Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка инвестиционной привлекательности российского нефтегазового сектора и причины, обуславливающие медленный приток иностранного инвестиционного капитала в него.
Введение 2
1. Иностранные инвестиции в НГК России в период 1993-2002г.г. 4
Инвестиционная привлекательность нефтегазового сектора РФ 4
1.1 Нефтегазовый комплекс (НГК): сущность, структура 4
1.2 Характеристика запасов 5
1.3 Характеристика добычи 7
1.4 Конкурентоспособность НГК РФ 10
1.4.1 Отраслевая структура инвестиций 10
1.4.2 Национальная инвестиционная привлекательность. 12
1.4.3 Сущность Соглашений о разделе продукции (СРП). Правовая база СРП. 14
2. Взаимодействие России и ЕС в нефтегазовом секторе 18
2.1. Энергетический Диалог: сущность, предпосылки, этапы 18
2.2. Формы сотрудничества в рамках Диалога 19
2.3. Проблемы взаимодействия России и ЕС в НГС и пути их решения 20
3. Формы сотрудничества с фирмами США в НГК 21
3.1. «Реабилитационные займы» ВБ и «рамочное соглашение» с американским Эксимбанком 21
3.2. Проект «Сахалин-2»: первый опыт «чистого» проектного финансирования в российском НГК 24
3.3. Проектное финансирование и проблема гарантий в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
Таким
образом, оба рассмотренных соглашения
имеют “пионерный” для
3.2. Проект
«Сахалин-2»: первый опыт «
Первым
опытом “чистого” проектного финансирования
в российском НГК является проект
«Сахалин-2», предусматривающий освоение
нефтегазового Пильтун-
* нефть
будет танкерами и по
* часть
добытого газа (попутный газ Пильтун-
Спонсорами
проекта (учредителями проектной компании
“Sakhalin Energy Investment Company”) являются в настоящее
время четыре иностранные компании:
Marathon (США) -- 37,5%, Mitsui (Япония) -- 25, Royal-Dutch/Shell
(Нидерланды/Великобритания) -- 25, Mitsubishi
(Япония) -- 12,5%. Некоторые классификационные
признаки проекта «Сахалин-2» приведены
на рис. (выделены двойной рамкой) Tax
and Project Finance. Special Issue. -- “International Business Lawyer“,
May 1998.
Проект
«Сахалин-2» является крупным (капитальные
вложения в проект составят около 10
млрд. долл. США). При таких огромных
капиталовложениях единственно
возможным способом финансирования
проекта «Сахалин-2» является метод
проектного финансирования, поскольку
ни одна корпорация или государство
не в состоянии принять на себя
единолично огромные риски, связанные
с инвестициями в данный проект.
Проект является долгосрочным (жизненный
цикл превышает 30 лет), что существенно
увеличивает цену любого риска при
осуществлении данного проекта
и риск невозврата вложенных в
финансирование проекта средств. По
расчетам специалистов, в случае задержки
строительства объектов проекта
«Сахалин-2» на 1 год ЧДД проекта
снижается примерно на 5--10%, увеличение
сметы затрат в 1,5 раза приводит к
снижению ЧДД примерно во столько
же раз.
По степени
независимости данный проект можно
рассматривать с двух позиций: с
одной стороны, «Сахалин-2» является
независимым, поскольку потоки денежных
средств в данный проект не обусловлены
реализацией других проектов. С другой
стороны, на шельфе острова Сахалин
ведется освоение других месторождений,
которые могут (будут) использовать
производственную инфраструктуру (трубопроводы,
терминалы и другие сооружения),
созданную в рамках проекта «Сахалин-2».
Поэтому все такие сахалинские
проекты можно рассматривать
как взаимозависимые. Тогда впоследствии
часть производственных расходов по
проекту «Сахалин-2» может быть
учтена как “прошлые затраты” для
некоторых последующих
Весь
жизненный цикл проекта условно
делится на три этапа. Примерно 2/3
совокупных затрат за полный жизненный
цикл проекта приходится на эксплуатационные
затраты, но они распределены в течение
примерно в четыре-пять раз большего
периода времени, чем затраты
капитальные. Основные капиталовложения
(96--98%) приходятся на инвестиционный этап,
поэтому именно с ним связаны
наибольшие риски финансирования. Следовательно,
необходимо обеспечить заключение и
исполнение договоров, выдержать графики
поставок и строительства, проведение
пусконаладочных работ, своевременный
пуск объектов проекта, чтобы не были
нарушены сроки этапов исполнения проекта,
не возросли проектные затраты против
плановых, то есть чтобы были обеспечены
запланированные сроки и уровни
окупаемости инвестиций, возврат
заемных средств. Эта задача для
проекта «Сахалин-2» является особенно
актуальной, поскольку работы на объекте
ограничены очень коротким “погодным
окном” (с мая по октябрь).
Проект
«Сахалин-2» основывается на финансировании
без права регресса, то есть кредиторы
берут на себя большинство рисков.
Поскольку заемщик (которым является
компания специального назначения “Сахалинская
энергия”) не вкладывает в проект собственные
финансовые средства, то он (заемщик) не
несет кредитных рисков. Основанием
для применения кредитования без
права регресса в случае проекта
«Сахалин-2» является, главным образом,
то, что основными кредиторами
являются МФО (ЕБРР и МФК), а также
Эксимбанки США и Японии.
Причем
выполнение конкретных действий с целью
минимизации рисков является необходимым
условием получения кредитов под
этот проект.
Если
рассматривать общую схему
Учитывая
высокий уровень
С этой
целью инвесторы предложили разбить
проект на фазы освоения, имея конечной
целью первой фазы освоения проекта
«Сахалин-2» начало добычи первой нефти
в июле 1999 г. Предназначенный для
этого производственный комплекс “Витязь”
включает стационарную погружную платформу
“Моликпак” (бывшая буровая платформа,
переоборудованная в буровую
и эксплуатационную и приспособленная
для сахалинских условий), соединенный
с платформой подводным трубопроводом
причальный буй, к которому стационарно
пришвартован танкер, выполняющий роль
накопительного и перегрузочного хранилища,
из которого в свою очередь загружаются
экспортные танкеры-челноки. Поскольку
свободная ото льда вода вокруг “Витязя”
держится только шесть месяцев в
году, производственный комплекс будет
пока работать в “летнем” режиме (в
период открытой воды).
Стоимость
первой фазы освоения проекта «Сахалин-2»
(по состоянию на апрель 2000 г.) составляет
1,2 млрд. долл. Организация ее финансирования
является следующей:
* 852 млн.
долл. в качестве акционерного
финансирования вкладывают
* 348 млн.
долл. в качестве долгового
Юридическим
консультантом “Сахалинской энергии”
является компания “Кудер Бразерс”, финансовым
консультантом спонсоров
диплом купить
03.09.2009, 19:37
По итогам
1998 г. первая фаза проекта «Сахалин-2»
вошла в десятку крупнейших в
мире нефтегазовых проектов, финансирование
которых вступило в силу в указанном
году (6-е место в мире и 2-е в
Восточном полушарии) Project Finance. The Book
of Lists 1999. -- A Supplement to “Project Finance”. По мнению
журнала “Проектное финансирование”,
проект «Сахалин-2» является “возможно
лучшим проектом в России”, он “устанавливает
новые ориентиры для проектного
финансирования в России и может
стимулировать дополнительные инвестиции
от (международных) коммерческих банков”/
Период
разработки 37 лет. Объем капиталовложений
в проект -- около $12 млрд. Ожидаемая
прибыль России - $26 млрд.
3.3. Проектное
финансирование и проблема
При участии
в проектах СРП российских компаний
в качестве акционеров компании специального
назначения встает вопрос об обеспечении
ими стартового (акционерного) финансирования
деятельности этой проектной компании.
Зачастую оказывается, что российские
компании такими возможностями не располагают.
И здесь им на помощь могло бы
прийти российское государство, заинтересованное
в реализации этих проектов и являющееся
стороной каждого заключенного в
нашей стране СРП. Инструментом такой
“помощи”, а точнее -- экономически
выверенной, срочной и возмездной
поддержки, могли бы быть государственные
гарантии нового типа.
В стационарных
экономиках государственные гарантии
являются наиболее весомым видом
гарантий, которые могут применяться
в случаях, когда те или иные проекты
представляются особо значимыми
для экономики страны в целом
или имеют важное политическое значение
для государства. Как было показано
выше, государственные гарантии являлись
необходимым условием организации
финансирования в рамках нефтяных реабилитационных
займов Всемирного банка и нефтегазового
рамочного соглашения американского
Эксимбанка. Однако сегодня ликвидность
традиционных российских государственных
гарантий является очень низкой, а
чем ниже ликвидность гарантий, тем
выше цена заимствования. В условиях
переходных экономик, когда роль государства
остается весьма высокой, повышение
ликвидности государственных
Резкое
увеличение ликвидности государственных
гарантий в интересах финансирования
отдельных проектов может быть обеспечено
за счет использования находящегося
в распоряжении государства и
принадлежащего ему ресурса в
рамках каждого конкретного проекта
СРП -- государственной доли будущей
прибыльной нефти. Сегодня этот ресурс
в интересах российского
Именно
механизмы СРП, даже в условиях нестабильной
экономики и запретительной налоговой
системы, могут обеспечить инвестору
правовую стабильность на весь срок реализации
проекта, а также индивидуальный
переговорный налоговый режим, обеспечивающий
достижение устойчивого баланса
интересов государства и
Механизм
СРП дает возможность обеспечить
надежное и высоколиквидное наполнение
государственных гарантий, причем выставляемых
как на федеральном, так и на региональном
уровне. Схема наполнения государственных
гарантий за счет СРП представляется
нижеследующей.
При подготовке
технико-экономического обоснования
проекта на условиях СРП рассчитывается
динамика натуральных и стоимостных
показателей проекта за полный срок
его разработки. Определяется доля
продукции, принадлежащая государству
(роялти, бонусы, часть прибыльной продукции
и т.п.). Распределение принадлежащей
государству прибыльной продукции
между федеральным и
Таким
образом, государство, в лице его
федеральных и региональных органов,
еще до начала реализации проекта --
на стадии утвержденного ТЭО -- имеет
четкое представление о том, когда
и сколько оно получит доходов
от данного проекта в случае его
реализации. Это дает возможность
использовать будущие доходы от проекта
в качестве обеспечения под привлекаемые
для разработки проекта инвестиции
(по традиционной фьючерсной схеме). Высокий
уровень правовой стабильности СРП
(правовой защищенности инвестора в
рамках СРП на весь срок реализации
проекта) уменьшает риски невыполнения
производственной программы СРП
вследствие возможных односторонних
действий Правительства РФ, ущемляющих
интересы инвестора.
Информация о работе Формы сотрудничества с фирмами США в НГК