Учение Платона о происхождения жизни и человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:37, реферат

Описание

Проблема мироздания волновала общество во все времена. Естественное желание познать природу своего возникновения побуждала к написанию трудов многих философов античности; первые греческие философы – Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, несколько позднее – последователи учения Пифагора – Эмпедокл, Гераклит и другие – размышляют о происхождении мира, его строении; пытаются постигнуть его начала и причины.

Содержание

Введение 3
I. Основные идеи Тимея 7
II. Природа происхождения Вселенной 8
III. Время как движущееся подобие вечности 12
IV.Создание человека 14
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

     Далее рассмотрим предлагаемые Тимеем идеи относительно очертаний космоса и первопричин создания его именно в той форме, в которой мы можем наблюдать. Вне всякого сомнения, внешняя структура Вселенной должна была соответствовать совершенному внутреннему построению, иными словами, быть достойной ее и ни в чем не отставать. Итак, состоявшийся космос представляется нам сферой, поверхность которой в каждой точке удалена от центра на постоянную величину расстояния, что позволяет ей быть совершенно ровной. Сфера всегда считалась идеальной формой, постольку поскольку она является замкнутой, имеет наименьшую возможную площадь поверхности при данном объеме и притом является телом вращения. Совершенная же ровность поверхности тела подразумевает отсутствие на ней каких бы то ни было органов чувств: «космос не имел никакой потребности ни в глазах, ни в слухе, ибо вне него не осталось ничего такого, что можно было бы видеть или слышать»9. Тем же отсутствием необходимости Тимей объясняет отсутствие любых проявлений органов дыхательной и пищеварительной системы (тело космоса устроено таким образом, что оно способно получать пищу в при собственном тлении; целостность и замкнутость его форм позволяет ему осуществлять все процессы жизнедеятельности внутри самого себя), а также конечностей – «не было никакой надобности что-то брать ими или против кого-то обороняться, и поэтому он [демиург] счел излишним прилаживать их к телу, равно как и ноги или другое устройство для хождения»10. К тому же, создатель породил Вселенную без голеней и стоп, так как ей присущ только совершенный тип движения – вращательный вокруг своей оси.

     Что касается места расположения души, Тимей считает, что созданное  тело не только содержит ее  в самом  своем центре, но также и облачается в нее неравномерно извне. Подобное распределение физической и духовной составляющих демонстрирует отсутствие главенства одной из них над другой; подтверждая их тождественность.

 

II. Время как движущееся подобие вечности 

     Итак, к моменту создания Вселенной  как сферы с гладкой поверхностью и дополнения душой и разумом демиург восхищается своим творением в жизни и движении и решает еще более уподобить его первообразу. В то время как образец есть нечто вечное, космос является никогда не сущим, так как был создан. В таком случае, единственно возможное приближение созданного тела к его прототипу – это придание ему способности движения в измерении, подобном вечности; это измерение Тимей называет «образом, движущимся от числа к числу», который и является временем. Время представляется Тимею подобием вечности, бегущим по кругу согласно законам числа. Следовательно, время со всеми его частями и их обозначениями (день, месяц, год и т. д.), возникло тогда, когда Вселенная уже была устроена. В дополнение к частям времени философ считает необходимым обозначить виды возникшего времени, такие, как «было» и «будет».

     Для определения и соблюдения числа  времени всевышний творец создал из разума и мысли Солнце, Луну и  пять других планет, каждая из которых  была определена на своем кругу. Совокупность таких кругов образовала круговращение звезд на различном отдалении от Земли. По словам Тимея, «сотворив одно за другим их тела, бог поместил их, числом семь, на семь кругов, по которым совершалось круговращение иного: Луну – на ближайший к Земле круг, Солнце – на второй от Земли, Утреннюю звезду и ту звезду, что посвящена Гермесу и по нему именуется, - на тот круг, который бежит равномерно с Солнцем, но в обратном направлении. Оттого-то и Солнце, Гермесова звезда и Утренняя звезда поочередно и взаимно догоняют друг друга»11. Система взаимосвязей скоростей и направлений вращения, степени отдаленности и периодичности движений организует устроение времени.

     Очевидно, что все звезды, признанные выявлять течение времени, движутся с различной  скоростью по орбитам разного  радиуса, что мешает точно определить, какая из них является ведущей, а какая нагоняет стоящую перед ней. Для определения точной меры соотношений медленности и быстроты движения планет по их кругам создатель «на второй от Земли окружности возжег свет, который ныне мы называем Солнцем»12. Солнце было призвано освещать Вселенную сколь возможно далеко; являться для живых существ источником не только света, но и тепла, а также сделать их причастными к числу. Вследствие того, что Земля освещалась светом Солнца не постоянно и не равномерно, возникли такие понятия, как день и ночь. Они образовали своим единством «наиразумнейший» круговорот, неподвластный каким либо изменениям. Месяц возник как мера свершения Луной полного оборота; по истечении месяца Луна настигает Солнце; год – как мера обхождения Солнцем полного круга. Круговороты остальных светил не видимы и не подвластны восприятию человека, поэтому он не имеет возможности и догадываться о том, что они также измеряют суть числовых отношений, «что эти необозримо многочисленные и несказанно многообразные блуждания также суть время»13. Завершение числа целого года приходится на то время, когда все из кругов, по которым движутся небесные светила, одновременно приходят к одной точке.

     В этом и видит Тимей причину  возникновения звезд и их упорядоченного распределения и движения по космосу; их присутствие уподобляет Вселенную совершенному живому существу, делает близким и подобным вечной природе прообраза.

 

     

IV. Создание человека 

     Исходя  из приведенных выше рассуждений, до момента создания времени Вселенная была максимально сходна с образцом, по образу и подобию которого была сотворена. Однако оставалось единственное немаловажное отличие – полученный космос не содержал в себе живых существ, что в некоторой степени противоречило вечносущей природе образца. Тождественно числу первооснов, составляющих саму Вселенную, демиург нашел необходимым создать также четыре основных вида живых существ. Тимей различает их следующим образом: «первый – небесный род богов, второй – пернатый, плывущий по воздуху род, третий – водный, четвертый – пеший и сухопутный род»14. Каждый из родов имел большую принадлежность к какой либо из первооснов: первый – к огню, второй – к воздуху, третий – к воде и четвертый к земле соответственно. Философ акцентирует внимание на божественном роде – он был создан из огня, имел форму безупречной сферы и более всех других уподоблялся Вселенной.

     По  завершении творения богов, по словам Тимея, создатель обратился к  ним с речью, которой обозначил  необходимость завершения творения прочих трех родов именно богами. Демиург объясняет это тем, что все то, что было создано непосредственно им и получило жизнь от него же, может иметь исключительно божественную природу. Он желает наблюдать живых существ смертными, потому и обращается к богам с наставлением подражать ему и созидать новое. Призывая божественный род объединить смертное с бессмертным, он вручает им основу для созидания – «семена». Всевышний демиург возлагает на богов всю ответственность за созданных ими существ: «готовьте для них пропитание, кормите и взращивайте их, а после смерти принимайте обратно к себе»15.

     Далее после произнесения данного монолога творец смешал в сосуде остатки того, что он использовал при создании вселенской души, но полученная смесь  уже не была так чиста и однородна. Разделив эту массу на число душ живых существ, он распределил их по одной на каждое божество, наставляя наделять ей наиболее благочестивых из всех созданий. Так как душам предназначалось существовать внутри тел, а всякое тело стремится принять в себя что либо, демиург повелел богам зародить в каждой душе общее для всех ощущение «соответствия вынужденным впечатлениям», «эрос, смешанный с удовольствием и страданием»16 и множество других чувств и способностей к выражению эмоций, как правило возникающих попарно от противоположности друг другу. Тимей считает, что «если души будут над этими страстями властвовать, их жизнь будет справедлива, а если же окажутся в их власти, то не справедлива»17. Так как лучшим философ признает мужской род, то он считает, что по окончании жизни всякая душа, в зависимости от того, как она прожила жизнь на земле, будет уготована одной из предложенных участей. В случае, если создание прожило отмеренный ему срок в согласии с представлениями богов на этот счет, продолжит блаженное существование в обители звезды, владеющей его душой. В противном же случае душа переродится, но последующее ее проявление будет иметь женскую природу.

     Все созданные подобным образом души были распределены по воле демиурга по Земле, Луне и прочим небесным телам в соответствии с его личными предпочтениями.

     Распорядившись  таким образом, творец пришел в обычное  свое состояние и с этого момента  только наблюдал за тем, как боги творят живых существ и наделяют их душой, подражая ему.

 

     

Заключение 

     Несомненно, учение Платона о происхождении мира и человека играет важнейшую роль в развитии античной и средневековой философии. Как и все произведения данного философа, диалог отличается прекрасным стилем, выдержанной композицией и полетом мысли. Приведенные в нем рассуждения Тимея о природе космоса и причине его создание служат основой для многих работ его последователей; данный диалог является одним из наиболее комментируемых научных работ. Основные идеи Тимея сводятся к тому, что видимый космос и мир в целом были созданы неким всевышним демиургом на основе постигаемого умом бытия и бесформенной материи. Такая позиция представляется рассмотрению философского общества впервые. К тому же я полагаю, что рассуждения Тимея о причине создания и назначении времени весьма значимы и позволяют сделать шаг в развитии теории о нем. Как образец философского диалога, «Тимей» нашел многочисленных подражателей и оказал огромное влияние как на европейскую философию, так и на литературу.

 

Список  литературы:

  1. URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/27timei.htm
  2. URL:

Информация о работе Учение Платона о происхождения жизни и человека