Тенденции культурной универсализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:00, доклад

Описание

Для раскрытия данной темы, мы поставили следующие задачи:
Понятие «культурной универсализации»;
формы культурной универсализации;
глобальное сверхобщество;
нынешняя модернизация в России;
положение социально-экономической и общекультурной ситуации в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «культурной универсализации»……..……………………….....4
Формы культурной универсализации…………………………………….6
Глобальное «сверхобщество» …………………………………………...10
Нынешняя модернизация в России……………………………………...11
Положение социально-экономической и общекультурной ситуации в России……………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………….........16
Список используемой литературы……………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

доклад по культорологии.docx

— 43.36 Кб (Скачать документ)

     Как уже отмечалось, и как показала практика российской модернизации, жесткая вестернизация не проходит, необходим поиск в нашей культуре собственных предпосылок модернизации.

     Поэтому, во-первых, важным является выявление  в собственном духовном наследии тех элементов, аналогичных ценностям «модернити»,

которые могут наиболее успешно способствовать органичной модернизации. Для России эта работа, если и ведется, то о ее результатах мало что известно.   Вторая задача — определение цели и методов внедрения элементов нового, обеспечение их эффективной адаптации. А если таких элементов нет? В этой ситуации перспективным представляется другой подход — поиск альтернативного варианта развития, ориентированного на те же цели, что и модернизация (развитие экономики, НТП и т.д.), но осуществляемого принципиально не западными методами, т.е. модернизация без «модернити». В этом смысле вряд ли является удачным введенное А. Туреном название такого подхода, как «контрмодернизация». Успех модернизации отнюдь не обязательно обеспечивается копированием Запада, гораздо более важным является развитие на основе традиционных форм культурной жизни. Пример Китая в этом отношении представляется весьма убедительным. В этой ситуации обнадеживает то, что мир постмодерна предстает как система равнозначных элементов, а не гонка за «правильным» лидером. Быть может, в этом пестром мире и для России найдется свое достойное место?

     В поисках ответа на этот вопрос следует  подчеркнуть, что нынешнее влияние  Запада на Россию вполне укладывается и в систему видов культурных контактов, сформулированную в 1936 г. ведущими американскими и английскими антропологами в «Меморандуме об аккультурации». Поскольку классический, чисто «миссионерский» вариант аккультурации в России не имеет массовой реализации, нас интересует, прежде всего, психологический аспект «аккультурации», когда под влиянием Запада меняется поведение людей.

     В России аккультурация воплощается  в разных видах — собственно экономическом  и общекультурном. Первый воплощают западные экономическая литература и образование, эксперты и советники, насыщение рынка западными товарами, развитие приватизации, частной собственности, появление новых экономических институтов, хождение доллара, развитие рекламы, стажировки за границей и т.д.

     Второй  вид может быть представлен пропагандой  западного образа жизни в целом, лингвистическими заимствованиями, ростом американизированной «массовой» культуры, религиозным влиянием Запада, развитием иностранного туризма и т.п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Положение социально-экономической и

общекультурной  ситуации в России

       Адекватность этих положений  социально-экономической и общекультурной ситуации в России не добавляет оптимизма: как известно, идеи аккультурации были рождены анализом контактов европейской и туземных культур. Кроме того, влияние первой на вторые не принесло развивающимся странам ожидаемых результатов, столкнувшись с мощными пластами традиционной культуры.

     В этом смысле в России сложилась именно имитация рыночной экономики, когда наличие всех ее необходимых атрибутов отнюдь не обеспечивает не только более высокую, чем при плановой, эффективность экономики, но даже простое воспроизводство.

     Итак, если на Западе модернизация была естественным, органичным этапом социально-экономического развития, то в России проводится модернизация неорганическая, вызванная идеологическими установками, без наличия внутренних факторов буржуазного развития, что привело к нарушению преемственности и угрозе потери культурной самобытности. Кроме того, такая модернизация принципиально является догоняющей, демонстративной, она не создает глубоких производственных ориентации рыночного типа. Нашу модернизацию точнее можно назвать «демодернизацией», или имитацией модернизации. И это не случайно, история показывает, что всякий раз, когда в России предпринимались попытки реформ, всегда возникал конфликт между либерализмом как идеей всемирного развития индивидуальной свободы и известным традиционализмом российского общества, этот либерализм отторгающий. «Традиционализм» всегда вставал непреодолимым препятствием на пути внедрения у нас «западного» образа жизни.

     Одним из объяснений этого своеобразного  «колебания» России может быть то особое положение, которое она занимает с самого своего становления культура России представляла собой особый мир, в котором сталкивались и взаимопроникали многие культуры социально-экономической и общекультурной ситуации в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Заключение

           В ходе исследования мы выяснили, что культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация. Это понятие имеет два основных значения. Первое трактует глобализацию как объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их «подъема» на уровень передовых стран Запада. Второе рассматривает глобализацию как господство США над всеми остальными народами и культурами с целью их эксплуатации. важным аспектом которой является превращение формирования массовой культуры, массового сознания, в весьма выгодный вид бизнеса. А информационное пространство — наиболее интегрируемо и управляемо. Также, следует отметить, что «глобалистская культура» не есть классическая западная культура, а может рассматриваться как современная форма своего рода контркультуры — преобразования сущности национальных культур к (культурным) интересам США.

     Особое  значение мы уделили модернизации и ее формами, такими как индустриализация, аккультурация, вестернизация.

     Модернизация  в широком смысле культурная модернизация означает достаточно резкое обновление («осмысливание») культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества. В узком смысле модернизация культуры означает работу по преодолению ее «запаздывания» от культур, признаваемых за развитые. В частности, классическим примером такой модернизации, ее первой формой является индустриализация — переход от традиционной культуры к капиталистической. Обычно выделяют два вида культурной модернизации: органическую (осуществляемую естественно, в ходе исторической эволюции общества) и неорганическую, требующую влияния извне на модернизируемую культуру, осуществляемое как целенаправленное внедрение новых культурных ценностей, образа жизни, в целом присущих данной культуре.

     Также мы рассмотрели исторически важную форму модернизации — аккультурацию. Это понятие обозначает такое взаимодействие культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Этот процесс может быть как добровольным, так и навязанным.

     В ходе изучения модернизации в России, мы выяснили, что нынешнюю «модернизацию», рассматриваемую как способ преодоления «неправильности», более адекватно можно определить как «вестернизация».

     Вестернизация - целенаправленное навязывание западной, а чаще всего — американской культуры в сочетании с бездумным запросом (модой) на эту культуру, что приводит к потере вестернизируемой стороной своей культурной самобытности, что может вызывать социальный протест, враждебное отношение по отношению к западной культуре.

     Главная цель этого глобального сверхобщество — господство над остальными странами. Проводимая  вестернизация реально направлена на доведение намеченных жертв (стран, чувствительных к некритическому заимствованию навязываемых им Западом моделям общественной жизни) до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию, имеет целью сделать их придатком, донором «глобального сообщества». Оно может оказывать экономическую помощь «реформируемой» стране, но лишь в той мере, в какой это способствует разрушению ее экономики, потере экономической самостоятельности и безопасности; вместе с тем, эта помощь рекламируется как средство спасения страны от недостатков ее прежнего образа жизни.

     В России нынешнюю «модернизация», рассматриваемая как способ преодоления «неправильности», более адекватно можно определить как «вестернизация». В самом деле, в России осуществляется массовое, ничем не ограниченное наступление западной культуры, агрессивное навязывание ценностей и форм рыночного либерализма.

     В России проводится модернизация неорганическая, вызванная идеологическими установками, без наличия внутренних факторов буржуазного развития, что привело к нарушению преемственности и угрозе потери культурной самобытности. Нашу модернизацию точнее можно назвать «демодернизацией», или имитацией модернизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Список  используемой литературы:

1. Культурология/под научн. ред. Г.В.Драча. – изд.13-е.-Ростов н/д: Феникс, 2007. – 570 с.

2. Культурология/под ред. А.Н.Марковой. – изд. ЮНИТИ.-М.1995, - 224 с.

3.  Д.Ю. Столяров, В.В. Кортунов. Учебное пособие по культурологии.-М., 1998. – 240 с.

4. Т.Г. Грушевицкая., А.П. Садохин. Культурология.-М., 2007. – 356 с. 

Информация о работе Тенденции культурной универсализации