Живопись во второй половине XIX

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:24, реферат

Описание

Во второй половине XIX века социальные отношения в российской империи достигли невиданной до этих пор остроты. Широкие слои народных масс, и прежде всего крестьянство, выступили против крепостного гнета. Отмена крепостного права не решила коренных вопросов, начинало развиваться национально-освободительное движение, широкое распространение получили освободительные идеи, которые оказывали влияние на все сферы деятельности людей. Не исключением было и изобразительное искусство.

Работа состоит из  1 файл

2живописьисправлено.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)


 

2        Живопись

 

 

Во второй половине XIX века социальные отношения в российской империи достигли невиданной до этих пор остроты. Широкие слои народных масс, и прежде всего крестьянство, выступили против крепостного гнета. Отмена крепостного права не решила коренных вопросов, начинало  развиваться национально-освободительное движение, широкое распространение получили освободительные идеи, которые оказывали влияние на все сферы деятельности людей. Не исключением было и изобразительное искусство.

              В этих условиях наблюдается быстрое развитие реалистического искусства. Резко меняется и тематика произведений, где главное место уже занимает не историко-религиозные темы, а картины отображающие жизнь простого народа. Ведущим жанром становится бытовая живопись.  Наряду с бытовым жанром шло развитие пейзажа. За пол столетие белорусская пейзажная живопись прошла значительный путь – от изображения пейзажных видов в картинах исторического и религиозного жанров, видовых пейзажей в творчестве М. Кулешова, Н. Орды, до пейзажей, раскрывающих характер и красоту белорусской природы, отражающих народные чувства любви к ней [1 , c. 161].

              Следует отметить, что развитие белорусской живописи этого периода шло замедленным темпом. В связи с тяжелым социальным и национальным гнетом белорусские крестьяне жили в бедности и нищете, что и соответствовало их низкому культурному уровню. К тому же в Беларуси не было  ни художественных заведений, ни музеев. Поэтому для получения специального образования молодежь была вынуждена уезжать за пределы страны, что, безусловно, способствовало консолидации соседних народов и обмену художественными ценностями, но  в то же время  тормозило развитие искусства внутри страны и задерживало создание национальной школы живописи.

              Большое значение для подготовки художников имела открывшаяся в 1866 году Виленская рисовальная школа, которая существовала на средства Виленского учебного округа. Однако и здесь существовало много трудностей для организации обучения: нехватка средств, профессиональных кадров, учебных пособий. Главным  образом школа была создана с целью подготовки художников для всего «Северо-Западного края», и соответственно социальный состав был неоднородным. В школу принимали тех, кто имел некоторые навыки в рисовании. Обучение было бесплатное. Ежегодно в школе обучалось в среднем около ста учащихся, половина из которых женщины [2 , c. 26].

              В связи с подъемом общественной жизни в начале XX века деятельность  Виленской школы оживилась, увеличилось количество учащихся. Из отчета за 1901 видно, что за 35 лет было выпущено 3000 человек. Выпускники Виленской школы продолжали учиться в художественных  учебных заведениях и за границей: в Берлине, Париже, Мюнхене, Вене. Некоторые стали впоследствии видными мастерами искусств, как, например, академики Владимиров, А. Ромер, М. Антокольский и др.

              Виленская рисовальная школа часто устраивала выставки работ своих воспитанников. Одна из таких выставок (1891 года) была посвящена 25-летнему юбилею школы. На ней были представлены преимущественно рисунки карандашом и акварелью, пейзажи Беларуси, Литвы, Польши и Украины, портреты, эскизы и проекты, копии и картины. Выставка получила высокую оценку у публики.

              Лучшие работы учеников школа посылала на конкурсы и выставки в Императорскую Академию художеств.

Вначале школа была рассчитана на трехлетний срок обучения, а с 1902 года перешла на четырехлетний, что дало возможность улучшить курс преподавания рисунка и живописи.

Неизменным руководителем Виленской рисовальной школы со дня ее образования и по 1912 год был академик Императорской Академии художеств И. П. Трутнев. Вместе с преподавателями школы художниками П. Г. Ромером, академиком-пейзажистом В. М. Резановым он подготовил плеяду мастеров изобразительного искусства, как Беларуси, так и Литвы, Польши и Украины [3 , c.113].

Белорусское изобразительное искусство начала 20 века носило в себе противоречивый характер, в связи с выходом на историческую арену пролетариата, ростом революционного движения, пробуждением национальных окраин к активной политической жизни, ростом самосознания народа.

В творчество художников проникает тема борьбы рабочего класса. Так, например, В. Лускин пишет картину «Стачка рабочих», Ю. Пэн создает картину «После забастовки», а И. Трутнев в рисунке «Рабочий вопрос» с большой теплотой рассказывает о жизни рабочих [1].

В результате подъема общественного движения в 1894 года в Минске было организовано Общество изящных искусств. Цель общества – сплочение прогрессивных сил города, популяризация демократического искусства и содействие подготовке местных кадров мастеров искусства. Общество устраивало вечера, на которых читались доклады об искусстве и на политические темы, организовывало спектакли, художественные выставки, создавало кружки по изучению различных видов искусства. В общество входило около двухсот человек, состояло оно из нескольких секций.

              Благодаря активной деятельности членов художественной секции в Минске было организовано несколько выставок. Оживление выставочной деятельности падает на 90-е годы. В 1891 году в Минске была организована выставка с целью сбора средств для открытия художественной школы. В 1899 была проведена выставка в Витебске, на которой экспонировались работы И. Репина (в то время периодически жил вблизи Витебска в Здравневе), Ю. Пэна и других. Собранные средства предназначались также и для благотворительных целей.

              Членами художественной секции была организована выставка карикатур на царское самодержавие. Рисунки частично были взяты из журналов, частично выполнены самими членами выставки.

              Видное место в художественной жизни Беларуси принадлежит выставке Товарищества передвижных выставок, открытой в Минске в 1899 году. Оно впервые познакомило общественность с передовым русским реалистическим искусством второй половины XIX века, где были представлены картины И. Репина «Тоска», Н. Касаткина «В коридоре окружного суда», Г. Мясоедова «Чтение манифеста 19-ого февраля 1861г.», В. Маковского «Сын Волги» и многие другие [4 , c. 257].

              Все чаще и чаще экспонировались произведения народного творчества на сельскохозяйственных и всемирных выставках.

Значительный интерес представляли выставки, открытые в канун Октябрьской социалистической революции. Наиболее зрелой среди них была выставка, организованная в помещении общества «Огниско» в 1911 году. Главное место на ней занимали эскизы и наброски маслом, карандашом, и пером пейзажей, бытовых сцен, театральных постановок, афиш и театральных программ. Наряду с реалистическими произведениями экспонировались также в духе символизма и импрессионизма. Было представлено много пейзажей. Среди них выделялись: «Вспаханное поле», «Гнездо», написанные в окрестностях Богданова Ф. Рущицем, «Вид Полесья» Г. Вейсенгофа и другие. из работ бытового жанра наибольший интерес представляли холсты Я. Кругера, А. Альперовича, И. Ероменко и др.

Многие произведения этого времени были написаны под влиянием формалистического искусства. Преобладали эскизы и наброски. Композиционная картина была редким гостем выставок. По всей вероятности, художники не ставили перед собой задачи создания многофигурных композиций. Они довольствовались мимолетными впечатлениями об изображаемых предметах, беглыми набросками карандаша [5, c. 104].

Уже в этот период в ряде городов Беларуси первоначальную художественную подготовку молодые люди могли получать в мастерских художников. В Витебске существовали мастерские К. Змигродского, Ю. Пэна, в Могилеве – мастерская Ф.  Пархоменко. Попытки организации художественного образования неоднократно предпринимались в Минске. В 1894 году архитектор В.Маас обратился в Академию художеств с просьбой открыть в Минске художественную школу. Школа существовала, однако вскоре за отсутствием материальных средств была закрыта.

Наибольшую известность получила школа, открытая в мастерской Пэна, где получили первоначальное образование всемирно известные художники С. Б. Юдовин, М.З.Шагал, Е. С. Минин [6, c. 104].

 

 

 

 

1         

2         

2.1 Бытовой жанр

 

Бытовой жанр – один из ведущих жанров белорусской живописи конца XIX начала XX веков. Однако в Беларуси не было ни одного живописца, полностью посвятившего свое творчество этому жанру. К тому же бытовой жанр тесно связан с портретным.

Вместе с тем следует отметить, что в 19 веке бытовой жанр начал пробивать себе дорогу в белорусской живописи. Жизнь крестьян, городских слоев населения, бедных и богатых начала все больше привлекать внимание художников.

Наиболее крупными мастерами бытового жанра в белорусской живописи рассматриваемого периода являются Силиванович и Трутнев, Ромер и другие [1, c. 166].

Творчество Никодима Силивановича (1830-1919) развивалось в переходный период от классицизма к реализму, что нашло отражение в его работах. Закончив Петербургской Академии художеств (1866 г.), получил звание свободного художника. Вернувшись в родную деревню Цинцевичи (Виленский уезд), начинает получать заказы на оформление местных храмов. Параллельно с этой работой Силиванович пишет портреты и жанровые картины, за которые ему было присвоено звание классного художника. Решает продолжать свое обучение в Академии. В его портретах, носящих характер бытовых картин («Портрет еврея», «Портрет отца», «Голова девочки») нет «сурового приговора действительности» и обличительных тенденций, свойственных белорусской живописи 1860-х гг., они выразительные и «теплые».

Вначале 1870-х гг. Силиванович был приглашен оформлять Исакиевский собор в Петербурге, и был назначен главным художником-мозаистом (один из первых белорусских мозаистов, совместно с И. Лаврецким создал мозаичную композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса Исакиевского собора, мозаики «Евангелист Матфей», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк», «Поцелуй Иуды» и др.). Получает звание академика в 1876 г. Большое место в наследии художника занимает портретная живопись (портреты детей, автопортрет, «Старый пастух», «Портрет жены», «Портрет мужчины» и др.) и семейно-бытовая тематика («Дети во дворе», «В школу»). Большинство станковых работ находится в Художественном музее Литвы, а также в Национальном художественном музее Беларуси [7, c. 316].

Большой вклад в развитие бытового жанра и в целом для всего изобразительного искусства Беларуси внес живописец и просветитель Иван Петрович Трутнев. Закончив Петербургскую Академию искусств в 1865 году, и получив звание художника 1й степени, в 1866 организовывает и впоследствии возглавляет в течение 46 лет Виленскую рисовальную школу. Деятельность Виленской школы вышла далеко за пределы первоначального назначения (необходимостью фабричного производства в кадрах, которые обладали бы прикладным рисованием и черчением). При школе был создан класс живописи, который давал возможность любителям изящных искусств развивать и совершенствовать свои способности. Система обучения в школе базировалась на принципах реализма. Трутнев ревностно оберегал учащихся от влияния формального искусства. Он постоянно заботился о пополнении Виленского музея древностей лучшими образцами реалистической живописи. Взгляды и убеждения Трутнева нашли отражение в творчестве многих его учеников. Большинство из них после окончания школы работали не только учителями рисования в уездных и губернских городах Беларуси, но и продолжали учебу за границей, где также приобрели свою известность[8 , c. 439].

Трутнев принимал активное участие в общественной жизни края. Он был в числе основателей Виленского художественного кружка (1901), в состав которого входили многие белорусские художники, изучал памятники местной старины, делал многочисленные зарисовки в акварели памятников архитектуры в Полоцке, Витебске, Мстиславле. В 1855 за картину «благословение сына в ополчение» был отмечен малой золотой медалью, a в 1857 за картину «Крестный ход на Крещение в деревне» - большой золотой медалью. В 1868 ему присвоено звание академика. Получив право на заграничную командировку, он посетил Вену, Дрезден, Париж, Антверпен, Дюссельдорф, Брюссель, 2 года жил в Италии.

Заботясь о судьбах своих воспитанников, Трутнев, пользуясь личными связями в Академии искусств,  способствовал зачислению их на «казенный счет» в Академии. По традиции бывшие ученики после достижения определенных успехов в живописи присылали в Виленскую школу первые свои работы, которые экспонировались на постоянно действующей художественной выставке при Виленском музее древностей. Многие из них были отмечены наградами и поощрениями.

Работал Трутнев преимущественно в историческом и бытовом жанрах («Народная школа», «Внутри партерной в Антверпене» (1868), «Литовская пограничная корчма» (1889), «Вильнюсские мученики Антоний и Иоанн», «Слепой Кобзарь»), писал также и портреты и иконы [9].

Анализируя творчество ведущих представителей бытового жанра, следует отметить, что многие произведения живописи по своему характеру стояли между бытовой картиной и портретом, что объясняется стремлением живописцев изображать человека в конкретной бытовой обстановке, в труде.

 

2.2 Портрет

 

Портретный жанр в живописи второй половины XIX начала XX веков знаменует собой новый этап в развитии портретного искусства Беларуси. Главными героями портретного искусства предшествующего периода были магнат, влиятельная особа, государственный чиновник и офицер. Человек второй половины 19 века - новый человек – интеллигент-разночинец. Это, как правило, выходец из городских мещан, низших слоев служителей культа, из обедневших разорившихся или же выбившихся «в люди» крестьян. Они занимали невысокие посты, работали учителями, землемерами или же служили в армии. Значительная часть их была настроена прогрессивно и находилась в оппозиции к русскому царизму.

Одним из важнейших последствий проникновения в портретный жанр интеллигента - разночинца была демократизация портретного искусства, сущность которой заключалась не только в самом факте изображения человека из народа, но и в изменении художественно-стилистической трактовки образа. Художники больше не приукрашивают, а раскрывают жестокую правду жизни в ее обыденном проявлении, внимательно фиксируют индивидуальные черты человека.

Информация о работе Живопись во второй половине XIX