Золотой век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение и изучение темы: «Золотой век русской культуры». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности золотого века русской культуры;
Изучить развитие культуры XIX века во всех ее областях;
Закрепить теоретические знания и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ОСОБЕННОСТИ ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ…………….5
2 РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА………………………………………...7
2.1 Литература XIX века………………………………………………………7
2.2 Музыка XIX века…………………………………………………………..8
2.3 Архитектура XIX века…………………………………………………….9
2.4 Изобразительное искусство XIX века…………………………………..10
2.5 Театр XIX века……………………………………………………………11
2.6 Развитие науки и техники XIX века……………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………

Работа состоит из  1 файл

Золотой век русской культуры 2009 ВятГГУ.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)
 

      Скульптура, особенно монументально-декоративная в стиле классицизма, в начале века пережила расцвет. Ее представляли такие блестящие имена, как И.П. Мартос памятник Минину и Пожарскому в Москве, ставший воплощением подъема народного духа после победы над Наполеоном; Ф.Ф. Щедрин скульптурная группа «Нимфы, несущие глобус» и др.

      Для русской живописи XIX века был характерен, прежде всего, растущий интерес к человеческой личности. Романтизм отвергал неподвижные каноны и условные нормы и провозглашал свободу творчества. Новое понимание человека получило свое наилучшее выражение в романтических портретах Кипренского, передающих духовность, сложный внутренний мир человека («Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин» и др.).

        Полно национального своеобразия  творчество К.П. Брюллова, создателя  всемирно известного полотна  «Последний день Помпеи». Напряженные  нравственные искания отразились  в творчестве А.А. Иванова. Главным  делом его жизни стало монументальное полотно «Явление Христа народу», в котором он выразил веру в духовное возрождение человечества.

      Вторая  половина  XIX века отмечена безраздельным торжеством реалистической живописи, в большей или меньшей степени связанной с революционно-демографической идеологией. Глубина психологического и социального анализа отличает картины на темы народной жизни и портреты В.Г. Перова «Проводы покойника», «Тройка», «А.Н. Островский» и др.

      В 1870 году было образовано «товарищество  передвижных художественных выставок», члены которого обратились к правдивому, реалистическому изображению жизни и  истории народа. Картины передвижников отличались глубоким психологизмом и мастерством социального анализа (И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин и др.) [2, с. 474].

      Таким образом, русская живопись, подобно  литературе и музыке, воплотила в  себе духовную мощь, сложный внутренний мир человека, красоту родной природы, и величие русского народа. 

   
    1.  Театр XIX века
 

      Свою  ленту в общий духовный подъем народа внесли и театральные деятели. Реализм прочно утвердился и на театральной сцене. Славу ее составили такие великие актеры, как М.С. Щепкин, П.М. Садовский, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова. Конец века ознаменован началом реформаторской деятельности К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, основатель Московского Художественного театра. В этот период на сцене были воплощены творения Гоголя, Островского, Чехова.

      Основным  методом актерского творчества становится метод глубокого раскрытия психологического своеобразия героя путем внутреннего перевоплощения актера в изображаемое лицо. Реалистическая школа получает широкое распространение, становится ведущим направлением в русском театре уже к середине XIX век [4, с. 106].

      Таким образом, на протяжении XIX века театр в России вырастает в важнейшую общественную силу. Гоголь называл театр «кафедрой, с которой можно много сказать людям добра». Островский сравнивал Малый театр по его прогрессивному значению в национальной культуре с Московским университетом. 

      2.6 Развитие науки и техники XIX века 

      В условиях становления капиталистического уклада и начавшегося промышленного  переворота все большее значение приобрели научные открытия, имевшие  теоретическое и прикладное значение.

      Великий русский математик Н.И. Лобачевский  создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти двух тысяч лет работали ученые всего мира. Один из первых российских электротехников В.В. Петров создал ряд физических приборов, раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества.

      Во  второй половине XIX века в стране возникли новые научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии; Общество русских врачей; Русское техническое общество. При всех российских университетах были созданы физико-математические общества.

      Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося  математика П.Л. Чебышева. Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

      Гениальным  ученым-химиком, создавшим периодическую  систему химических элементов, был  Д.И. Менделеев.  Он доказал внутреннюю силу между всеми видами химических веществ. Ученые Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров – основоположники органической химии. В середине XIX века Зинин открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины.

      Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова. 25 апреля 1895 года на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» - радиоприемника, нашедшее очень скоро практическое применение.

      Выдающееся  значение имели работы К.Э. Циолковского, одного из пионеров космонавтики. Крупные  научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым, который доказал и измерил  давление света. Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов.

      Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению средней и Центральной  Азии и Уссурийского края Н.М. Пржевальского, впервые описавшего природу этих регионов. П.П. Семенов-Тян-Шанский – руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию, издал в соавторстве с В.И. Ломанским труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» [7 с.473- 475 ].

      Таким образом, несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина  XIX века – это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась с тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Разнообразие  и богатство духовной исканий  России  XIX века выдвинули ее культуру в ряд величайших достижений развития человечества, во многом определявших содержание и направленность науки, искусства и философии последующего периода.

      Русская культура  XIX века развивалась отнюдь не в тепличных условиях. Драматичны, а порой и трагичны были судьбы многих ее создателей. Но она развивалась в ограниченной связи с жизнью великой страны, жила радостями и горестями своего народа.

      Выйдя на передовые рубежи культурного развития человечества, она с необычайной щедростью пополнила сокровищницу мировой культуры, превзойдя в некоторых областях достижения европейских мастеров. Отразившие с небывалой полнотой свое время, шедевры этой культуры принадлежат вечности. Они бессмертны, пока живо само человечество. Таким образом, в данной контрольной работе рассмотрены все необходимые сведения для рассмотрения и изучения темы: «Золотой век русской культуры».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 

      1. Гуревич, П.С. Культурология  [Текст]: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 280 с. – ISBN 5-8297-0048-4;

      2. Карпушина, С.В. История мировой  культуры [Текст]: учебник для вузов. – М.: «Nota Bene», 1998. – 536 с. – ISBN 5-8188-0004-0;

      3. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры [Текст]: Курс лекций. – М.: ИКФ Омега-Л, 2003.- 616 с. – ISBN 5-901386-61-2;

      4. Кравченко, А.И. Культурология  [Текст]: Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во проспект, 2006. – 288 с. – ISBN 5-98032-978-1;

      5. Романов, Ю.И. Культурология [Текст]: Учебник. – СПб.: Питер, 2006. – 206 с. – ISBN 5-469-00953-Х;

      6. Культурология [Текст]: Учебное пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 384 с. – ISBN 978-5-377-01488-1;

      7. Культурология. История мировой  культуры [Текст]: Учебник для вузов / под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 600 с. – ISBN 978-5-238-01120-2; 
 
 

Информация о работе Золотой век русской культуры