Государственное финансовое регулирование инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение государственного финансового регулирования инвестиций в России. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с экономической сущностью и классификацией инвестиций;
рассмотреть законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
изучить структуру инвестиций в России;
рассмотреть организацию государственного регулирования инвестиционной деятельности в России;
ознакомиться с государственной инвестиционной политикой РФ на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность и классификация инвестиций 5
2. Законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений 11
3. Структура инвестиций в России 15
4. Организация государственного регулирования инвестиционной деятельности в России 17
5. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе 24
Заключение 26
Литература 27

Работа состоит из  1 файл

Государственное финансовое регулирование инвестиций в России.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

    Основная  роль в системе организации регулирования  инвестиционной деятельности на федеральном уровне принадлежит Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее — Росстрой), находящемуся в ведении Министерства регионального развития РФ, а также Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ.

    Задачи  и функции Росстроя определены Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

    Росстрой  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Госстрой осуществляет следующие функции:

  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • организует проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации; подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства; формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства;
  • осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Госстроя;
  • осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

    Росстрой  осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации расширены права органов местного самоуправления в деле организации градостроительства и регулирования инвестиционной деятельности. Теперь они устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников.

    Органы  местного самоуправления при осуществлении  своих полномочий по регулированию  инвестиционной деятельности на своих территориях руководствуются правилами, которые содержатся в нормативных актах: постановлениях, технических регламентах, стандартах, правилах, инструкциях и законах РФ.

    Прямое  государственное регулирование  инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

    Суммы ассигнований на указанные федеральные  нужды предусматриваются ежегодно в бюджетах и государственных инвестиционных программах как государственные централизованные капитальные вложения.

    Государственные централизованные капитальные вложения — это инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов за счет финансовых средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Приоритетные  направления, для которых необходима государственная поддержка в  финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с участием Росстроя и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе на жилищное строительство.

    Что касается жилья, то здесь ситуация довольно сложная. Проблема жилья остается острой для многочисленного не только бедного, но и среднего слоев населения.

    На  каждого россиянина приходится всего 18,3 кв. м общей жилой площади, в то время как в Европе — 50—60 кв. м на человека8. Главная трудность — это недостаток средств на финансирование жилищного строительства. При этом следует учесть, что финансирование за счет госбюджета — ограниченно. Привлечение частных инвестиций тоже ограниченно. Кредиты коммерческих банков — дороги.

    Таким образом, формы деятельности органов  государственной власти в области прямого регулирования инвестиций заключаются в следующем:

  1. выделение средств на капитальные вложения из государственного бюджета;
  2. на практике прямым регулирующим воздействием на инвестирование считается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов на развитие отдельных регионов, производств;
  3. государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;
  4. разработка и реализация федеральных строительных программ;
  5. разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
  6. стимулирование инвестиционной активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации, регулирования учетной ставки банковского кредита.

    Важным  методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных технических регламентов и норм, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

    Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливаются Градостроительным кодексом РФ и Правительством России.

    Государственное регулирование градостроительной  деятельности, согласно Градостроительному кодексу и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, основывается на следующих принципах:

  • осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
  • ответственность органов государственной власти РФ, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований: технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; охраны окружающей среды и экономической безопасности; сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

    Регулирование градостроительной деятельности в  субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, осуществляемой с учетом особенностей, предусмотренных гл. 9 ГсК РФ.

    Инвестиционная  деятельность в капитальном строительстве может осуществляться во всех сферах экономической деятельности и применима в отношении любых объектов. В то же время исключительной инвестиционной деятельностью государства являются объекты, связанные с обороной, созданием космических систем, федеральных систем связи и информации, железнодорожного, морского, а также магистрального трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность государства по этим объектам отражена в Государственных инвестиционных программах.

    Инвестиционные  проекты целевых программ наиболее важных и крупных объектов федерального значения обсуждаются населением регионов, чьи интересы затрагиваются при их реализации. 

 

     5. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе

    Государственная инвестиционная политика — составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности. Она определяет цели, направления, формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

    Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

    Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.

    Основные направления  инвестиционной политики:

    1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов.

    Центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию организаций (предприятий).

    2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике.

    Предоставление  субсидий из бюджета жизненно важным отраслям экономики.

    3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.

    4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования.

    Использование государственного заказа на капитальное  строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.

    5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.

    Задача: получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной перестройке экономики, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

    Инвестиционная  политика на перспективу предусматривает также совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, имея в виду повышение эффективности организационных методов и методов прямого воздействия государства на инвестиционную деятельность, предусмотренных Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»9.

 

     Заключение

    Значение  государственного финансового регулирования  инвестиций сложно переоценить. Оно  представляет собой проведения  комплексных мероприятий, которые способны обеспечить необходимый уровень вложений в экономику страны и стимулировать инвестиционною активность.

    Главными  задачами государственного инвестиционного  регулирования являются увеличение объема инвестиций с последующим  повышением их инвестиций и совершенствования  структуры, а также превращение  инвестиций в «локомотив», повышающий экономическую активность страны, стабилизирующий ее.

    На  инвестиционный процесс государство  может повлиять двумя способами: активным и пассивным.

    Активный  метод влияния на ситуацию связан с формированием благоприятной  инвестиционной среды сами государством. Это достигается с помощью проведения специальными органами, созданными специально для этой цели, различных мероприятий в бюджетной и налоговой сфере. В большинстве случаев эти мероприятия направлены на активизацию и стабилизацию активности предпринимателей, связанной с инвестированием.

    Пассивный метод подразумевает выделение  наиболее приоритетных направлений  экономики для капиталовложения. Для определения этих направлений  используют динамическую активную модель, отображающую межотраслевой баланс, иные полу динамические и динамические модели, которые отображают развитие экономики государства в целом, а также систему балансовых построений.

    Для составления этих моделей и подведения баланса используют план инвестирования страны и утвержденный бюджет государства.

 

     Литература

  1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»  от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ.
  2. Зимин И. А. Реальные инвестиции. — М.: Экмос, 2009.
  3. Игошин В. Я. Инвестиции. — М.: Финансы и статистика, 2011.
  4. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2011.
  5. Коссов В. В. Инвестиции. — М.: БЕК, 2010.
  6. Лукасевич И. Я. Анализ эффективности капиталовложений в условиях ограниченного бюджета. — М.: Финансы, 2009.
  7. Мелкумов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. — М.: ДиС, 2008.
  8. Семенов В. Я. Организация и финансирование инвестиций. — СПб.: Питер, 2010.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование инвестиций в России