России». [Электронный ресурс] // http://www.iet.ru/files/text/guest/rozhankovsky/art.pdf?PHPSESSID=7b8fddf74dad4ebe414746ec 999690d8 [10.01.2007];
  18. Информация и методы. Рейтинговое агентство «Эксперт» http://www.raexpert.ru/ratings/regions/

Информация о работе Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов