Восток как социокультурный и цивилизационный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:22, реферат

Описание

С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур. Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине.

Содержание

Введение 3
Восток как социокультурный и цивилизационный феномен 4
Цивилизации Древнего Востока 9
Отличия западной и восточной культур 11
Современное состояние проблемы восток-запад 15
Заключение 18
Библиографический список 19

Работа состоит из  1 файл

Kulturologia.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)
  1. неизменность социально-экономического уклада; новаторство почти отсутствует или 
    играет в данном обществе подчиненную роль;
  2. сакрализация власти правителя и возникновение феномена власти-собственности; 
    абсолютная   власть   порождает   абсолютную   собственность,   неограниченное   право   ею 
    распоряжаться;

     3. основная  производственная  единица - земледельческая  община,  привязанная  к 
водным артериям, что требует коллективных усилий и организации совместной деятельности;

  1. деспотическое   государство   с   развитым   централизованным   бюрократическим 
    аппаратом.  Резкое поляризирование общества на привилегированные слои, причастные к 
    аппарату власти, и простых производителей;
  2. господство  общинных   связей,   коллективизм.   От   рождения   судьба   человека 
    определяется принадлежностью к социальной группе (касте, роду, сословию, общине и т.п.). За 
    социальной группой закрепляется вид деятельности и профессия, что позволяет без особых 
    изменений технологии и орудий труда усложнить деятельность за счет специализации. Это - 
    эффективный способ организации коллективной деятельности;

      6. мировосприятие человека в традиционном обществе, определяемое мифом, магией и 
религией, что характеризует неотделимость человека от окружающей живой  природы и 
собственной телесности. Природное и социальное воспринималось как единое, неразрывное и 
гармоничное.

     Указанные особенности находили свое конкретное воплощение в каждой из древнейших цивилизаций Востока в той или иной мере. Именно эти особенности и обусловили возникновение дихотомии Восток - Запад. И с этой точки зрения Восток стал восприниматься уже не как географическое понятие, а как иной мир, предполагающий свои законы, порядки, логику существования. Поэтому со времен античности начинает осознаваться разница между европейским и неевропейским миром, причем анализ различий между европейским и неевропейским общественным устройством первыми осуществили европейцы, заложив тем самым основы востоковедения как науки.

 

     

Цивилизации Древнего Востока

     Древний Восток как культурная целостность  включает в свой состав культурные общности Передней Азии, Северной Африки, Индии и Китая. Ряд исследователей считают, что древние культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков тоже могут быть отнесены к Древнему Востоку. Хотя по географическому положению эти цивилизации не являются «Востоком», они обнаруживают ряд принципиально схожих черт.

     Разумеется, каждая из древневосточных цивилизаций  своеобразна и неповторима. Однако все эти цивилизации предстают как некая целостность, цивилизационное единство. Эти культуры объединяет ряд важнейших признаков, которые придают им принципиальное отличие, как от первобытных культур, так и от цивилизаций, пришедших им на смену.

    Основные отличительные черты древневосточных цивилизаций:

      1) исходным пунктом всех культур Древнего Востока считается первобытнообщинный 
строй;

  1. в  отличие  от ранее  существовавших  земледельческих  культур  первые  центры 
    цивилизаций в подавляющем большинстве случаев появляются на берегах рек (Нил, Тигр и 
    Евфрат, Инд, Хуанхэ). Такая земля, часто заболоченная, не подходила для жизни первобытных 
    общин, но стала для первых цивилизаций местом постоянного обитания;
  2. часто основой хозяйственной деятельности являются ирригационные работы; при 
    этом право собственности на землю и на системы орошения принадлежит правителю и 
    жречеству;
  3. во многом в связи с развитием разделения труда общество становится сословным, в 
    отдельных случаях кастовым. Появляются классы правителей, жрецов, воинов, чиновников, 
    земледельцев, рабов;
  4. основным занятием людей остается сельское хозяйство, но при этом определяющая и 
    руководящая роль во всех областях жизни принадлежит городу. Древневосточный город 
    представляет собой ориентированную и измеренную землю;
  5. власть носит деспотический характер, это предполагает ее жесткую централизацию и 
    сакрализацию. Царь, фараон, император нередко считается «Сыном Неба»;
  6. огромная роль во всех древневосточных культурах принадлежит астрономическим 
    знаниям, теснейшим образом связанным с астрологией. При этом астрология переплеталась с 
    религией;
  7.  

10

      8) средством коммуникации, очевидно, впервые становится письменность. Письменность во многих культурах постепенно переходит от пиктографии к логографическому (словесному) письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги или согласные звуки.

     Древний Египет Шумер и Вавилон, древние  Индия и Китай - это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства возникли письменность литература искусство техника были заложены элементы математики астрономии медицины других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась Древнеегипетская цивилизация в междуречье Евфрата и Тигра - шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации в долине реки Инд - индийская, а в долине реки Хуанхэ - древнекитайская цивилизация.

     Великие культуры Древнего Востока при их многообразии и различии обладали неким  единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.

 

     

11

 
Отличия западной и восточной культур

Можно выделить следующие отличительные черты  западной и восточной культур. Различия в отношении к миру:

     а) Запад исходит из Бытия; главное внимание — поиску его субстанции, основы. 
Возможны представления о несовершенстве мира, творчество — удел Бога и человека, может 
быть нацелено на разумное переустройство мира;

     б) восточная культура исходит из не-бытия (как до-бытия). Главное внимание — 
структуре   мира,   роли   его   частей.   Творчество   —  исключительно   удел   неба   и   богов. 
Господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве.

    2. В отношении к природе:

     а) Запад как бы противопоставляет Человека и Природу, причем человек повелевает 
природой, может изменить ее в соответствии со своими представлениями о совершенстве и 
потребностями, единство человека с природой возможно через ее изменение, «подстраивание» 
к человеку;

     б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их 
единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является 
умение    человека    «вписываться»    в    природу,    в    естественный    ход    вещей    через 
самосовершенствование души и тела.

    3. В трактовке бытийного призвания человека и ориентации человеческого труда:

     а) в    западной    культуре    гуманистический    подход    нацеливает    на    изменение 
(совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и 
проектами. Результатом такого подхода стал феномен социального проектирования, со времен 
«Государства»  Платона постоянно  пребывающий  в  социально-философской  и  социально- 
политической   теории   в   виде  различного   рода   «проектов»   и   «моделей»,   периодически 
реализуемых в ходе социальных революций (человек — активен, мир — пассивен). Приоритет 
частного труда;

     б) в восточной культуре духовная ориентация — на изменение самого человека как 
части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (не человеку 
принадлежащим) замыслом. (Принцип «недеяния»). Приоритет коллективного труда.

     4. В понимании устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, 
механизмов исторического процесса:

     а)  в  западной  культуре  в  соответствии  с  принципом  антропоцентризма  в  центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный, чтобы игнорировать какую-либо

 

     

12

иную, трансцендентную  волю. Изначальное и безусловное  совершенство человеческой природы оборачивается здесь идеологией гуманизма, провозглашающей правомерность подчинения всего сущего интересам человека. Соответственно проблема смысла человеческого бытия решатся в рамках «человека и человечества»: максимально полно удовлетворить свои потребности и интересы при жизни и, как «программа максимум», — остаться в памяти грядущих поколений. Историческое развитие — рывками, ориентация на новизну. В западной культуре ценны индивидуализм, суверенность личности, ее автономность, уникальность, проявленность своего «Я», своей свободы воли. Цель жизни — достижительность, карьера, имидж у окружающих;

     б) в восточной культуре принцип  теоцентризма, предполагающий в основе мироздания некую высшую трансцендентную волю; призвание человека — научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную. Только постоянно пребывая в этой высшей воле, добровольно соединяя с ней свою собственную, можно преодолеть конечность своего бытия. А поскольку это может быть достигнуто не иначе как через изменение человеком своей природы, то в результате происходит и совершенствование общества как спокойный одномерный процесс, способный постоянно вбирать в себя новое и иное, ориентированный на устойчивость.

     На  Востоке отдельный человек традиционно  чувствует себя лишь «физическим  телом», которое становится собственно человеком, если его сердце обращено к другим людям. Личность живет лишь в коллективе, человек возможен только как представитель целого (холизм); индивидуализм растворен в служении коллективному целому. Отсутствует понятие свободы воли, человек — обязан и рад этому.

    5. В отношении к государству, власти, закону:

     а) Запад:  закон выше власти,  она требует своего обоснования,  признание лидера 
обусловлено доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству как 
начальнику, но душа его свободна. Положение личности зависит главным образом от ее 
умений, способностей;

     б) Восток: власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек 
служит государству и начальству, служит и душой и телом. Положение человека, прежде всего, 
обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии.

    6. Во временной ориентации человеческого поведения:

     а) Западу присуща ориентация на будущее (свое личное, своих детей, внуков, своего 
народа, человечества), имеющая иудео-христианские корни;

     б) на Востоке преобладает ориентация на вечность (что, разумеется, не исключает 
будущее), на циклы, круговороты, в том числе рождений и смертей.

 

     

13

    7. В ценностных ориентация личности и общества:

     а) Запад:  потребительски ориентированное бытие («улучшение» жизни человека и 
человечества);

     б) Восток: духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий 
которого — служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле. Так, например, все, 
что делает верующий мусульманин, он делает «во славу Божью»; верующий буддист стремится 
так построить свою жизнь, чтобы его мысли и действия максимально совпадали с ритмами 
Вселенной, не нарушали бы «космического закона», верующий индус стремится к улучшению 
своей   «кармы»,   что  может  обеспечить  ему  благоприятное  перерождение  в  следующем 
жизненном цикле.

    8. В оценке познавательных и преобразовательных возможностей человека:

      а) в   западной   культуре   антропоцентристский   подход   основывается   на   принципе 
безграничной познаваемости мира, в котором есть свои секреты, раскрываемые людьми с 
целью использования их во благо себе и своим потомкам, на всемогущество разума. Мышление 
— скорее  рациональное,  теоретическое,  с  разделенными  субъектом  и  объектом.  Мысль 
выражается только в языке, что обусловливает особую роль логики, формализации;

     б) в восточной культуре теоцентристская традиция полагает, что в мире есть области, где 
кончаются «проблемы» и начинаются тайны, что от человека зависит далеко не все, что есть 
нечто принципиально непознаваемое.

Информация о работе Восток как социокультурный и цивилизационный феномен