Теория локальных цивилизаций Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:31, контрольная работа

Описание

Существующий в культурологи цивилизационный подход предполагает анализировать общественные процессы, всемирную историю через призму зарождения, развития и гибели локальных цивилизаций.

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 37.64 Кб (Скачать документ)

П.А. Сорокин  считает, что, несмотря на поразительную  эрудицию, Тойнби обнаруживает либо незнание, либо сознательное пренебрежение многими  социологическими трудами, да и знание истории у него неровно. Оно превосходно  в отношении эллинской (греко-римской) цивилизации, но значительно скромнее в отношении других цивилизаций. Его знакомство с накопленным  знанием по теории искусства, философии, точных наук, права и некоторых  других тоже не всегда достаточно.

По мнению П.А. Сорокина, труд Тойнби имеет два  коренных дефекта, относящихся не к  деталям, а к самой сердцевине его философии истории: во-первых, к «цивилизации», избранной Тойнби в качестве единицы исторического  исследования, во-вторых, к концептуальной схеме генезиса, роста и упадка цивилизаций, положенной в основу его  философии истории.

Под «цивилизацией» Тойнби имеет в виду не просто «область исторического исследования», а  единую систему, или целое, части  которого связаны друг с другом причинными связями. Поэтому, как во всякой такой  системе, в его «цивилизации»  части должны зависеть друг от друга  и от целого, а целое — от частей. Он категорически утверждает вновь  и вновь, что цивилизации суть целостности, чьи части все соответствуют  друг другу и взаимно влияют друг на друга. Одной из характерных черт цивилизации в процессе роста  является то, что все аспекты и  стороны ее социальной жизни координированы в единое социальное целое, в котором  элементы экономики, политики и культуры удерживаются в тонком согласии друг с другом внутренней гармонией растущего социального организма.

Как показывает П.А. Сорокин, «цивилизации», с точки  зрения Тойнби, суть реальные системы, а не просто скопления, агрегаты и, конгломераты феноменов и объектов культуры (или  цивилизации), смежных в пространстве и времени, но лишенных какой-то бы ни было причинной или другой осмысленной  связи.

Можно согласиться  с П.А. Сорокиным в его критике  чисто поэтической метафоры Тойнби: цивилизация — это нечто вроде  живого тела. Но он, пожалуй, не прав, отрицая  всякое единство исторически реальной цивилизации. Ошибочно приняв различные  скопления (агрегаты) за системы, Тойнби начинает трактовать цивилизации как  «виды общества» и ретиво охотиться  за единообразием в их генезисе, росте и упадке.

Очевидно, не прав Тойнби и в том, что признал  старую, идущую от Флоруса к Шпенглеру  концептуальную схему «генезиса—роста—упадка»  единообразной моделью развития цивилизаций. Эта концепция основана на простой аналогии и представляет собой не теорию реальных изменений  общественно-культурных фактов, а оценочную  теорию общественно-культурного прогресса, подсказывающую, как феномены культуры должны изменяться. Это становится явным уже в формулах «роста»  и «разложения», где господствуют нормативные понятия прогресса  и регресса, а формулы реальных изменений исчезают,         

Из такой теоретической  схемы закономерно вытекают фактические  и логические погрешности в философии  истории Тойнби. Прежде всего, надо сказать о его классификации  цивилизаций. Многие историки, антропологи  и социологи отвергают её как  произвольную, лишенную ясного логического  критерия выбора. Некоторые христианские цивилизации трактуются как отдельные и различные (Западная Европа, Византия, Россия). Тойнби рассматривает православие и католичество как две различные религии, а конгломерат различных (религиозных и других) систем объединяет в одну цивилизацию. Между тем, даже великие культурные и вероисповедные сдвиги лишь увеличивают многообразие в единстве цивилизации, если носителями различий оказываются народы, представляющие для внешнего мира ид для самих себя все то, что и прежде, вычлененное в ойкумене культурное пространство. Конфессиональный разрыв протестантов с католицизмом был намного радикальнее догматических и обрядовых особенностей, некогда разведших Восточную и Западную церкви. Но первый лишь модифицировал цивилизации Запада, вторые  же, по словам Ф.И. Тютчева, санкционировали именно расхождение двух «человечеств».

Спарта произвольно  вырвана, по мнению П.А. Сорокина, из остальной  эллинской цивилизации, тогда как  римская цивилизация объединена с греческой... Полинезийская и  эскимосская цивилизации, или «подцивилизации» (в одном месте Тойнби утверждает, что они были живорожденными цивилизациями; в другом — что они остались на уровне «подцивилизации» и никогда  не достигли уровня цивилизации), рассматриваются  как отдельные цивилизации по племенному признаку, тогда как все  кочевники всех континентов объединены в одну цивилизацию, и т.д.

Тойнби называет большинство цивилизаций то «мертворожденными», то «застылыми», то «окаменевшими», то «надломленными», то «разлагающимися», то «мертвыми и погребенными». Согласно Тойнби, из 26 цивилизаций только одна западная еще, возможно, жива в настоящее  время, а все остальные либо мертвы, либо полумертвы («застыли», «окаменели», «разлагаются»). Таким образом, в  согласии с принятой схемой, цивилизации  должны пройти через надлом, разложение и смерть. Тойнби остается или похоронить их, или объявить мертворожденными, «застылыми», «окаменевшими», или, наконец, — надломленными, разлагающимися. Но у Тойнби нет никакого ясного критерия, что такое в действительности смерть или надлом, возрождение или разложение цивилизации, он добровольно берет на себя роль могильщика цивилизаций.

Отважно следуя своей схеме, Тойнби не смущается, что  некоторые из его цивилизаций, какие, согласно схеме, должны бы давно умереть, после своего надлома живут века, даже тысячи лет, и теперь еще живы. Он выходит из трудностей простым  изобретением термина «окаменевшей»  цивилизации. Так, Китай окаменел на тысячу лет. (Как это совместить с  нынешним динамизмом страны?) Египет —  на две тысячи лет. Эллинская цивилизация  либо разлагалась, либо каменела с Пелопоннесской войны до V в. н.э. Вся римская история  — это непрерывное разложение, с начала и до конца. То же самое  происходит и с другими цивилизациями. В концепции Тойнби цивилизации  едва имеют право жить и расти. Если они не родились мертвыми, как  некоторые из них, тогда они застывают. Если они не застыли, их ждет надлом почти сразу же после рождения, и они начинают разлагаться или  превращаться в «окаменелость»...

Предыдущее объясняет, почему в труде Тойнби так мало анализируется стадия роста цивилизаций. Есть только крайне расплывчатые утверждения, что на этой стадии существует творческое меньшинство, успешно встречающее  все вызовы. Нет ни классовой борьбы, ни войн между народами и государствами, и все идет отлично, становится все  более и более возвышенным. Такая  характеристика процесса роста его  многочисленных цивилизаций явно фантастична.

Принять схему  Тойнби значило бы согласиться с  ним, что в Греции до 431—403 гг. до н.э. (надлом эллинской цивилизации, согласно Тойнби) не было никаких войн, революций, классовой борьбы, рабства, традиционализма, нетворческого меньшинства и  что все эти бедствия появились  только после Пелопоннесской войны. А кроме того, нам следует принять  и другие моменты; например, что после этого в Греции и Риме творчество прекратилось, не было Платона, Аристотеля, Эпикура, Зенона, Полибия, отцов церкви, Лукреция, научных открытий — ничего творческого. На какой же стадии находится западная цивилизация, так и не ясно, ведь позиция Тойнби двойственна. Во многих местах он говорит, что она уже испытала свой надлом и находится в процессе разложения, в других местах он отказывается вынести приговор. Но каким бы ни был его диагноз, западная цивилизация до XV в. рассматривается им в стадии роста. Если это так, то, согласно схеме, никаких революций, серьезных войн, никаких жестких и устойчивых классовых различий не должно было существовать в Европе до этого века.

А между тем, XIII и XIV вв. — наиболее революционные (до XIX—XX вв.) в истории Европы. Крепостничество  и другие классовые различия были жесткими и устойчивыми, и было множество  войн — больших и малых... В  итоге средневековое западное общество периода роста не обнаруживает множества  черт, характерных для растущих цивилизаций. То же верно в отношении других цивилизаций. Это означает, что единообразия роста и упадка цивилизаций у  Тойнби совершенно фантастичны и  не основаны на фактах.

Сорокин подчеркивал, что многие единообразия, на которые  претендует Тойнби в связи со своей  схемой, либо ложны, либо переоценены. Например, его единообразие негативной связи между географическим распространением цивилизации и ее внутренним ритмом; между войной и ростом; между прогрессом техники и ростом. В утверждениях Тойнби есть известная доля истины, но как категорические формулировки они безусловно ошибочны.

Все цивилизации  Тойнби — сложные комплексы, распространившиеся на обширные территории и группы населения... Причем он предполагает, что такое распространение происходило мирно, без войны, благодаря невольному подчинению «варваров» очарованию цивилизации. Такое утверждение опять-таки неверно. В реальной истории все цивилизации во время роста распространялись не только мирно, но и с помощью силы, насилия, войн. Кроме того, многие из них в период разложения сжимались, а не расширялись, и были миролюбивее, чем во время роста.

Вслед за Шпенглером Тойнби приписывает некоторым цивилизациям различные господствующие тенденции: эстетическую — эллинской, религиозную  — индийской (долины Инда), механистически-техническую  — западной (у других восемнадцати цивилизаций он таких господствующих влечений не обнаружил).

Очень сомнительны  сами такие суммарные характеристики. Западная цивилизация не была господствующей примерно до XIII в.: с VI по конец XII в. движения технических изобретений и научных  открытий почти не было. С VI по XVIII в. эта механическая цивилизация была сверху донизу религиозной, даже более  религиозной, чем индийская или  индуистская во многие периоды их истории... Предположительно эстетическая эллинская цивилизация не обнаруживала своего эстетического (в смысле Тойнби) влечения до VI в. до н.э. и, наоборот, выказала определенный научно-технический порыв  между 600 г. до н.э. и 200 г. н.э. Арабская цивилизация, чью доминирующую черту Тойнби не подчеркнул, выказала исключительный порыв к научным и техническим  занятиям в VIII—XIII вв., причем гораздо  больший, чем западное общество в  те же века. Все это значит, что  приписывание, в духе Шпенглера и  Тойнби, некоторой специфически вечной тенденции той или иной цивилизации, независимо от стадии ее развития, не соответствует  фактам и вводит в заблуждение. 
 

Заключение

     Исследование  человеческого общества с позиции  цивилизационного подхода позволило  уже в XIX веке рассмотреть всемирную историю как «единство в многообразии», когда одновременно сосуществуют в историческом пространстве и времени разнообразные локальные цивилизации и близкие к ним общественные образования. В отличие от формационного подхода цивилизационный предполагает, что локальная цивилизация представляет собой полифакторное образование, в котором взаимодействуют на различных этапах его эволюционного развития различные факторы вне действия (беспрекословного и однозначного) одного монофактора, каким в марксистской парадигме являлся способ производства, а более широко — экономика и экономические отношения. Последние в системе учения о цивилизациях вполне равнозначны другим факторам или, как мы называем, алгоритмам развития локальных цивилизаций.

     Локальные цивилизации представляют собой, с  одной стороны, качественно различные  и реально существующие (или существовавшие) на Земле общественные образования, а с другой, методологической —  это, безусловно, важнейшие категории, позволяющие по-новому изучать в  диахронии (исторически эволюционно) и синхронии (одновременно) структуру  человеческого общества. Собственно, цивилизации могут быть определены как «устойчивые системы оснований  для объединения людей, их общностей  и культур, опирающиеся на преобладающее  единство технологии, информаций и  ценностей». Подобное понимание локальной  цивилизации предполагает, что оно  не совпадает по содержанию и по сущности с понятиями «общественно-экономическая  формация», «общество», «государство», «страна», «глобальная цивилизация». Локальная цивилизация — это  общественная система, соединяющая  в себе различные основания: общецивилизационные, культурные, экономические, технологические, ценностные, коммуникативно-информационные, этнопсихологические, религиозно-этические и другие, объединенные воедино и, таким образом, соединяющие между собой людей, их общности (семьи, этносы, племена) и их культуры в нечто единое и неповторимое в многообразии человеческого мира.

     При этом их национальные культуры обогащаются  и развиваются во многом за счет культур входящих в них, но не являющихся «матрично-образующими» этносов, например угро-финские или япетические  этносы народов Северного Кавказа  в «российской» («русско-православной») цивилизации.

     Отметим в заключение, что исследуемая  концепция достаточно дискуссионна, однако она позволяет более глубоко  выявить взаимосвязи, существующие между экономикой и культурой  различных типов общества, избегая  их изучения по принципу «одно определяет другое».

     Жизнедеятельность различных цивилизаций многогранна  и многолика, и она должна полноценно исследоваться современной научной  мыслью. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Цивилизация и культура. /Библер В.С. – М., 1993.- 47 с.
  2. Введение в культурологию: Учеб. Пособие./ Буйдина И.Ф. – М.: Владос, 1996. – 335 с.
  3. Культурология: Учебное  пособие./ Гуревич П.С. - М., 1996.-287 с.
  4. Культурология. / Драч Г.В. - Ростов-на-Дону, 1996. – 325 с.
  5. Социология культуры./ Коган Л.Н. - М., 1995 г. – 295 с.

Информация о работе Теория локальных цивилизаций Тойнби