Формы сотрудничества с фирмами США в НГК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка инвестиционной привлекательности российского нефтегазового сектора и причины, обуславливающие медленный приток иностранного инвестиционного капитала в него.

Содержание

Введение 2
1. Иностранные инвестиции в НГК России в период 1993-2002г.г. 4
Инвестиционная привлекательность нефтегазового сектора РФ 4
1.1 Нефтегазовый комплекс (НГК): сущность, структура 4
1.2 Характеристика запасов 5
1.3 Характеристика добычи 7
1.4 Конкурентоспособность НГК РФ 10
1.4.1 Отраслевая структура инвестиций 10
1.4.2 Национальная инвестиционная привлекательность. 12
1.4.3 Сущность Соглашений о разделе продукции (СРП). Правовая база СРП. 14
2. Взаимодействие России и ЕС в нефтегазовом секторе 18
2.1. Энергетический Диалог: сущность, предпосылки, этапы 18
2.2. Формы сотрудничества в рамках Диалога 19
2.3. Проблемы взаимодействия России и ЕС в НГС и пути их решения 20
3. Формы сотрудничества с фирмами США в НГК 21
3.1. «Реабилитационные займы» ВБ и «рамочное соглашение» с американским Эксимбанком 21
3.2. Проект «Сахалин-2»: первый опыт «чистого» проектного финансирования в российском НГК 24
3.3. Проектное финансирование и проблема гарантий в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции в нефтегазовый комплекс.docx

— 86.75 Кб (Скачать документ)

Таким образом, оба рассмотренных соглашения имеют “пионерный” для российского  НГК характер и выступают в  качестве промежуточного звена в  эволюции организационных форм его (внешнего) финансирования: от кредита  под суверенную гарантию к проектному финансированию. 

3.2. Проект  «Сахалин-2»: первый опыт «чистого»  проектного финансирования в  российском НГК 

Первым  опытом “чистого” проектного финансирования в российском НГК является проект «Сахалин-2», предусматривающий освоение нефтегазового Пильтун-Астохского и газового Лунского месторождений  на северо-восточном шельфе острова  Сахалин. Месторождения содержат в  сумме примерно 140 млн. т нефти  и 408 млрд. куб. м газа и расположены  примерно в 15 км от берега на акватории, которая в течение шести месяцев  в году покрыта льдом. Проект является преимущественно экспортно-ориентированным: 

* нефть  будет танкерами и по нефтепроводу  поставляться на внутренний и  внешний рынки, 

* часть  добытого газа (попутный газ Пильтун-Астохского  месторождения) будет по трубопроводу  подаваться на внутренний рынок  (вероятно, остров Сахалин и Хабаровский  край), другая, большая часть (газ  Лунского месторождения) -- по газопроводу  будет подаваться на юг острова,  где будет построен завод СПГ.  Сжиженный газ будет поставляться  метановозами на растущие рынки  Юго-Восточной Азии. 

Спонсорами  проекта (учредителями проектной компании “Sakhalin Energy Investment Company”) являются в настоящее  время четыре иностранные компании: Marathon (США) -- 37,5%, Mitsui (Япония) -- 25, Royal-Dutch/Shell (Нидерланды/Великобритания) -- 25, Mitsubishi (Япония) -- 12,5%. Некоторые классификационные  признаки проекта «Сахалин-2» приведены  на рис. (выделены двойной рамкой) Tax and Project Finance. Special Issue. -- “International Business Lawyer“, May 1998. 

Проект  «Сахалин-2» является крупным (капитальные  вложения в проект составят около 10 млрд. долл. США). При таких огромных капиталовложениях единственно  возможным способом финансирования проекта «Сахалин-2» является метод  проектного финансирования, поскольку  ни одна корпорация или государство  не в состоянии принять на себя единолично огромные риски, связанные  с инвестициями в данный проект. Проект является долгосрочным (жизненный  цикл превышает 30 лет), что существенно  увеличивает цену любого риска при  осуществлении данного проекта  и риск невозврата вложенных в  финансирование проекта средств. По расчетам специалистов, в случае задержки строительства объектов проекта  «Сахалин-2» на 1 год ЧДД проекта  снижается примерно на 5--10%, увеличение сметы затрат в 1,5 раза приводит к  снижению ЧДД примерно во столько  же раз. 

По степени  независимости данный проект можно  рассматривать с двух позиций: с  одной стороны, «Сахалин-2» является независимым, поскольку потоки денежных средств в данный проект не обусловлены  реализацией других проектов. С другой стороны, на шельфе острова Сахалин  ведется освоение других месторождений, которые могут (будут) использовать производственную инфраструктуру (трубопроводы, терминалы и другие сооружения), созданную в рамках проекта «Сахалин-2». Поэтому все такие сахалинские  проекты можно рассматривать  как взаимозависимые. Тогда впоследствии часть производственных расходов по проекту «Сахалин-2» может быть учтена как “прошлые затраты” для  некоторых последующих сахалинских  проектов с соответствующей корректировкой финансовых потоков. Кроме того, проект «Сахалин-2» является взаимозависимым  “внутри себя”, поскольку разработка Пильтун-Астохского месторождения  технологически и организационно тесно  связана с разработкой Лунского месторождения. По типу выгод, как правило, все проекты по разработке месторождений  относятся к нацеленным на расширение продаж. По типу потока денежных средств  проект «Сахалин-2» относится к  традиционным, т.е. изменение знака  ЧДД проекта происходит один раз (сначала ЧДД является отрицательным, затем -- положительным). 

Весь  жизненный цикл проекта условно  делится на три этапа. Примерно 2/3 совокупных затрат за полный жизненный  цикл проекта приходится на эксплуатационные затраты, но они распределены в течение  примерно в четыре-пять раз большего периода времени, чем затраты  капитальные. Основные капиталовложения (96--98%) приходятся на инвестиционный этап, поэтому именно с ним связаны  наибольшие риски финансирования. Следовательно, необходимо обеспечить заключение и  исполнение договоров, выдержать графики  поставок и строительства, проведение пусконаладочных работ, своевременный  пуск объектов проекта, чтобы не были нарушены сроки этапов исполнения проекта, не возросли проектные затраты против плановых, то есть чтобы были обеспечены запланированные сроки и уровни окупаемости инвестиций, возврат  заемных средств. Эта задача для  проекта «Сахалин-2» является особенно актуальной, поскольку работы на объекте  ограничены очень коротким “погодным  окном” (с мая по октябрь). 

Проект  «Сахалин-2» основывается на финансировании без права регресса, то есть кредиторы  берут на себя большинство рисков. Поскольку заемщик (которым является компания специального назначения “Сахалинская энергия”) не вкладывает в проект собственные  финансовые средства, то он (заемщик) не несет кредитных рисков. Основанием для применения кредитования без  права регресса в случае проекта  «Сахалин-2» является, главным образом, то, что основными кредиторами  являются МФО (ЕБРР и МФК), а также  Эксимбанки США и Японии. 

Причем  выполнение конкретных действий с целью  минимизации рисков является необходимым  условием получения кредитов под  этот проект. 

Если  рассматривать общую схему финансирования проекта «Сахалин-2» в целом, то собственный капитал (субординированные  кредиты, предоставленные компаниями Консорциума--учредителями проектной  компании) на первом этапе (по состоянию  на апрель 2000 г.) составят примерно 70% от общих инвестиций в проект (1,2 млрд. долл.) и несубординированные кредиты, предоставленные Основными кредиторами, составят около 30%. Причем, в процессе реализации этого проекта это  соотношение будет меняться и  к моменту завершения проекта, видимо, будет составлять 20% к 80% соответственно. Несубординированные кредиты предоставляются  с целью получения основных займов, поскольку в первую очередь задолженность  погашается перед кредиторами, предоставившими  несубординированные кредиты. На схеме  показано, что Консорциум рискует  своими капиталовложениями перед Основными  кредиторами в случае нехватки денежных средств от самого проекта. 

Учитывая  высокий уровень капиталовложений в проект, с одной стороны, и  длительность и сложный характер его освоения, с другой, в целях  улучшения его экономики и  “финансируемости” необходимо было обеспечить как можно более раннее начало генерирования доходной части  финансовых потоков проекта. 

С этой целью инвесторы предложили разбить  проект на фазы освоения, имея конечной целью первой фазы освоения проекта  «Сахалин-2» начало добычи первой нефти  в июле 1999 г. Предназначенный для  этого производственный комплекс “Витязь” включает стационарную погружную платформу  “Моликпак” (бывшая буровая платформа, переоборудованная в буровую  и эксплуатационную и приспособленная  для сахалинских условий), соединенный  с платформой подводным трубопроводом  причальный буй, к которому стационарно  пришвартован танкер, выполняющий роль накопительного и перегрузочного хранилища, из которого в свою очередь загружаются  экспортные танкеры-челноки. Поскольку  свободная ото льда вода вокруг “Витязя” держится только шесть месяцев в  году, производственный комплекс будет  пока работать в “летнем” режиме (в  период открытой воды). 

Стоимость первой фазы освоения проекта «Сахалин-2» (по состоянию на апрель 2000 г.) составляет 1,2 млрд. долл. Организация ее финансирования является следующей: 

* 852 млн.  долл. в качестве акционерного  финансирования вкладывают спонсоры  проекта (учредители проектной  компании), пропорционально, как  указано выше, их долевому участию  в проекте, 

* 348 млн.  долл. в качестве долгового финансирования  вкладывают равными долями (по 116 млн. долл. каждый) ЕБРР, американский  ОПИК и японский Эксимбанк.  Эти займы выданы на срок  около 10 лет с момента первой  выплаты. 

Юридическим консультантом “Сахалинской энергии” является компания “Кудер Бразерс”, финансовым консультантом спонсоров проекта  является банк “Чейз Манхэттн”.

диплом  купить

03.09.2009, 19:37

По итогам 1998 г. первая фаза проекта «Сахалин-2»  вошла в десятку крупнейших в  мире нефтегазовых проектов, финансирование которых вступило в силу в указанном  году (6-е место в мире и 2-е в  Восточном полушарии) Project Finance. The Book of Lists 1999. -- A Supplement to “Project Finance”. По мнению журнала “Проектное финансирование”, проект «Сахалин-2» является “возможно  лучшим проектом в России”, он “устанавливает новые ориентиры для проектного финансирования в России и может  стимулировать дополнительные инвестиции от (международных) коммерческих банков”/ 

Период  разработки 37 лет. Объем капиталовложений в проект -- около $12 млрд. Ожидаемая  прибыль России - $26 млрд. 

3.3. Проектное  финансирование и проблема гарантий  в России 

При участии  в проектах СРП российских компаний в качестве акционеров компании специального назначения встает вопрос об обеспечении  ими стартового (акционерного) финансирования деятельности этой проектной компании. Зачастую оказывается, что российские компании такими возможностями не располагают. И здесь им на помощь могло бы прийти российское государство, заинтересованное в реализации этих проектов и являющееся стороной каждого заключенного в  нашей стране СРП. Инструментом такой  “помощи”, а точнее -- экономически выверенной, срочной и возмездной поддержки, могли бы быть государственные  гарантии нового типа. 

В стационарных экономиках государственные гарантии являются наиболее весомым видом  гарантий, которые могут применяться  в случаях, когда те или иные проекты  представляются особо значимыми  для экономики страны в целом  или имеют важное политическое значение для государства. Как было показано выше, государственные гарантии являлись необходимым условием организации  финансирования в рамках нефтяных реабилитационных займов Всемирного банка и нефтегазового  рамочного соглашения американского  Эксимбанка. Однако сегодня ликвидность  традиционных российских государственных  гарантий является очень низкой, а  чем ниже ликвидность гарантий, тем  выше цена заимствования. В условиях переходных экономик, когда роль государства  остается весьма высокой, повышение  ликвидности государственных гарантий в целях проектного финансирования может резко повысить инвестиционную привлекательность соответствующих  проектов и снизить цену их финансирования. 

Резкое  увеличение ликвидности государственных  гарантий в интересах финансирования отдельных проектов может быть обеспечено за счет использования находящегося в распоряжении государства и  принадлежащего ему ресурса в  рамках каждого конкретного проекта  СРП -- государственной доли будущей  прибыльной нефти. Сегодня этот ресурс в интересах российского государства  не используется. 

Именно  механизмы СРП, даже в условиях нестабильной экономики и запретительной налоговой  системы, могут обеспечить инвестору  правовую стабильность на весь срок реализации проекта, а также индивидуальный переговорный налоговый режим, обеспечивающий достижение устойчивого баланса  интересов государства и инвестора  как сторон инвестиционного проекта. Поэтому проекты СРП сегодня  продолжают оставаться чуть ли не единственным видом инвестиционных проектов, представляющим реальный интерес для долгосрочных стратегических отечественных и  иностранных инвесторов (речь не идет о работающих на фондовом рынке финансовых спекулянтах). 

Механизм  СРП дает возможность обеспечить надежное и высоколиквидное наполнение государственных гарантий, причем выставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне. Схема наполнения государственных  гарантий за счет СРП представляется нижеследующей. 

При подготовке технико-экономического обоснования  проекта на условиях СРП рассчитывается динамика натуральных и стоимостных  показателей проекта за полный срок его разработки. Определяется доля продукции, принадлежащая государству (роялти, бонусы, часть прибыльной продукции  и т.п.). Распределение принадлежащей  государству прибыльной продукции  между федеральным и региональным бюджетами предусмотрено действующим  законодательством на базе специальных  договоров, заключаемых федеральными и соответствующими региональными  властями по каждому проекту СРП. 

Таким образом, государство, в лице его  федеральных и региональных органов, еще до начала реализации проекта -- на стадии утвержденного ТЭО -- имеет  четкое представление о том, когда  и сколько оно получит доходов  от данного проекта в случае его  реализации. Это дает возможность  использовать будущие доходы от проекта  в качестве обеспечения под привлекаемые для разработки проекта инвестиции (по традиционной фьючерсной схеме). Высокий  уровень правовой стабильности СРП (правовой защищенности инвестора в  рамках СРП на весь срок реализации проекта) уменьшает риски невыполнения производственной программы СРП  вследствие возможных односторонних  действий Правительства РФ, ущемляющих интересы инвестора. 

Информация о работе Формы сотрудничества с фирмами США в НГК