Уральская свадьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:45, доклад

Описание

Наиболее обширный и стилистически цельный пласт среднеуральскго фольклора, играющего роль центрального момента жанровой системы в том ее варианте, который отражен в записях кнца 19-20 вв. представлен причетно песенным комплексом традиционной свадьбы.

Работа состоит из  1 файл

ур свадьба.doc

— 38.00 Кб (Скачать документ)

Уральская свадьба (конспект по Т.Калужниковой) 

Наиболее обширный и стилистически цельный пласт  среднеуральскго фольклора, играющего  роль центрального момента жанровой системы в том ее варианте, который  отражен в записях кнца 19-20 вв. представлен причетно песенным комплексом традиционной свадьбы. 

Основынми этапами  местного свадебного действа являются: сватовство (сговор, сватанье) - представление рожа жениха (сваха и крестный - "тысяцкий"), встав под матицей, в этикетных выражениях обращаются к родителям невесты с предложением породниться; 

просватанье и рукобитье (рукожатие) - в день сватовства или через несколько дней после него в доме невесты участники ритуала с обеих сторон довариваются о предстоящей свадьбе и ударяют п рукам, скрепляя таким брахом заключенный договр взрослые ходят кругом,в центре которого жених хлещет невесту лентой или плеткой; невеста причитает,  девушки "воют" групповые причеты. 

Вечорки (девичник) - вечерами в период от просватанья до венца девушки помогают невесте помогают невесте готовить приданое, после чего вместе с пришедшими парнями играют в поцелуйные игры, водят паровые хороводы, танцуют кадриль 

слава (юг Свердл.обл) - в период от просватанья до обрученья подруги неветсы выходят на вечерней заре за ворота ее дома и поют "Слава,слава,да Боже, Господи" 

орешник (юг Свердл.обл.) - в один из вечеров от просватанья до обрученьья жених с дружкой приезжают в дом невесты; для молодежи устраивают застолье; жених выкупает невесту у подруг. 

Зоря (зорю кличут,ггаркают, поют, ревут, воют) - в горнозаводских районах так называют исполнение групповых причитаний подругами невесты  у ворот ее дома на вечерней заре в любой из дней от просватанья до венца; на юге свердл обасти это визит девушек к жениху, его теткам,дядям,свахе, во время которого поется групповая причеть "Слить ли,слить ли, дойти,доступить"; хозяйки дарят девушкам "зорю" - сладкие пироги, блины, оладьи. 

обряды  невесты-сироты - в один их дней от просватанья до венца невеста вместе с подругами посещают могилы родителей и причитают там с "хлёстаньем". 

езда 2по веники" (юг свердл обл) - накануне обрученья перед баней девушки едут к жениху ьез невесты; две из них наряжаются женихом и невестой, "невеста" причитает, остальные поют групповое причитание; девушки передают жениху невесты подарки: в ответ он украшает два веника - один конфетами, лентами, второй - мылом. Поездка заканчивается угощением невестиных подруг и весельем. 

довенечная  баня - накануне обрученья днем невеста идет с подругами в баню; перед баней мать расплетает дочери косу;  в бане невеста бросает в девок мылом, веником - в кого попадет,та скоро выйдет замуж. все этапы банного ритуала сопровождаются сольными причитаниями невесты и групповыми - девушек. 

катание девушек по деревне - перед обрученьем (юг свердл обл) девушки,ряженые женихом и невестой, дружкой и подручьями, катаются на лошадях по деревне, заезжают в дом жениха, где для них устраивается угощенье. 

Обрученье - накануне венца в доме невесты проходит вечеринка, на которую приглашаются близкие родственники жениха и невесты; приехавшие гости встают в два ряда - с одной стороны мужчины, с другой - женщины, (невеста здоровается со всеми "об руку"). невеста уходит в куть (место избы перед печкой, отделенное от остального пространства занавеской), а жених выкупает ее; во время застолья семья невесты одаривает семью жениха; по выходе из-за стола гости ходят вокруг жениха с невестой кругом под песни; приезд гостей сопровождается звучанием причитаний (у невесты сольное, у девушек групповое), остальные этапы обрученья - исполнением песенных величаний для родственников жениха и песен, комментирующих обрядовые ситуации. 

утреннее  бужение невесты  в день венца - мать или подруги будят невесту причитаниями. 

сжигание  девьей красоты (юг свердл олбл0 - с той стороны, откуда должен приехать жених, девушки под причитания сжигают девью красоту (ленту) на костре. 

раздача красоты - невеста под причитания дарит девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде. 

отказ невесты от хлеба-соли в родительском доме - по окончании застолья, устраиваемого ля девушек после раздачи красоты, отец отодвигает от дочери стол (или мать закрывает перед дочерью тарелку с едой), а невеста ломает ложку либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается причитанием. 

благословение невесты родственниками к венцу - невеста встает на расстеленную шубу; отец с матерью, а затем крестные, братья, сестры, под причитания благословляют ее иконой, хлебом-солью и чешут девушке волосы. 

встреча свадебного поезда в  доме невесты и  расплетание косы - в горнозаводских районах перед приездом свадебного поезда невеста сидит в кути с покрытой платком головой, в южных зонах региона - за столом в окружении малолетних родственников, "вооруженных" мутовками, пестиками, скалками; поезжан не впускают  в ворота, требуя выкупа, они откупаются и проходят в избу;  на территории горных заводов сваха жениха

проходит в куть, где под причитания расплетает невесте  косу; невесту одевают в величальный  наряд; на юге, юго-востоке и юго-западе свердл области жених и дружка и подружье, войдя в горницу, выкупают у маленьких детей место за столом рядом с невестой (вариант: косу невесты); затем происходит расплетание ее косы и одевание; отец выводит дочь из кути, обводит вокруг стола, соеиняет руки невесты и жениха и

обращается к будущему мужу дочери с наставлением ее "одевать, обувать, на работу посылать"; звучат песни, комментирующие обрядовую ситуацию и велтчания для поезжан. 

отъезд  под венец - перед отъездом под венец невеста прощается с домом, подругами, она причитает, припадая  к кутиему окну, столу, девушкам; иногда перед отъездом под венец происходит блвгословление невесты родителями; к венцу молодые  едут врозь в сопровождении своих крестынх. 

венчание - у нестарообрядческого населения совершается в церкви, у старообрядцев - в часовне. 

глухой  воз -  во время венчания приданое невесты отвозят в дом жениха, и раскладывают его там на всеобщее обозрение. 

встреча молодых в доме жениха после венца - молодоженов встречают родители жениха с иконой и злебом-солью под песни, комментирующие обрядовую ситуацию. 

окрученье (окручивание) молодой - за столом невесту завешивают большой шалью, снимают с головы цветы, свахи делят ее волосы надвое, плетут две косы, укладывают их вокруг головы и покрывают голову файшонкой - черной кружевной косынкой; у старообрядцев деление косы происходит в часовне после "брачанья". 

свадебный пир (столованье) у  жениха - во время пира звучат приговорки и величальные песни. 

проверка  честности молоой и баня для новобрачных - утром второго свадебного дня дружка и обе свахи поднимают молодых с постели, смотрят рубашку новоюрачной; переодевают ее в другую, а из старой шьют куколку, если молодая была девственницей, делают "елочку" (еловую ветку или графин с красным вином украшают красной лентой), невестины цветы вешают на икону; если же она не сохранила девственность до венца, то

начинают "чудить" - у тарелок отбивают края, у блинов и пирогов вырезают середину, черпают  воду шумовкой, величальные цветы  надевают на мусорное ведро и т.п.; затем новобрачных ведут в  баню. 

визит к родителям молодой - с украшенными еловыми ветками молодые вместе со свахами едут к родителям невесты; жених благодарит родителей за дочь, выпивает красного вина и разбивает рюмку. 

пирожный  стол - в третий день свадьбы в доме молодого подают рыбный пирог; молодая одаривает родню мужа. 

визиты  к поезжанам и  гулянья по деревне (юг и ю-з свердл обл) - в третий и последующие свадебные дни молодые посещают поезжан; по улицам ходят ряженые, которые нередко носят украшенные ветки по деревне. 
 

в свадьбе как центральном ритуале жизненного цикла воплощаются две перходные ситуации:

1. "территориальные"  переход невесты в другую семью,  общину, дом, сопровождающийся установлением  новой системы родства.

2. "инициационный"  переход молодых 9 в первую  очередь невесты) в старшую возрастную группу. 

1. "свой-чужой".

2. "смерть как  второе рождени" умирание девушки  в прежнем качестве, и рождение  в новом статусе. 
 

свадьба-веселье. (запад,юг)

свадьба-похлроны (рус.север)

Информация о работе Уральская свадьба