Языковой портрет личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:03, реферат

Описание

ктуально для современной лингвистики исследовать язык как проявление человека, его личности, его индивидуальности. Изучение языковой личности с целью выявления его особенностей, вызванных различными факторами: личными особенностями, средой общения, формой общения, этнокультурной спецификой, является попыткой выявления особенностей языковой личности и представляется весьма сложной ввиду невозможности в полном объеме проанализировать полноту той или иной личности или составить исчерпывающий психологический (психолингвистический) портрет таковой. Однако вполне возможно на основе даже небольшого объема анализируемого материала выявить отдельные компоненты личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

языковой портрет личности.docx

— 17.37 Кб (Скачать документ)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ 

ЯЗЫКОВОЙ  ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуально для современной лингвистики  исследовать язык как проявление человека, его личности, его индивидуальности. Изучение языковой личности с целью  выявления его особенностей, вызванных  различными факторами: личными особенностями, средой общения, формой общения, этнокультурной спецификой, является попыткой выявления  особенностей языковой личности и представляется весьма сложной ввиду невозможности  в полном объеме проанализировать полноту  той или иной личности или составить  исчерпывающий психологический (психолингвистический) портрет таковой. Однако вполне возможно на основе даже небольшого объема анализируемого материала выявить отдельные  компоненты личности.

Понятие языковой личности ("языковая личность есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, есть личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств" ) стало наиважнейшим в современной лингвистике, но, к сожалению, не во всех программах по культуре речи, риторике находит своё место. А между тем успешность в освоении этих курсов возможна, если в сознании обучаемого будут жестко связаны в одну цепочку понятия: языковая личность, образ/имидж говорящего, коммуникативная успешность или коммуникативный провал, если обучаемый ясно осознает, что по тексту, который он предъявляет адресату, у последнего формируется имидж говорящего. Успех речевого высказывания в определенной сфере общения во многом зависит от того, насколько ярко проявляется индивидуальный стиль говорящего (пишущего).

 

 

 

 

 

 

 

Языковой портрет личности

Традиционно изучение речевого онтогенеза базируется на наблюдениях за коммуникативными проявлениями ребенка или же на основе экспериментов, выявляющих динамику становления  детской речи от рождения до зрелости. Поиски новых методов и областей науки о становлении коммуникативной  компетенции приводят к осмыслению возможности иного аспекта исследования процесса формирования языковой личности, который можно было бы назвать ретроспективным подходом. Суть его заключается в том, что в качестве предмета изучения выступает коммуникативная компетенция взрослого, вполне сформировавшегося человека.

Основным  предметом подобного исследования становится персональный дискурс, анализ которого позволяет создать речевой портрет, модель идиостиля, отражающую уникальную картину речевого поведения человека в разных коммуникативных условиях. Онтолингвистический ракурс такого подхода заключается в том, что образ языковой личности, созданный в результате анализа речевых действий, рассматривается через призму речевой биографии человека, что позволяет реконструировать своеобразие процесса становления коммуникативной компетенции конкретного пользователя языком, двигаясь как бы в обратном направлении. Подобный анализ речевого материала напоминает работу реставратора: вглядываясь в речевой портрет, снимая слой за слоем краску, исследователь может в статичном облике раскрыть драматургию процесса становления человека в одном из наиболее существенных проявлений его личности --- в способности к коммуникации.

Первым, наиболее поверхностным слоем портрета языковой личности следует считать  систему языковых характеристик  коммуникативного поведения, которая  позволяет определить тип речевой  культуры личности (элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный, фамильярно-разговорный, просторечный, народно-речевой, арготический и т.п.). Здесь на первый план выступает отношение говорящего к литературному языку, владение / невладение им ортологическими и стилевыми нормами, присутствие в дискурсе диалектного, просторечного, арготического субстратов и т.п. Анализ типа речевой культуры позволяет выявить социолингвистические особенности речевой биографии личности, атрибутировать влияние социального окружения на процесс становления ее коммуникативной компетенции.

Следующий шаг к реставрации истинной картины  становления коммуникативной компетенции --- описание особенностей ментального  лексикона личности, выявления в  нем особенностей индивидуальной концептосферы. Особую роль здесь играет исследование прецедентных феноменов: фраз, имен, фрагментов, которые отсылают к текстам, известным широкому кругу пользователей языком. В полном объеме подобные речеупотребления составляют то, что носит название индивидуальной речевой субкультуры. Изучение ментального лексикона, явлений речевой субкультуры, позволяет выявить своеобразие духовной атмосферы, в которой происходило формирование коммуникативной компетенции.

Особое  значение в понимании особенностей формирования языковой личности человека имеет анализ особенностей стилевого  и жанрового мышления. Здесь речь идет об овладении стереотипами вербально-знакового оформления типических ситуаций социального взаимодействия людей (речевых жанров). Первое, что можно установить с очевидностью, --- это степень владения / невладения языковой личностью нормами жанрового поведения. Здесь нужно отчетливо сознавать то, что абсолютно всеми речевыми жанрами ни один человек в полной мере владеть не может. Есть люди, прекрасно чувствующие себя в рамках разговора по душам, но не умеющие поддержать разговора на уровне сплетен; можно найти человека, который умеет великолепно рассказывать анекдоты, но не может произнести элементарный тост и т.п. Более того, есть бытовые жанры, существование которых в рамках одного языкового сознания взаимоисключают друг друга. Если представить себе все жанровое пространство бытового общения на временном срезе в виде панно, состоящего из загорающихся лампочек, то проекция индивидуальных сознаний языковых личностей на это панно каждый раз будет давать разный набор загорающихся лампочек. Причем каждая языковая личность будет высвечиваться уникальным сочетанием огней, ибо жанровое сознание каждого человека неповторимо. Такая неповторимость объясняется неповторимостью социального опыта каждого человека, уникальностью его речевой биографии. Именно жанровое мышление становится центральным фактором формирования языкового сознания человека, входящего в дискурсивную деятельность.

 

 

 

Заключение 

Анализ  жанрового состава персонального  дискурса, соотношение в нем риторических и нериторических жанров, изучение своеобразия стратегических и тактических предпочтений в разворачивании внутрижанровой интеракции позволяет перекинуть мостик от особенностей формирования языка к пониманию процесса становления коммуникативных черт характера. Особенно важно в этой связи изучение особенностей поведения личности в коммуникативном конфликте.

На основании  анализа личностно ориентированного дискурса можно квалифицировать степень агрессивности, центрированности или кооперативности как черт коммуникативного портрета. А это, в свою очередь, дает основание делать выводы об особенностях раннего социогенеза и его роли в формировании идиостиля человека. Ретроспективный подход к изучению речевого онтогенеза предполагает обращение исследователя к достижениям смежных наук: от неориторики до классического и современного психоанализа. Это, в свою очередь, заставляет раздвинуть рамки онтолингвистики, побуждает ее осваивать новые научные пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Холодная  М. А. Психология интеллекта: парадоксы  исследования.—М.; Томск: Барс: Изд-во ТГУ, 1997.—392 с. 2. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ..—М.; Киев: РЕФЛ-бук: Ваклер, 1997.—300 с. 3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и.—М.: ЧеРо: Изд-во МГУ, 1997.—344 с. 4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности.—Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.—512 с. 5. Хорни К. Психоанализ и культура: Избранные труды.—М.: Юрист, 1995.—623 с. 6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды; Под ред. Д.И.Фельдштейна.—М.: Ин-т практической психологии, 1995.—Воронеж: Модэк, 1995.—352 с. 


Информация о работе Языковой портрет личности