Инвестиционная деятельность в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание

В связи с этим цель работы заключается в исследовании направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в России, государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:


- дать общую характеристику понятию инвестиции и инвестиционной деятельности;
- раскрыть сущность инвестиционной деятельности;
- проанализировать суть государственное регулирование инвестиционной деятельности;
- описать инвестиционную ситуацию в стране на текущий период;
- рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………….. 7

1.1. Роль инвестиций в функционировании экономики………… 7

1.2. Классификация инвестиций и участников инвестиционной

деятельности………………………………………………….. 15

1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности. 23

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РОССИИ………………………………………………………. 31

2.1. Особенности инвестиционного климата в России…………. 31

2.2. Оценка инвестиционной ситуации в РФ……………………. 37

2.3. Функционирование иностранных инвестиций в России…… 44

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………….. 51

3.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их

решения……………………………………………………….. 51

3.2. Направления повышения инвестиционной активности

России…………………………………………………….......... 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 69

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...... 74

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc 111.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

Источник [51]

 

Что же касается 2011 г., то по состоянию  на конец июня 2011г. накопленный иностранный  капитал2) в экономике России составил 315,0 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 57,8% (на конец июня 2010г. - 55,2%), доля прямых инвестиций составила 39,5% (40,6%), портфельных - 2,7% (4,2%).

В I полугодии 2011г. в экономику России поступило 87,7 млрд.долларов иностранных  инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем  в I полугодии 2010 г.

Объем погашенных инвестиций, поступивших  ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2011г. 81,7 млрд.долларов, или в 2,5 раза больше, чем в I полугодии 2010 г.

Таблица 2.3.4.

Объем накопленных иностранных  инвестиций в экономике России

по основным странам-инвесторам (млн. долларов США)

 

. Накоплено на конец 

 июня 2011г.

В том числе

. Справочно

поступило

 в I полугодии 2011г.

всего

в % к

итогу

прямые

портфельные

прочие

Всего инвестиций

314989 

100 

124465 

8490 

182034 

87698

из них по основным

 странам-инвесторам

264081 

83,8 

97881

7391

158809

31616

в том числе:

 Кипр

69868

22,2 

48671

1540

19657

7535

Нидерланды

42969

13,6 

23691

29

19249

7828

Люксембург

34395

10,9 

584

152

33659

1383

Китай

27102

8,6

1186

12

25904

979

Германия

29300

9,3

10876

10

18414

5622

Великобритания

21257

6,7

3648

4545

13064

3926

Ирландия

12795

4,1

587

5

12203

1749

Франция

8761

2,8

2946

17

5798

1650

Япония

9588

3,0

978

3

8607

566

Виргинские (Британские) острова

8046

2,6

4714

1078

2254

378


Источник [51]

Объем инвестиций из России, накопленных  за рубежом, на конец июня 2011г. составил 95,8 млрд. долл. В I полугодии 2011г. из России за рубеж направлено 67,2 млрд. долл. иностранных инвестиций, или на 31,5% больше, чем в I полугодии 2010 г.

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 57,6 млрд. долл., или на 22,2% больше, чем в I полугодии 2010 г.

Среди стран группы БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, наша страна отличается наименьшими темпами  роста экономики. Такие данные опубликовал  Росстат. Еще одно отличие России от развивающихся экономик, на которое  обратили внимание статистики, – это отток капитала и сокращение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в нашу страну за январь–сентябрь 2010 г. упали на 13%.

Объем портфельных инвестиций составил 866 млн. долл. – на 15% меньше, чем за тот же период годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму 38,426 млрд. долл. – на 12,2% меньше по сравнению с притоком в январе–сентябре 2009 года.

По словам научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, общая ситуация с инвестициями в  мире неважная. Российская экономика, несомненно, сохраняет привлекательность для западного бизнеса. Однако у иностранцев существуют опасения по поводу инвестиционного климата, взаимоотношений государства и бизнеса. Ясин напомнил и о продолжающемся оттоке российского капитала. "Такое поведение отечественного бизнеса – сигнал для властей, что нужно четко выдерживать политическую линию, создавать комфортную для бизнеса среду", – подчеркнул эксперт. Пока же в экономике России складывается обстановка, весьма подходящая под определение "стагнация", что проявляется в том числе в снижении инвестиционной активности. Рост ВВП на уровне 2–3% в год характерен для развитых стран, но никак не для страны "с молодой рыночной экономикой", подчеркнул Ясин.

До кризиса Россия привлекала иностранных инвесторов не только возможностью получать прибыль от вложений в конкретные экономические проекты, но и за счет растущего курса рубля. Сейчас же очевидно, что рубль скорее всего будет ослабевать, следовательно, этот фактор ближайшие годы не будет работать. Старая модель сломалась, а новой пока не создано. Кроме сырья, у нас нет источников экономического роста. Поэтому в борьбе за инвестиции Россия не может конкурировать с Китаем, Индией и Бразилией, которые обладают, например, огромными резервами дешевой рабочей силы.

На ближайшие годы предусматривается  комплекс мер по дальнейшему улучшению  инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных  инвесторов, способствующих притоку  иностранных инвестиций в экономику  России. [26, с.731]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

 

 

3.1. Факторы, препятствующие притоку  инвестиций и пути их решения

 

 

 

В настоящее время можно выделить несколько причин, сдерживающих приток инвестиций в Россию.

Первая и наиболее важная – внутренняя нестабильность. Иностранных инвесторов отпугивает сегодня дезорганизованность и коррумпированность государственного механизма, превратившегося в конгломерат групп и отдельных лиц, преследующих свои корыстные цели. Кроме того существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов. Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует четкой  и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.

Еще одна не менее важная проблема общенационального масштаба – криминализация общества и экономики. Это проявляется прежде всего в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики, такие как топливно-энергетический комплекс.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных  инвесторов, которые желали вложить  средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие  издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Для эффективной реализации серьезного инвестиционного проекта необходим  долговременный прогноз по проекту  и рынку на несколько лет. Прямые иностранные инвестиции, как известно, являются одним из каналов импорта  технологий, важно только правильно им воспользоваться, ведь, как справедливо заметил российский экономист Виктор Полтерович, «иностранный инвестор может поделиться передовой технологией с отечественными предприятиями либо, наоборот, постараться эти отечественные предприятия вытеснить, он может инвестировать ее. От этого и зависит эффективность прямых иностранных инвестиций. Поэтому правительство должно заботиться о соблюдении необходимых условий эффективности». На наш взгляд, следует также задуматься, что заставляет отечественных производителей уповать исключительно на иностранные технологии и мешает создавать свои. Здесь мы упираемся, прежде всего, в системные проблемы образования и науки, обусловленные неэффективной политикой государства, проводимой два последних десятилетия в этой сфере. Достаточно посмотреть на статистику количества российских ученых, уехавших на Запад: «Росстат называет 100 тысяч человек, Фонд Карнеги – 300 тысяч, профсоюз научных работников России – миллион», чтобы понять, что государству за последние годы, к сожалению, не удалось создать спрос на высококвалифицированные научные кадры. [25, с.12]

В Концепции социально-экономического развития России до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2008 г., упор делается, прежде всего, на инновации, задается вектор инновационного пути развития российской экономики. Примечательно положение о том, что «особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития». Очевидно, что решающее значение в этом процессе должна сыграть российская наука, инвестирование в которую бесспорно представляется необходимым. Требуется государственная поддержка и финансирование научных исследований, разработок, образовательных программ, в том числе по международному обмену. Государственная инициатива по созданию институтов развития, в том числе технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных институтов и центров, совершенно обоснованна, ведь, создавая подобные институты, государство инвестирует средства не только в науки и технологии, но и в человеческий капитал, обеспечивая экономическое процветание государства на долгие годы вперед. Важно, несмотря на финансовые трудности, продолжать деятельность в этом направлении. Особо примечательна идея о создании центров трансферта технологий (ЦТТ), призванных выводить на рынок новые технологии, передавать их от обладателя к потребителю. Ряд подобных центров уже весьма успешно функционируют в российских регионах: в Архангельске, Перми, Саратове.[25, с.14]

Крайне острой проблемой стало  регулирование таможенного режима в России. В настоящее время  ряд иностранных компаний, в которых  действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую  продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Наконец, наиболее важной составляющей инвестиционного климата является правовая база. По мнению правоведов, она  недостаточно стабильная и противоречива, запутанная, что осложняется еще  и тем, что нет согласованности между процедурой применения законов на федеральном и местном уровнях. [38, с.36]

Слабость институтов — ключевой фактор, негативно влияющий на кредитоспособность компаний, препятствующий диверсификации экономики и притоку инвестиций в Россию. Слабость судебной системы, бюрократический пресс, непрозрачность регулирования приводят к недостаточной защите прав собственника, значительным рискам в сфере регулирования и налогообложения, а также препятствуют развитию открытости и прозрачности российских компаний и диверсификации экономики. В условиях развивающейся культуры бизнеса и регулирования принятие решений в большей степени зависит от отдельных лиц или от влиятельных групп интересов, нежели от институтов с четко установленными задачами. Личные или политические мотивы могут превалировать над экономической целесообразностью, что приводит к пристрастным или непредсказуемым с точки зрения бизнеса решениям. Авторитаризм привел к более активному вмешательству государства в экономику, увеличению числа бюрократических барьеров и росту коррупции. По мере усиления авторитарной бюрократии решения и действия правительства, касающиеся бизнеса, становятся все менее предсказуемыми.

Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование  инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА). Важное условие, необходимое для частных капиталовложений — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. В год. Однако  для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. [21, с.18]

В своем послании о бюджетной  политике в 2010-2020 годах Дмитрий Медведев указал на необходимость усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами. [35, с.3]

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

- во-первых, в целях исчисления  налога на прибыль организаций  законодательно установить возможность  признания затрат инвесторов  на строительство или финансирование  объектов транспортной, социальной  и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;

- во-вторых, разработать меры налогового  стимулирования повышения энергоэффективности  производства.

Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения иностранных инвестиций:

- достижение национального согласия  между различными властными структурами,  социальными группами, политическими  партиями и прочими общественными  организациями;

- ускорение работы Государственной  думы над Гражданским кодексом  и уголовным законодательством,  нацеленным на создание в стране  цивилизованного некриминального  рынка;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми  известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства  в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РФ