Тряпичная кукла в народной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 08:15, контрольная работа

Описание

У детей во всем мире с давних времен существовали разные виды игрушек, но кукла всегда занимала среди них особое место. Традиция изготовления кукол восходит еще к языческим временам. Издавна кукла, впервые появившаяся как антропоморфное изображение божества, считалась живым существом, наделенным магической силой.

Работа состоит из  1 файл

тряпичная кукла в народной культуре.doc

— 38.00 Кб (Скачать документ)

     ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 

     У детей во всем мире с давних времен существовали разные виды игрушек, но кукла всегда занимала среди них  особое место. Традиция изготовления кукол  восходит еще к языческим временам. Издавна кукла, впервые появившаяся  как антропоморфное изображение божества, считалась живым существом, наделенным магической силой.

      Издавна известны соломенные, керамические, деревянные, тряпичные куклы. Тряпичная кукла возникла вместе с появлением ткачества. Нелегкий труд, предшествовавший появлению домотканого полотна, заставлял бережно относиться к ткани и использовать все лоскуты, даже самые маленькие. А зачастую тряпичную куклу делали из ношеной одежды, не только из соображений бережливости, но и потому, что верили, что ношеная материя сохраняет родовую силу и может передать ее ребенку, став, таким образом, его оберегом. Впоследствии, когда праздничную одежду стали шить уже из покупных, фабричных тканей, самые красивые лоскутки бережно сохраняли для изготовления кукол.

     Первые  тряпичные куклы представляли собой просто туго свернутый кусок ткани без рук и ног или тряпочку, перевязанную узлом. Именно по такой, самой древней технологии, делались первые куклы, которые появлялись в жизни ребенка буквально с рождения: кукла-пеленашка и кукла-бессонница. Их клали в колыбель новорожденному младенцу в первые дни его жизни. Делать их нужно было обязательно без иголки и ножниц, чтобы случайно не порезать или не уколоть куклу, которая олицетворяла младенца. Часто куклу-пеленашку клали в колыбель еще до рождения ребенка, и она как бы обживала ее; а когда малыш уже появлялся на свет, этих куколок укладывали рядом с ним, чтобы они забирали на себя болезни, охраняли ребенка от злых духов, от «дурного глаза». В русском фольклоре еще в ХХ веке встречаются рассказы о том, как удалось обмануть кикимору, похищавшую детей, подложив в колыбель вместо младенца запеленутую куклу.

     Существовало  еще много тряпичных  кукол-оберегов. Такие куколки хранились в  красном углу, подвешивались над  детской колыбелью или висели возле печки. Считалось, что они приносят в дом достаток и оберегают хозяев от болезни. Когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти, куклу-оберег брали в руки и три раза поворачивали по часовой стрелке со словами: «Отвернись, зло, повернись, добро!».

     Постепенно  кукольный образ усложнялся, стали  яснее обозначать голову, делать куклам руки, а в кукольной одежде достаточно точно воспроизводить костюм разных губерний. В разных местностях России сложились свои излюбленные методы изготовления кукол. Так, в Полтавской и Киевской областях распространенными были куклы с ватной головкой, в Подмосковье сворачивали пеленашек из двух платков; в уральских деревнях существовали  кукла закрутка и кукла-столбушка, сделанные со своими региональными особенностями. Общим для всех этих кукол является то, что все составляющие для них делаются из прямоугольного или квадратного куска ткани. В этом можно проследить отголоски древней технологии, когда ткань нельзя было резать ножницами, а можно было только рвать.

     Тряпичная кукла делалась не только с обережными целями, она была участницей праздничных обрядов, например, свадебного ритуала. Так, очень часто куклы участвовали в свадебном ритуале. Под дугой свадебного поезда подвешивали пару текстильных кукол: невесту и жениха,   которым     полагалось    оберегать   молодых  от  недобрых, завистливых взглядов. Главным украшением одного из свадебных пирогов, который назывался «Свадебная роща», было «мировое древо»: деревянная рогатка, на двух концах которой также делали куклу-невесту и куклу-жениха. Других ритуальных кукол дарили молодым с пожеланиями достатка, хороших и здоровых детей. В северных местностях был обычай за праздничным столом передавать из рук в руки нарядную куколку со словами «Раздайся, народ! Девья краса идет…». Чаще всего таких свадебных кукол делали из красной и белой ткани или целиком из красной или связывали между собой красной ленточкой, украшали платье красными полосками по подолу, поясу, вороту и рукавам, как и настоящую одежду. В старину считалось, что красный цвет должен обязательно присутствовать в костюме, как кукольном, так и настоящем, как оберегающий от сглаза и порчи.

      В  Архангельской   области   женщины  делали куколку в мужской одежде  как  бы  взамен  уехавшего  в дальнюю дорогу, ушедшего в море или на войну мужа. Эту куколку женщина ставила в избе на почетное место, разговаривала с ней, советовалась во всех хозяйственных делах. Кое-где на Русском Севере существовал также обычай делать кукол в мужской одежде, олицетворявших парней, которых забирали в рекруты. Таких кукол прикрепляли к стене дома, сарая или ставили во двор у забора, чтобы они «дождались хозяев», рядом с ними часто помещали фигурку куклы-девушки.

      Тряпичная кукла-зернушка, наполненная зерном, должна была помочь сохранить запас  хлеба до нового урожая; кукла-многоручка или десятиручка – помогать в  домашнем рукоделии, маленькая «домашняя  масленица» в ярком наряде выставлялась на окно во время масленичных гуляний.  Однако кукла не всегда была добрым символом и несла на себе охранительную функцию. Были куклы, которых делали с дурными целями: навести порчу, вызвать болезнь или смерть.

     В русском фольклоре не раз встречаются  воспоминания о мести плотников скупому хозяину, когда при постройке дома под матицу (главную балку) закладывали маленькую куколку, а после заселения в таком доме начинался разгул нечистой силы. С той же целью: навредить хозяевам, если они оказались скупыми, куклу могли замуровать в печку или закопать в определенном месте, чтобы навести на человека порчу. Иногда, по народному поверью, в куклу перевоплощалась кикимора. Если находили такую куклу, ее следовало бросить наотмашь об землю, а потом кинуть в огонь, чтобы уничтожить зло, которое в ней заложено.

     В древности верили,  что в безликую куклу дурным силам вселиться  труднее, именно поэтому тряпичных  кукол долгое время делали без  лиц.

     Даже  когда кукла из олицетворения  божества и оберега превратилась просто в игрушку, в русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Считалось, что чем больше ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь.

     Пока  девочка была маленькой, для нее  делали кукол старшие женщины: мать, бабушка, старшие сестры. А с пяти лет она уже должна была учиться делать кукол сама, приучаясь при этом к работе с тканью, ниткой, иголкой.

     В куклы играли и девочки-малышки, и девочки-подростки, и девушки  «на выданье». С куклами нужно  было обращаться бережно. Их брали  на  посиделки,  в гости.    По тому, насколько тщательно они были  сделаны,   судили   о   вкусе   и   уменьях ее  хозяйки;  поэтому одежду  для куклы шили, вкладывая в ее изготовление все свое мастерство и фантазию.

     Уже начиная с XVIII века в России появились профессионально сделанные куклы, а к концу XIX – началу ХХ вв. развилась целая кукольная индустрия. Но такие игрушки были дороги, и основной куклой русской деревни вплоть до середины ХХ века оставались тряпичные куклы, которых существовало несколько видов, начиная с простейшей, наиболее условной и архаичной, не имевшей ни ручек, ни ножек, и представлявшей собой просто туго скрученный кусок ткани. Вероятно, в древности такая кукла существовала как «кукла-полено», которая встречается в фольклоре многих народов. Слегка усложненный вариант, но тоже очень древний, который дожил до наших дней практически без изменений – кукла из двух кусков ткани (с ручками, но без ножек). При этом два прямоугольника просто накладывались друг на друга и перевязывались нитками крест-накрест (то есть «руки» привязывались сверху «туловища»). По такому принципу и сегодня делают в разных районах России огородные пугала. Существует еще один тип куклы – тряпичная кукла с ручками и ножками, когда одна полоска ткани перегибается,  а в нее вставляется другая. Этот же прием используется при изготовлении соломенных кукол-«стригушек», более распространенных в южных районах нашей страны, и кукол из мочала.

     Постепенно, по мере того, как кукла утрачивала свой сакральный смысл, превращаясь  в игрушку, не такими строгими стали и каноны, по которым она изготовлялась. Появилась кукла с пришивными ручками и ножками; туловище могло быть также сделано из скрученного куска ткани, а могло быть сшито и чем-то набито. Куклам начали шить богато украшенную одежду, рисовать лицо, делать прическу. Из такого типа куклы выросла сегодняшняя авторская мягкая игрушка, основной принцип изготовления которой не изменился.

     Однако  интерес к народной кукле, сделанной  с соблюдением традиционных технологий, в современном мире не только не угасает, но, напротив, возрождается. Сегодня тряпичной куклой занимаются более 100 мастериц в разных регионах России, выявляя особенности кукол разных областей, а также тщательно соблюдая традицию или же внося свои вариации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Тряпичная кукла в народной культуре