Восстание масс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:06, реферат

Описание

Основной текст “Восстания масс” многими читателями был воспринят как пророчество грядущей катастрофы Запада. Издание “Восстания масс” на немецком языке принесло Ортеге международную известность и признание. Вольфганг Древс в некрологе Ортеге, опубликованном в октябре 1955 г. в газете “Ди Вельт”, утверждал: “Немного книг в Германии времен диктатуры и затмения разума были столь же читаемы, как “Восстание масс”. По данным X. Мариаса на конец 50-х гг., эта работа была издана в Германии общим тиражом более 300 тыс. экз. Неоднократно издавалась она и на других европейских языках, а также в Канаде и США. В СССР перевод “Восстания масс” опубликован в № 3 и 4 журнала “Вопросы философии” за 1989 г.

Работа состоит из  1 файл

Восстание масс.doc

— 50.00 Кб (Скачать документ)

Восстание масс

Основной текст  “Восстания масс” многими читателями был воспринят как пророчество  грядущей катастрофы Запада. Издание  “Восстания масс” на немецком языке  принесло Ортеге международную известность  и признание. Вольфганг Древс  в некрологе Ортеге, опубликованном в октябре 1955 г. в газете “Ди Вельт”, утверждал: “Немного книг в Германии времен диктатуры и затмения разума были столь же читаемы, как “Восстание масс”. По данным X. Мариаса на конец 50-х гг., эта работа была издана в Германии общим тиражом более 300 тыс. экз. Неоднократно издавалась она и на других европейских языках, а также в Канаде и США. В СССР перевод “Восстания масс” опубликован в № 3 и 4 журнала “Вопросы философии” за 1989 г.

Успех “Восстания масс”  складывался из многих компонентов. У части читателей эта книга удовлетворяла потребность в пророчествах; импонировал “реалистический”, “трезвый” подход к оценке сложившегося положения дел, намерение дойти до его истоков; у либеральной интеллигенции, у средне- и мелкобуржуазного читателя находил отклики идеологический центризм Ортеги, оптимистические воззвания к твердой воле, здравому смыслу, исконной “духовности” европейца. Критика “массового человека”, несмотря на избыток риторики, воспринималась как умеренная. С другой стороны, резкая критика фашизма стала причиной официального непризнания Ортеги франкистским режимом.

Однако было бы неправильно  видеть в “Восстании масс” только политический памфлет. Эта работа занимает заметное место в социологии и  философии культуры Ортеги; она рассматривалась автором как попытка построения общей социологической теории в связи с анализом условий и причин кризиса фундаментального, по убеждению Ортеги, “общественного отношения” -- отношения между избранным меньшинством и массами -- и как отправная позиция для более широкого, комплексного исследования “радикальной реальности” (человеческой жизни), которое составило содержание ряда работ 30-х гг. (особенно “Ensimismamiehto у alteracion”, 1939; “Размышление о технике”, 1933) и было завершено в посмертно изданной книге “Человек и люди” (1957).

1. Скученность

В современной общественной жизни Европы есть один важный факт - вся власть в обществе перешла  к массам. Т. к. массы не должны и  не могут управлять даже собственной  судьбой - Европы переживает сейчас самый  тяжёлый кризис. Имя этого кризиса - восстание масс.

Внешний факт нашей эпохи, который бросается в глаза - сношение, скученность. То, что раньше было так  просто - найти себе место, теперь становится вечной проблемой.

Скученность возникла не случайно. Массы внезапно стали видны. Толпа - понятие количественное и видимое. Всякое общество - это единство двух факторов, меньшинства и массы. Меньшинство - это личность или группы личностей особого специального достоинства. Масса - это средний, заурядный человек. Принадлежность к массе - чисто психологический признак. О каждом отдельном человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы- это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного; он чувствует себя, что он - "точь-в-точь", как все остальные, и от этого чувствует себя счастливым. Избранный- тот, кто к себе самому требовательней, чем к другим.

Таким образом, деления общества на массы и на избранное меньшинство - это деление на типы людей.Поведение  масс изменилось. Массы решили двинуться на авансцену социальной жизни, занять там места, использовать достижения техники и наслаждаться всем тем, что раньше было предоставлено лишь немногим. Следовательно, масса захватывает место меньшинства, вытесняет его. Это знамение времени. Сегодня мы присутствуем при гипердемократии, когда массы достигают непосредственно, навязывая всему обществу свою волю и свои вкусы. Для нынешних дней характерно, что вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность и при чем повсюду. Масса давит все не похожее, личностное, избранное. Кто выглядит не так, как все, кто думает не так, как все, то подвергнется риску стать изгоем

2. Подъем исторического  уровня

История Римской Империи  есть история ее гибели, история восстания и господства масс, которое поглотили и уничтожили ведущее меньшинство, чтобы самим занять его место.

Мы живем под грубым господством масс. Явление, которое  мы исследует, имеет два аспекта: массы выполняют сейчас те общественные функции, которые раньше выполняло избранное меньшинство массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам. Первое - массы усвоили те привычки и вкусы, которые раньше считались изысканными (в области материальной, социальной, правовой). После долгой подземной подготовки заурядный человек поднялся внезапно, одним скачком, за 1 поколение. Человеческая жизнь в целом поднялась. Это значит, что уровень жизни поднялся. И благо, и зло современности и ближайшего будущего - в этом повышении исторического уровня. Не американизация Европы; а нивелировка, выравнивание. Мы живем в эпоху всеобщей нивелировки. Происходит выравнивание богатств, прав, культуры, классов, полов. Восстание масс означает огромный рост жизненных возможностей (т.е. обратное "закату Европы.

3. Полнота времени

Подлинная полнота жизни - не в покое удовлетворения, а  в процессе достижения, в моменте  прибытия. По сравнению с вечным Римом, нам эта эпоха напоминает шаловливую резвость детей, вырвавшихся  из школы. Сегодня мы уже не знаем  о том, что будет завтра, и что нас в тайне радует, так как непредвидимое, таящее в себе все возможности, - вот настоящая жизнь, вот полнота жизни! эпоха, которая настоящее предпочитает прошлому, никак не может считаться упадочной. Современная эпоха: решительный разрыв настоящего с прошлым. Мы чувствуем, что мы как то внезапно остались одни на земле; все остатки традиционного духа исчезли. Мы обречены разрешать наши проблемы без содействия прошлого. И, тем не менее, наша эпоха чувствует себя выше всех предыдущих эпох. Сильна и бесспорна и не уверена в своей судьбе

4. Рост жизни

Мир разросся, следует расширился наш кругозор; каждый средний человек  принимает участие в жизни  планеты. Культ скорости. Рост мира в том, что он вмещает больше вещей (жизненных процессов). Мир - не что-то чуждое нам; он неотделим от нас самих; он - совокупность наших житейских возможностей. Мы и реальность - лишь ничтожная часть этих возможностей; поэтому мир нам кажется огромным, а мы сами себе - ничтожными. Количественный потенциал роста жизни вырос. Есть только один вид абсолютного упадка - убывание жизненной силы. Характерные черты нашего времени: уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох полное пренебрежение ко всему прошлому, непризнание классических нормативных эпох ощущение начала новой жизни, которая всё превосходит.

5. Статистический факт

Это исследование - попытка  поставить диагноз нашей эпохе. Как запас возможностей, наша эпоха  великолепна, изобильна. Но из-за своего размаха она опрокинула принципы, нормы и идеалы, установленные традицией. Наша жизнь - более живая, напряжённая, и тем самым более проблематичная. Наша жизнь - это то, чем мы можем стать. Жизнь слагается из двух элементов: обстоятельство + решение.

Обстоятельство - это данная нам часть жизни, не зависимая от нас. Это наш мир. Это элемент фатальной необходимости в нашей жизни. Но это фатальность не механика: мы не выброшены в мир, как пуля из ружья. Наоборот, выбрасывая нас в мир, судьба даёт нам на выбор несколько траекторий и заставляет нас выбрать одну из них. Каждую минуту судьба принуждает нас к свободному выбору и решению, чем нам стать в этом мире.Итак, неверно, что всё в жизни решают обстоятельства. В наше время преобладают человек массы, решение выносит он. Человек всегда плывёт по течению. И поэтому он ничего не создаёт. Если эта порода людей будет хозяйствовать ещё 30 лет, то Европа вернётся к варварству. Анализ человек массы двинулись вперёд!" - Гегель. "я вижу растущий прилив нигилизма" - нищие. XIX в. произвёл человека массы. Мир, окружающий "нового человека" - ни в чём его не стесняет, ни к чему не принуждает, не ставит ни каких запретов; наоборот, он сам будит в нём вожделение, которое теоретически может расти бесконечно. Среднему человеку не приходит в голову, что все это создано личными усилиями гениальных людей; он думает, что его таким создала природа. Две основные черты в психологии человека массы: безудержный рост низменных вожделений и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить. Массы заняты собственным благополучием и не замечают его источников. Считают, что вправе требовать все эти блага. Например, прообразом может служить: в голодные годы бунтов толпа громила пекарни, т.к. нынешние массы обращаются с цивилизацией, которая их питает. Жизнь благородная и жизнь пошлая (или энергия и косность. В прошлые века считали: жить - это чувствовать себя ограниченным и потому считаться с другими. Новый голос: жить - значит не встречать ограничений; поэтому делай все, что хочешь.Он не хочет считаться ни с какой внешней инстанцией или авторитетом. Он доволен собой. А человек элиты (т.е. человек выдающийся) всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться к авторитету или принципу, которому он добровольно служит. Благородный - это заслуженный, выдающийся. Человек массы инертен, косный, вечное движение на одном месте, упрям, замкнут. Человек массы не способен поддержать современную цивилизацию; он научился владеть ее материалами, но не знаком с ее основными принципами. Почему массы во все лезут и всегда с насилием? Как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку, душа его для них закрылась. И в этом состоит сущность "восстания масс". Это грандиозная проблема, стоящая перед человечеством (человек обзавелся запасом готовых идей; он довольствовался ими и решает, что с умом у него все в порядке. Т.к. мир ему не нужен). Человек массы считает себя совершенным. Он вовсе неглуп. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов - и пользуется этим мусором всегда и везде. Он провозглашает и утверждает право на заурядность. Сейчас он вообразил себя носителем какой-нибудь идеи; и поэтому он никого не слушает. Идеи заурядного человека - не настоящие идеи, они не свидетельствуют о культуре. Новое варварство наступает сейчас в Европе. Право действовать безо всяких на то прав Итак:1) Человек массы открыл в себе идеи, мысли; но он не способен к идейному творчеству, к конструктивному мышлению; Он желает иметь собственное мнение, но не желает принять условия, необходимые для этого. Поэтому его идеи - это вожделения, облеченные в словесную форму.3) Чтобы создать идею, надо верить в Разум, в мир идей, отвлеченных истин. Имея идеи, люди обращаются к высшей инстанции. Человек массы изобрел лозунг: "Хватит дискуссий". Прямое движение - единственный метод воздействия масс. Масса ненавидит оппозицию. Восстание масс может привести к катастрофе. Проблема господства в обществе попала в руки людей определенного типа, которым не дороги основы цивилизации. Этих людей интересуют наркотики, автомобили. нынешний хозяин мира - примитив, первобытный человек, невнимание к науке. большевизм и фашизм - движения, типичные для человека массы.

6.Философия Ортеги

Жизнь как непосредственное переживание. Жизнь - это время, понятое как история. Витальный разум - разум исторический; его функция - учение Ортеги - рациовитализм. Истолкование драмы, в которой живет человек, в которую он "заброшен", и такое истолкование есть достраивание ситуации поиск выхода из нее Функция разума - не созерцание сущего; а конструирование того, чего еще нет; он всегда имеет дело с возможным, а не с действительным. В этом, по Ортеге, суть перехода от человека мыслящего к человеку изобретающему.От неохантианской школы Ортега получил принцип конструирования. Ортега не признает трансцендентное, вечное; того, что не течет и не меняется вместе с историей. Он убежден, что Бог умер, и люди теперь должны устраиваться без Бога. Разум, для Ортеги, выступает в роли творца мировоззрений

7. Вывод Ортеги

Природа для наших современников перестала быть истинным бытием, а наука - знанием о бытии, наука дает нам лишь практически-полезное, она стала производной силой (т.е. средством для реализации определенных человеческих целей), а природа предстает как сырой материал для такой реализации Кризис - когда человек вдруг оказывается; он не знает, что делать, т.к. он больше не знает, что думать о мире.


Информация о работе Восстание масс