Влияние византии на культуру россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:41, реферат

Описание

В течение тысячелетий обширная территория древнерусского государства была зоной встречи и взаимодействия различных цивилизаций. На юге, по северным берегам Черного моря, жили главные соседи восточно-славянских племен - греки. На севере варяги: целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, "англяне". Далее на юго-востоке Русь входила в соприкосновение с хазарами, среди которых были и христиане, и иудеи, и мусульмане. Самые тесные контакты на огромных территориях Русь имела с финно-угорскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и др.). Мирные отношения складывались с мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 31.25 Кб (Скачать документ)

   Зодчество  Новгорода отходит от византийских  образцов еще дальше, что особенно  заметно при сравнении архитектуры  храмов святой Софии. София  Новгородская (1045-1050) близка по концепции  и архитектурному плану к Софии Киевской, но ей присущи совершенно новые художественные решения, не известные южнорусскому и византийскому зодчеству.

   Византийские традиции  достаточно прочно сохранялись  в древнерусской архитектуре  в XI - первой половине XII вв. Но  со второй половины XII в. наметилось  явное ослабление византийского  влияния, в древнерусском зодчестве  появились храмы башенной формы,  не свойственные византийской  архитектуре. Древнерусское зодчество  не знало в своем развитии  таких резких скачков, как переход  от романского стиля к готике  или от готики к Ренессансу в Западной Европе. Процесс складывания национальных черт в древнерусском зодчестве был более медленным и плавным и окончательное свое завершение обрел позже, в архитектуре Московской Руси9.

   Исследования Б.А. Рыбакова показали, что зодчий Древней Руси обладали высокими математическими и техническими познаниями. Каждая постройка была воплощением строгой математической системы и сложных инженерных расчетов.

   В древней русской живописи византийское влияние было более длительным и устойчивым. Византия не только ознакомила русских художников с техникой мозаики, фрески, темперной живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась православной церковью. Артели художников, в которые входили русские и греческие мастера, работали, обычно следуя византийским образцам, так называемым подлинникам.

   На Руси в XI-XII вв. существовали две традиции в украшении храмов росписями. Одна, более строгая и торжественная, восходит к монументальной живописи Византии. Другая, более свободная и декоративная, сложилась уже на русской почве. Классическим памятником, воплотившим первую традицию, была София Киевская, где полностью выдержан византийский иконографический канон.

   Мозаики и фрески этого храма создавались длительное время (1037-1067) совместно греческими и русскими мастерами. Декоративное убранство этого огромного храма поражает разнообразием и монументальностью. К сожалению, сведений о системе просвещения на Руси у нас слишком мало, чтобы составить по этому вопросу целостное суждение. Для окормления новообращенных христиан не хватало священнослужителей, прибывших из Византии, Болгарии, поэтому нужно было умножить число своих, русских священников, а для этого потребовалось распространение книжного учения. И княжеский двор нуждался в грамотных людях для ведения государственных дел; потребность в них ощущалась также в торговле и даже в быту. Однако известно, что Владимир Святославич вскоре после крещения организовал в Киеве школу для юношей. При князе Ярославе в Новгороде было сделано то же, что при Владимире - в Киеве: князь велел забрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам.

7.Античные  традиции в литературе Руси.

   Литература Киевской Руси поражает богатством как переводных, так и оригинальных произведений. Особое значение имела византийская литература, еще сохранявшая, пусть видоизмененными, античные традиции. Древняя Русь получила в свое распоряжение переводы многих библейских книг, составлявших основу мудрости в Средние века, сочинения православных отцов церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. У них русские книжники почерпнули основы античной философии в соединении с библейскими представлениями. Вопросы о двух началах в человеке - духовном и телесном, о причинности в мире и в жизни человека - решались исходя из провиденциальности библейской концепции: на первое место ставилась воля Бога, но признавались и необходимость, судьба, счастье, случайность.

   Оригинальная русская литература и культура в целом уже к началу XII в. сделала большие успехи. Прежде всего обратим внимание на летописи, это совершенно оригинальное явление древнерусской культуры, на их особый, неповторимый вклад в мировую культуру. Структура летописей определялась изложением событий по годам - "летам". В них даны развернутые повествования о событиях и людях, оценки их действий, весьма далекие от наивных представлений о беспристрастности летописцев. Летописи наполнены текстами документов, некрологами исторических деятелей, их завещаниями детям; в них живы отголоски устного народного творчества, народные сказания и предания.

   Это своды, вобравшие в себя произведения не только других жанров, но и других, более ранних летописей. Летописи - не только памятники культуры и хранители исторической памяти, но и активная сила общественной и государственной жизни средневековой Руси.

   В начале летописного дела на Руси, по-видимому, стоит так называемый Древнейший летописный свод конца X или самого начала XI в. В 1113 г. летописец Нестор создает "Повесть временных лет". Наряду с общерусским летописанием в XI в. появляется локальное. Особенно ярки Новгородские летописи, составителей которых интересовали прежде всего местные события: борьба с внешними врагами, стихийные бедствия, неурожаи, городские пожары, строительство храмов. Интересы летописцев владимиро-суздальской земли были шире, чем новгородских, но и здесь мы найдем яркие жизненные зарисовки. Литература Древней Руси не ограничивалась только церковными сюжетами10.

   Вершиной древнерусской литературы стала эпическая поэма "Слово о полку Игореве". Неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. не был исключительным по своему историческому значению.

  Но гениальный автор "Слова" смог увидеть в этом событии и в его последствиях то, что волновало русское общество: необходимость борьбы с половцами общими, а не разрозненными усилиями. Автор "Слова", писавший спустя семь десятилетий после Нестора, также обладал широким политическим и географическим кругозором, глубоким знанием исторического прошлого Руси.

   Могущество и единство Руси в прошлом он противопоставлял времени княжеских усобиц, обескровливающих страну.

 8.Отличие русской культуры.

   Для русской  культуры, как и для европейской  культуры в Целом, христианство стало одним из главных ориентиров. Оно обеспечивало преемственность русской истории, духовной жизни Русского общества.

   Древнерусское  искусство развивалось в общем  русле средневековой культуры.

   Однако оно не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западноевропейского, у него был свой путь, свои особенности. Древнерусское искусство можно назвать искусством эпически-былинного склада.

   Искусство  Древней Руси, как и современное  ему искусство Западной и Восточной  Европы, оставалось преимущественно  церковным, культовым, преломляло  впечатления жизни через призму  христианских воззрений и соблюдало  установленную иконографию. Оно также было делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы, еще не зная большого расхождения между профессиональным и народным, складывались как приемы искусного, "хитрого" ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека. Оно питало особую любовь к "узорочью", но при этом в полной мере обладало "реальным чувством величия", свойственным органическим культурам Средневековья.

   Искусство  Древней Руси многим было обязано  Византии, но ее церемониалы, пышность, официозность, утонченный спиритуализм  не нашли на Руси почвы.

   Византийские  художественные традиции быстро  трансформировались в духе большей  демократичности, простоты, даже  простонародности.

   В русском  средневековом искусстве нет  ни острого драматизма, характерного  для готики, ни ее разнообразия  композиций, мотивов, предметов изображения.

   Русское  искусство более устойчиво в  своей иконографии - как всякий  эпос, оно дорожило целостностью  старинного предания и бережно  его охраняло.

   Светлые  начала, заложенные еще в эпоху  Киевской Руси, оказались стойкими, прошли через века, выдержали  тяжелые испытания в период  зависимости Русского государства  от Золотой Орды.

   Если в  готике образы святых и мучеников  воплощают страдания и смуты  настоящего, то в русском искусстве  лейтмотивом является величавая  народная легенда, полная затаенных  воспоминаний о славном прошлом,  стойких надежд на победу добра,  стремления к благообразию жизни.

9.Заключение

Подведем  итог всему вышеизложенному и  отметим специфические черты  русской культуры.

1. Русская  культура - понятие историческое  и многогранное. Она включает  в себя факты, процессы, тенденции,  свидетельствующие о длительном  и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей "при дороге". Русская культура тоже "при дороге", она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

2. Большая  часть территории России заселена  позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные  центры мировой культуры. В этом  смысле русская культура - явление  относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно  к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

3. Длительный  период развития русской культуры  определялся христианско-православной  религией. На многие века ведущими  культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Вместе  с тем, влияние христианства на русскую  культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного  славянофила А.С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под  влияния религиозных догматов и  переросла границы православия.

4. Специфические  черты русской культуры определяются  в значительной степени тем,  что исследователи назвали "характером  русского народа". Об этом писали  все исследователи "русской  идеи". Главной чертой этого  характера называли веру. Альтернатива "вера-знание", "вера-разум"  решалась в России в конкретные  исторические периоды по-разному,  но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует:  при всем разночтении русской  души и русского характера  трудно не согласиться со знаменитыми  строчками Ф. Тютчева: "Умом  Россию не понять, аршином общим  не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить".

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить  и приумножить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Бычков  В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв. - М., 1992.

2. Гумилев  Л.Н. От Руси к России: очерки  этнической истории. - М., 1992.

3. Дмитриева  НА. Краткая история искусств. Вып.1. - М., 1989.

4. Зеньковский  В.В. История русской философии:  В 2 т. - Л., 1991. Т.1.

5. История  русского искусства. В 8 т. - М., 1991. Т.1.

6. Карташев А.В. Очерки истории русской церкви: В 2 т. - М., 1991.

7. Как  была крещена Русь. - М., 1990.

8. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1988.

9. Рыбаков Б.А. Древние славяне и античный мир: Природа. 1993. № 11. С.37-40.

10. Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. М., 1984.

11. Радугина А.А. «Культурология», курс лекций, изд. «ЦЕНТР», М. 2003 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Введение                                                                                     1

2.Истоки культуры Древней Руси.                                              1

3.Вклад Византии в формирование Русской Культуры.           2

4.Крещение Руси.                                                                          3

5.Русь- соперница Византии.                                                       3

6.Влияние Византии.                                                                    4

7.Античные традиции в литературе Руси.                                 6

8.Отличие русской культуры.                                                     7

9.Заключение                                                                                7

Список использованной литературы                                         9


Информация о работе Влияние византии на культуру россии