Иностранные инвестиции и их роль для экономики Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является анализ развития иностранных инвестиций в Республике Казахстан

Содержание

•Введение
•Глава 1 Теоритические основы иностранных инвестиций и их роль для экономики
•Глава 2 Анализ развития иностранных инвестиций в РК и их роль для экономики
•Глава 3 Совершенствование развития инвестиционной деятельности в РК
•Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)
  • бюрократия;
  • финансовый риск;
  • налоговый и финансовый режим Казахстана;
  • правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;
  • валютный контроль.

     Два фактора из пяти, не являясь чисто  экономическими, оказывают существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый, финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не функционируют в пользу притока иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.

     Самый высокий рейтинг среди факторов имеет бюрократия. Бюрократия в нашем  обществе во многом связана с малоэффективными способами проведения приватизационных и структурных преобразований.

     Хотя  бы для незначительного сокращения бюрократии необходимо интенсивное  разрешение первоочередных проблем, связанных  с определением структуры собственности. Таким образом, определяются хозяева  наших промышленных гигантов. После  определения структуры собственности можно сокращать и бюрократический аппарат, тем более, что процесс передачи под управление означает наряду с финансовыми вливаниями и привлечение управленческого опыта.

     Валютные  риски сопряжены с инфляцией  и колебаниями валютных курсов. Высокий уровень инфляции часто создает множество трудностей, которые отражаются на способах деятельности многонациональных фирм. К наиболее значительным относятся следующие трудности: 1) ускоренная девальвация, или обесценивание местной валюты, или максидевальвация; 2) установление более жесткого контроля над капиталом и введение импортных ограничений; 3) снижение доступности кредитов и повышение процентов по займам; 4) накапливание счетов дебиторов и удлинение периодов инкассации; 5) введение ценового контроля с намерением взять под контроль инфляцию; 6) экономический и политический хаос и волнения среди населения; 7) бегство капитала; 8) усложнение оценки эффективности работы филиалов за границей.

     Еще один компонент валютного риска  – это колебания валютных курсов. С колебаниями валютных курсов сопряжено  выявление рисков трех типов: риск, связанный с валютными пересчетами; риск, связанный с валютными сделками; риск экономических последствий.

     Общие уровни налогообложения выступают в роли факторов, сдерживающих участие иностранных инвесторов в силу того, что они снижают прибыльность инвестиций. Уровни регулирования и налогообложения, приводящие к снижению прибыльности инвестиций после учета налогов, ниже уровня, требуемого для вознаграждения инвестора за неотъемлемый риск, на который он вынужден идти, выстраивают искусственные препятствия на пути притока инвестиций в Казахстан.

     В связи с ориентацией экономики  Казахстана на рыночное хозяйствование резко повысилась потребность республики в привлечении иностранных инвестиций, в разработке месторождений нефти, газа, угля, черных и цветных руд, в развитии нефтегазовых промыслов, добычи минерального сырья, его переработки. Активное привлечение иностранного капитала в экономику Казахстана началось с 1992 года в форме экспортных кредитов на двухсторонней основе. Заключенные таким образом кредитные соглашения с МВФ создали условия для получения республикой кредитных ресурсов у международных финансовых организаций по линии официальной помощи развитию, а конкретными предприятиями и фирмами – займов от иностранных частных кредиторов. Привлечение иностранного капитала началось с покупок валютных средств у МВФ и получения займов на льготных условиях.

     Хотя  и очевидна привлекательность казахстанской экономики для привлечения иностранного капитала, очевидно и то, что получаемые кредитные ресурсы от зарубежных инвесторов увеличивают внешний долг страны и стимулируют рост инфляции в республике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3 Совершенствование развития инвестиционной деятельности в РК 
     

     Инвестиционный климат в Казахстане еще нуждается в улучшении. Требуются определенные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций.

     Правовая  нестабильность занимает далеко не последнее место в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучит ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии, способы защиты его интересов.

Иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государств, и для инвестора состояние. В соответствии с этими требованиями, целесообразно выполнение следующих задач:

  • ужесточение платежной дисциплины;
  • соблюдение заключенных договоров и контрактов со стороны государства по налогообложению;
  • упорядочение покрытия задолженности приватизированных предприятий предприятиями инвесторов.

Несомненно  то, что все эти факторы связаны  с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение  этих проблем нуждается в комплексном  подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению  иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений.

Государству необходимо убедить инвесторов в  том, что страна предлагает для ведения  бизнеса привлекательные и конкурентоспособные  рыночные условия посредством проведения комплексных институциональных реформ. Правительству необходимо воспользоваться имеющейся в настоящий момент возможностью для реализации стратегических реформ, а также создания основы для диверсификации экономики и развития несырьевых отраслей. Особое внимание необходимо при этом уделить следующим областям:

1. Прозрачная  нормативно-правовая среда

2. Развитие  кадрового потенциала

3. Инфраструктура

4. Устойчивая  финансовая система

5. Стимулирование  инвесторов

6. Поддержка  предпринимательства.

Эти задачи требуют скорейшего решения, поскольку  государства, с которыми

конкурирует Казахстан в области привлечения  инвестиций, также находятся

в процессе реформирования и улучшения условий  ведения бизнеса. Казахстан

уверенно  стартовал в привлечении иностранных инвестиций, однако важно

сохранить темп, чтобы не потерять конкурентные преимущества.

     Согласно  указу Президента РК от 19 марта 2010 года № 958, основными задачами в инвестиционной политике государства на период реализации программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы является создание привлекательных условий для прямых инвестиций в несырьевые экспортно ориентированные и высокотехнологичные производства, а также развитие инфраструктуры.

     В частности, за период с 2010-го по 2014 год  Казахстан должен привлечь в качестве целевых инвесторов 18 компаний, входящих в Global-2000 (список 2000 крупнейших корпораций мира, по версии журнала Forbes) и заключить 10 межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций (табл. 1). На сегодняшний день уже подписано три таких соглашения с Австрией, Румынией и Сербией. Необходимо улучшить и позиции Казахстана в международных рейтингах. По показателю «Влияние правил, регулирующих прямые иностранные инвестиции на бизнес», входящему в Глобальный индекс конкурентоспособности WEF, страна должна подняться со 101-го до 96-го места, а по показателю «Прямые иностранные инвестиции и технологии» – со 104-го до 99-го. По индикатору «Защита инвесторов» в рейтинге Doing Business Казахстан должен переместиться с 52-го на 48-е место, а по индексу Всемирного банка по страновой конкурентоспособности с 67-го на 60-е место. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     В Казахстане первый пик интереса к  прямым иностранным инвестициям пришелся на середину 90-х годов. Именно тогда были сделаны важные шаги для улучшения инвестиционного климата республики, включая создание законодательной базы и системы преференций для инвесторов. Конечно, все это принесло свои плоды – в экономику Казахстана, и прежде всего в сырьевые отрасли, пришли иностранные компании, были запущены крупнейшие совместные проекты.

     Затем наступили «тучные» 2000-е годы, когда  в бюджет потекли нефтедоллары, а  наши банки получили доступ к дешевому финансированию за рубежом. На этом фоне проблема инвестиционной привлекательности нашей страны отчасти утратила свою актуальность. Однако спираль кризиса 2007–2009 годов вновь вернула нас к этому вопросу. Правда, уже на качественно новом уровне. Стране вновь нужны зарубежные деньги и ноу-хау, и прежде всего для развития несырьевых отраслей.

     Республика  Казахстан представляет для иностранных  инвесторов большой интерес. Инвестиционную привлекательность казахстанского рынка обеспечивают совокупность доступа  к природным ресурсам, величина рынка, стратегическое расположение Казахстана.

     Одна  из приоритетных задач, стоящих перед  Казахстаном является интеграция в  мировую хозяйственную систему. Иностранный капитал играет существенную роль в осуществлении структурных  преобразований в экономике с целью выпуска конкурентноспособной продукции, развития экспортной базы, создания современно инфраструктуры для развития предпринимательства.

     Для достижения этой цели необходимо создать  привлекательный инвестиционный климат для инвесторов и для иностранных, в особенности, в активной поиске наиболее перспективных и устойчивых зарубежных инвесторов и направлений их капитала в приоритетные отрасли производства и виды деятельности.

     В качестве главных условий привлечения  иностранного капитала можно указать следующие:

  • создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории Казахстана;
  • стабильности налоговой системы;
  • укрепление институтов собственности;
  • формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;
  • создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;
  • развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.
  • Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.

 

      Список используемой литературы 

     
  1. Финансирование  и кредитование инвестиций, Борисова Е.И., КЭУК- Караганда 2010 г.
  2. Оценка эффективности инвестиционных решений, Аленичева Е.Е., КЭУК- Караганда 2011 г.
  3. Вестник КазГУ. Серия экономическая -Алматы, 1998 г., № 9.
  4. Методическое пособие по разъяснению основных положений Стратегии развития Казахстана до 2030 года -Алматы, 1991 г.
  5. Назарбаев Н. А. Казахстан - 2030 -Алматы, 1997 г.
  6. Сагандыкова С. Иностранные инвестиции в Казахстане: анализ и прогнозы инвестиционных процессов в экономике- Алматы, Гылым, 1994 г.
  7. Азия: Экономика и жизнь, №51 (75), декабрь 1996 г.
  8. Закон "Об иностранных инвестициях"
  9. Данные Национального Статистического Агентства РК.
  10. Деловая неделя, 1997 г., № 11.
  11. Журнал "Business central Europe" № 7. 2001г.
  12. Журнал Вестник КАСУ №4 - 2005 г.
  13. Международный деловой журнал KAZAKHSTAN №1, 2010 г.
  14. Международный деловой журнал KAZAKHSTAN №5/6, 2010 г.
  15. http://catalog.fmb.ru/kazakhstan8.shtml
  16. http://www.invest.gov.kz/upload/docs/7559c5c767d26d340994eaad1b34a140.pdf

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль для экономики Казахстана