Языческая символика как система мировосприятия древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:39, реферат

Описание

Тема язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения, прежде всего "патриотические", пытаются эксплуатировать ее в своих целях.
Экстремальность современного состояния нашей цивилизации требует от нас нового осмысления действительности, понимания ее взаимообусловленности всей историей человечества и взаимосвязанности с масштабами Вселенной. Именно сейчас необходим комплексный, философский подход к пониманию пути развития человечества, а также нашего государства, и, в связи с этим, изучение истории мировой культуры, в том числе мировосприятия наших предшественников - языческих славян.
Целью моей работы является не только изучение основных представителей мифологического мира восточных славян, нашедшее выражение в знаках и символах, но и исследование древнерусской культуры в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
I.Роль символа в язычестве……………………………………………...
II.Символика союза двух начал…………………………………………
II.1 День и Ночь, Свет и Тьма……………………………………
II.2 Мужское и женское начало…………………………………..
II.3 Доля и Недоля…………………………………………………
II.4 Юг и Север, правый и левый, Правда и Кривда…………….
III ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ……………………………………………..
III.1 Солярная символика…………………………………………
III.2 Солнце………………………………………………………...
III.3 Свастика………………………………………………………
III.4 Крест…………………………………………………………..
III.5 Хляби небесные………………………………………………
III.6 Огонь…………………………………………………………..
III.7 Вода……………………………………………………………
III.8 Воздух и пространство……………………………………….
IV АЛАТЫРЬ…………………………………………………………….
V ЖИВОТНЫЙ МИР……………………………………………………
V.1 Птицы……………………………………………………………..
V.2 Звери и прочие твари…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Языческая символика.docx

— 184.92 Кб (Скачать документ)

Гамаюн - вещая птица, посланница славянских богов, их глашатай, поющая людям божественные гимны и предсказывающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Когда летит Гамаюн, с восхода солнечного приходит смертоносная буря.

Рарог - светозарный огненосный дух, связанный с древним поклонением огню, домашнему очагу. Согласно чешским повериям, Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей человек высиживает на печи.

Стратим. В «Голубиной книге», старинном сборнике русских духовных стихов, о гигантской птице Стратим сказано следующее: «Стратим-птица всем птицам мати.  Живет Стратим-птица на океане-море. И детей производит на океане-море. Держит весь белый свет под правым крылом. Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными. Когда Стратим вострепенется, во втором часу после полуночи, запоют все петухи да на всей земле. Потому Стратим-птица всем птицам мати».

Сирин -  темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее чарующее пение, забывает обо всем на свете и медленно умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать.

Жар – птица. Олицетворением огня является и Огненная птица (Жар-птица) — воплощение бога грозы. Из ее раскрытого клюва вместе со звуками грома сыплются перлы — искры молний.

Птица – Юстрица. Так называла народная молва страшную болезнь — холеру. Имела она вид огромной черной птицы со змеиными головами и хвостом. Ночами пролетает она над деревнями-селами и где заденет воду железным крылом, там разразится повальный мор.

 

V.2 Звери и прочие твари

 Волк - зверь Дажьбога. Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк - тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь.

 Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков, и это не удивляло даже древних греков. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя – «серый», «лютый». Слово “волк” вслух не произносилось. Во многих сказках волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. 

 Темная сущность волка, странным  образом связанного с луной  и морозными ясными ночами  пугала славян. Считалось, что  волк принадлежит к миру мертвых  и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Вера в оборотней - волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

  Медведь - зверь Велесов.  Медведь - ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, образ которого сохранился со времен каменного века.

  За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище – «мед-вед» (знающий мед). Истинное его имя - бер, об этом говорит название медвежьего жилища - берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин - сторожем Навьего царства. [5, стр. 214]

 Лиса - зверь Макошев. Лиса - лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.  Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

 Заяц - зверь Ярилин. Заяц - скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк, зец. Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни. Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле - весеннему богу солнца и продолжения рода. Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна.

 Кабан - зверь Перунов. Неукротимость, воинственность кабана внущали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну - богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях.

 С древних пор кабан символизировал  воинскую доблесть, но вместе  с тем - и жадность, городость,  похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным  родичам - свиньям также было  противоречиво. С одной стороны,  упитанная и плодовитая свинья - воплощение сытости, богатства  и благополучия.

  Кошка - зверь Велесов. Если кошка - ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот - вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) - частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг. Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними - плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.  Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота - навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

 Конь - зверь Дажьбогов. Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы - ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

  На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину - то и укатать до смерти.

 Корова - зверь Велесов. Корова – буренка, боденушка, кравица. Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц.

 С черной коровой связан  и жуткий образ славянского  демона – Коровьей Смерти. Этот  темный рогатый дух обходит  стада, заражая их опасными  болезнями. Ее появлением объясняли  массовый необъяснимый падеж  скота. Ведьмы иногда доят коров,  задаивая до смерти.

 Олень - зверь Родов. В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода.

 Олень олицетворяет верховные  славянские божества – Рода  и Рожаниц, которые изображались  на вшивках в виде двух олених  или лосих. В позднее славянское  время место верховного бога  занял Сварог, а затем и Перун.  С ним также связан олень.  [6, стр. 74-75]

 Змей (Змий). Изображения змей — змейки — украшали древние сосуды с водой. Змеи из Перу символизировали тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. Змеи эти многоглавые. Одну голову отсечёшь — Другая вырастает и пускает языки огненные (молнии). Змей-Горыныч — сын горы небесной (тучи). Змеи эти похищают красавиц (луну, звёзды и даже солнце). Змей может быстро превращаться в юношу и девушку. Это связано с омолаживанием природы после дождя, после каждой зимы. Змеи — хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Отсюда — змеи-врачи (в индоевропейской мифологии — Индра, Донор, Асклепий, Панацея) и символы врачевания.[4, стр. 12,76]

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги краткого экскурса по заявленной теме в формате данной работы, можно отметить следующие моменты: безусловно, языческая символика - многослойная, сложная, имеющая обширное поле для изучения тема, и уж тем более тема самого язычество древних славян. С одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, с другой - явно и полнокровно проявляется в русском фольклоре и традициях, доживших до наших дней.

Народная культура сохранила и  донесла до нас богатое фольклорное  наследие наших предков в виде песен, сказок, заговоров, а традиционный крестьянский быт сохранил символику  вышивок и резьбы по дереву, также  заключающую в себе древний языческий  смысл.

По своей сути язычество являет собой естественную духовность, свойственную человеку от рождения. Оно берёт  своё начало в самой природе и  в родовой памяти народа, а не основывается исключительно на некоем частном мнении. В разные исторические эпохи языческая вера наших предков  принимала различные формы, сохраняя при этом свою изначальную духовную суть. Некоторые из этих формаций с  течением времени естественным образом  отмирали, чтобы освободить место  новым, но это не означало вырождения языческих традиций, возможно в силу того, что способность самообновляться - признак живой сущности. Важно  подходить к изучению данной темы, учитывая её духовную составляющую, а  не только с позиции слепой реконструкции  древнего быта.

Языческая вера наших предков - это  традиционная народная культура, родовая  система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в природе, приобретение им необходимых способностей, используемых на благо своего рода-племени. Возможно, именно этого не хватает современному обществу, отравленному своим же разрушительным отношением к организму планеты  и собственному на ней существованию.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1994.

[2] Голан А. Миф и символ.—М.: Русслит, 1993.—375-е.: ил.

[3] Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте древней Руси.  В кн.: Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 133-138.

 [4] Кайсаров А. С., Глинка Г, А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга,— Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин,— Саратов, «Надежда», 1993.— 320 е., ил.

[5] Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 416 е.: илл.

 [6] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.


Информация о работе Языческая символика как система мировосприятия древних славян