Инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить финансовое состояние предприятия и выработать практические рекомендации и основные направления его улучшения.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ ТИМИРГАЛИЕВ.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

По данной таблице  можно сказать, что малые предприятия открываются в более развитых регионов. Такие как Алма-Ата, Астана, Мангыстауская и Павлодарская области и ряд других. Но эта цифра каждый год меняется, т.к. малый бизнес мобильный.          В первую пятерку лидеров по всем показателям попадает лишь Алма-Ата. Чаще всего среди лидеров встречаются Павлодарская и Карагандинская области (по пять "попаданий"). За ними следуют Астана и Восточно-Казахстанская область, которые встречаются в первой пятерке по четыре раза. Еще один фактор, небезразличный инвестору, - насколько регион уже освоен конкурентами, насколько он насыщен деньгами. Как уже отмечалось, в унитарном государстве, к которым относится Казахстан, значительную часть инвестиционных рисков берет на себя центральная власть. Она же в значительной степени и определяет региональную инвестиционную политику.            В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована на добывающую промышленность, в первую очередь нефтяную. Наибольшая доля инвестиций (в сопоставлении с потенциалом) была вложена в пять регионов. Это так называемые переинвестированные регионы, из которых четыре (Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области) являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи. К ним близка еще одна нефтегазодобывающая область - Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18% инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51% всех инвестиций республики. Естественно, что к наиболее инвестируемым регионам относится и продолжающая строиться новая столица.

Напротив, в первую пятерку  регионов, где сосредоточено 57% инвестиционного  потенциала (Алма-Ата, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская  и Костанайская области - все это  регионы из числа наиболее привлекательных), за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана. Продолжение такой инвестиционной политики уже в ближайшие годы может привести к серьезным изменениям в территориальной структуре хозяйства Казахстана и выравниванию межрегиональных диспропорций в уровне социально-экономического развития. Однако недоинвестирование в "старопромышленные" регионы чревато их постепенным превращением в депрессивные. К тому же "тиражирование" развития добывающих отраслей по всей территории Казахстана сохраняет его роль сырьевого придатка высокоразвитых стран, не оставляя достаточных ресурсов для восстановления сельского хозяйства и развития "верхних этажей" промышленности и научно-технического комплекса.

3. Перспективы инвестирования в РК

3.1 Инвестиционный климат  в РК

Республика Казахстан  является страной, в экономике которой  важную роль играет экспорт сырья. Это  свидетельствует о неэффективном  использовании имеющегося технологического и производственного потенциала. Одной из причин такого положения является повсеместное применение экстенсивных методов управления производством, т.е. чрезмерное привлечение крупных инвестиций. При этом более 60% всего объема инвестиций осуществляется в нефтяную и газовую отрасли. Инвестиции в электроэнергетику, черную металлургию и в пищевую промышленность составляют примерно по 8 процентов, а в базовую для Восточно-Казахстанской области отрасль - цветную металлургию около 6 процентов. Столь не рациональная структура инвестиций в основной капитал объясняется, во-первых, тем, что инвестиции в сырьевые отрасли дают быструю отдачу, а во-вторых, тем, что западные инвесторы не желают превращения казахстанских товаропроизводителей в конкурентов на мировом рынке промышленной продукции. Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее перспективных регионов Казахстана с точки зрения привлечения инвестиций. Об этом свидетельствует реализуемые в области крупные проекты реконструкции Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Лениногорского полиметаллического комбината, Зыряновского свинцового комбината. В 1999 году в экономику области было инвестировано 16894 млн. тенге. Источником погашения кредитов является экспортная выручка предприятий области. Учитывая высокую экспортную ценность полезных ископаемых Восточного Казахстана, можно рассчитывать, что в дальнейшем иностранные инвесторы будут проявлять интерес к этому региону.      Привлекательность страны с точки зрения безопасности приложения капитала может быть определена по «Международной классификации кредитного риска в связи с общеэкономической ситуацией». По данной классификации Казахстан имеет 38 баллов. Это больше, чем у других стран СНГ. Однако, общеэкономическая ситуация в Республике Казахстан оценивается, как «ниже среднего», а степень кредитного риска - как «повышенная». В большинстве стран мира существует понятие инновационного и инвестиционного климата. Оно отличается сложностью и комплексностью. На макро-уровне это понятие включает такие факторы, как политическая и экономическая ситуация в принимающей стране, а также социальный климат.         Многие проблемы, с которыми сталкивается Казахстан в условиях транзитной экономики, такие как обеспечение экономического роста, осуществление структурной перестройки, решение проблемы занятости населения, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и т.п. могут быть сняты в результате инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует привлечения инвестиций. Приток инвестиций обусловливает необходимость создания соответствующей системы государственного регулирования, которая смогла бы объединить научно-технические, производственные, управленческие и финансовые мероприятия. При этом следует решить ряд проблем:     -определение направлений инноваций и инвестиций, на которых регулирующую роль государства может быть наиболее эффективной;             -создание институционально-правовой и экономической среды для развития инновационной деятельности;         -развитие научно-технической инфраструктуры;      -создание механизмов финансирования инновационной деятельности, адекватных условиям транзитной экономики;       -создание инфраструктуры международного и внутриреспубликанского трансферта технологий на региональном и отраслевом уровнях;    -формирование адекватных условиям Казахстана организационным формам инновационной деятельности;         -использование косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности.       Система государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики. В то же время инвестиционный климат в Казахстане еще нуждается в улучшении. Требуются определенные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций.   Правовая нестабильность занимает далеко не последнее место в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучит ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии, способы защиты его интересов.

3.2 Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в РК

В Казахстане вопросам инвестиционной политики уделяется значительное внимание со времени обретения Республикой  государственного суверенитета. По данным журнала "Business central Europe" (2001) за период 1990-2000 годы объем иностранных инвестиций в Республику Казахстан превысил 8 млр. 700 млн. долларов США. [12 стр. 289]   Последние годы в Казахстане достигнута микроэкономическая и политическая стабильность, что значительно улучшило инвестиционный климат в Казахстане. Это обстоятельство было как положительный фактор, способствующий перемещению активности ЕБРР из Центральной Европы в Центральную Азию и Россию, отмечено президентом Европейского банка реконструкции и развития в ходе его встречи с Президентом РК, имевшей место 13 июня 2001 года.        Республикой Казахстан заключен ряд двусторонних соглашений и договоров о взаимной поддержке и защите инвестиций с такими государствами как: Азербайджан, Великобритания и Северная Ирландия, Венгрия, Болгария, Грузия, Германия, Египет, Израиль, Иран, Индия, Испания, Италия, Кыргызстан, Китай, Кувейт, Корея, Малайзия, Монголия, Польша, Российская федерация, Румыния, Финляндия, Франция, Чешская республика, Узбекистан, Украина, Турция, Швейцария, а также Бельгийско-Люксембургским союзом.         В Казахстане существует разветвленная и взаимосвязанная система законодательства, которая позволяет достаточно эффективно регулировать отношения, связанные с деятельностью иностранных юридических лиц и граждан на территории Республики Казахстан: Законы "О валютном регулировании" (24.12.1996 г.), "О лицензировании" (17.04.1995 г.), "О земле" (24.01.2001 г.), "О нефти" (28.06.1995 г.), "О недрах и недропользовании" (27.01.1996 г.), постановление Правительства РК "О порядке экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в РК" (30.06.1997 г.) и др. Из объемного блока законов следует выделить нормативные правовые акты, регулирующие отношения непосредственно в сфере иностранных инвестиций: Закон "Об иностранных инвестициях" от 27.02. 1994 года; Закон "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28.02. 1997 года; Закон "Об инвестиционных фондах" от 06.03.1997 года; Указ Президента РК "Об утверждении Перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций" от 05.04.1997 года; Указ Президента РК "Об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан" от 30.06.1998 года; Указ Президента РК "Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики" от 06.03.2000 года.   Законом "О государственной поддержке прямых инвестиций" предусмотрено создание специального государственного органа, который уполномочен заниматься привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики путем предоставления льгот и преференций инвесторам. Впервые такой орган создан в 1992 - Национальное агентство по иностранным инвестициям. В 1996 года оно было преобразовано в Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, с 2001 года действует Агентство по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан. Агентство является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан.         Основными функциями Агентства являются:

организация работы по привлечению  в Казахстан прямых инвестиций;

координация деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденными инвесторами;

обеспечение получения  всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права  и полномочия, необходимые для  реализации каждого инвестиционного  проекта;

оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных  работников, товаров и услуг в  Казахстане;

осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением  утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.

Основные вопросы правового  положения иностранных инвестиций регулируются Законом РК "Об иностранных  инвестициях.

В соответствии с Законом  иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами Республики Казахстан.

Отношения, связанные  с предоставлением займов, кредитов, целевых банковских и финансовых вкладов, осуществлением портфельных  инвестиций, а также связанные  с инвестициями национальных инвесторов за рубежом, регулируются специальным законодательством.     К осуществлению иностранных инвестиций в специальных экономических зонах применяются нормы Закона "Об иностранных инвестициях", если иное не предусмотрено Указом Президента РК от 26.01.1996 года "О специальных экономических зонах".    Любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время  в Казахстане сложились неблагоприятные  условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией, продолжающимся экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешённость многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности.  Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - не способствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.   В качестве главных условий привлечения иностранного капитала можно указать следующие:

создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории Казахстана;

стабильности налоговой  системы;

укрепление институтов собственности;

формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;

создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;

развитие инвестиционного  сотрудничества с международными банками  и финансовыми организациями.

Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения  иностранных инвестиций особо льготные для них условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Вестник КазГУ. Серия  экономическая. Алматы, 1998, № 9.

2. Методическое пособие  по разъяснению основных положений Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Алматы:, 1991.

3. Назарбаев Н. А.  Казахстан - 2030. Алматы: 1997.

4. Хасбулатов Р.И. Мировая  экономика. М.: ИНСАН, 1994.

5. Сагандыкова С. Иностранные  инвестиции в Казахстане: анализ и прогнозы инвестиционных процессов в экономике. Алматы: Гылым, 1994.

6. Азия: Экономика и  жизнь, №51 (75), декабрь, 1996.

7. Закон "Об иностранных  инвестициях"

8. Данные Национального  Статистического Агентства РК.

9. Деловая неделя, 1997, № 11.

10. Журнал "Business central Europe" № 7. 2001

11. Авдокушин Е.Ф. «Международные  экономические отношения», Москва 2002 г.

12. Журнал «Euromoney» №  4 200 г.

13.  Искаков У.М., Бохаев Д.Т., Рузиева Э.А. Финансовые рынки и

посредники. Учебник. - Алматы: Экономика, 2005. - 298 с.

14. А.А. Рогачева “Cоциально - экономические приоритеты в  системе финансовых координат”, Алматы, 1999 год.

15. “Инвестиционная деятельность”.  Сборник законодательных актов.  Алматы, 2000 год.

 

 



Информация о работе Инвестиции