Театр в жизни древнегреческого полиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:48, реферат

Описание

Театр греков — древнейший на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. В настоящее время археологически обследованы развалины большого количества греческих театров разных эпох, в том числе и афинский театр Диониса, для постановки в котором были в свое время предназначены почти все драмы классического греческого репертуара. Эти исследования показывают, как велика была роль театра в античном обществе, где он являлся одновременно государственным учреждением, социальным институтом, культурным центром, выразителем общественно-политических настроений.

Содержание

Введение. 3
1.История происхождения древнегреческого театра и драмы. 5
2. Архитектура древнегреческого театра 7
3.Театр как социальный институт. Функции театра в античном греческом обществе 8
4.Специфика древнегреческого театра: Актёры и маски. 9
5.Специфика театра Древней Греции: Хор и зрители. 11
6. Древнегреческие драматурги. 12
Заключение 18
Список используемой литературы: 20
Ссылки 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 57.03 Кб (Скачать документ)

 

Министерство информационных технологий и связи РФ

Сибирский Государственный Университет  Телекоммуникаций и Информатики

(ГОУ ВПО СибГУТИ)

 

 

 

Кафедра социологии,

политологии и психологии

 

 

 

 

Домашняя письменная работа

по предмету «Культурология»

на тему:

"Театр в жизни древнегреческого  полиса."

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнил:Студент 1 курса ИЭФ группы ЭФ-12 Зинченко С.С

                                                                       Проверила:Микиденко Н.Л. Кандидат социологических наук, доцент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск - 2012

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение. 3

1.История происхождения  древнегреческого театра и драмы. 5

2. Архитектура древнегреческого  театра 7

3.Театр как социальный  институт. Функции театра в античном  греческом обществе 
 8

4.Специфика древнегреческого  театра: Актёры и маски. 9

5.Специфика театра  Древней Греции: Хор и зрители. 11

6. Древнегреческие драматурги. 12

Заключение 18

Список используемой литературы: 20

Ссылки 20

 

 

Введение.

 

Я выбрал тему "Театр в жизни древнегреческого полиса." для написания своей работы по нескольким причинам. Во-первых, мне очень интересна культура Древней Греции и древнегреческого театра в частности. Во-вторых, данная тема до сих пор актуальна, так как значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. В третьих, изучение данной темы может помочь установить связь между путями развития современного театра и античного театра Древней Греции.

    Театр греков — древнейший на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. В настоящее время археологически обследованы развалины большого количества греческих театров разных эпох, в том числе и афинский театр Диониса, для постановки в котором были в свое время предназначены почти все драмы классического греческого репертуара. Эти исследования показывают, как велика была роль театра в античном обществе, где он являлся одновременно государственным учреждением, социальным институтом, культурным центром, выразителем общественно-политических настроений. 

Для более полного раскрытия данной темы следует сказать, что же такое – театр. Театр это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями. Это искусство синтетическое – в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств.

     Древнегреческий театр  имеет не малое значение и  для современности. Без огромного  культурного вклада привнесённого  древнегреческим театром не было  бы и современного театрального искусства каким мы его знаем. К примеру, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы. До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся древнегреческих сценах и в наше время ставятся произведения древнегреческой драматургии.

     Итак, цели моего реферата следующие: рассмотреть театр Древней Греции и сформулировать его особенности, а также определить его роль в общественной жизни античного полиса. Рассмотреть и изучить биографии основных драматургов древнегреческого театра: Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана.

    Практическая значимость  моей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован для ознакомления с происхождением и устройством театра Древней Греции.

 Для того чтобы достичь  данной цели, необходимо изучить и проанализировать историю происхождения древнегреческого театра, его архитектуру и драматургию, а также четко сформулировать особенности театра Древней Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История происхождения древнегреческого  театра и драмы.

 

 Рождение трагедии около середины VI века до н.э. – на пороге классической эпохи – связано с историческими условиями, о которых следует напомнить, чтобы было легче схватить смысл и направление этого нового жанра. С одной стороны, греческая трагедия перенимает и продолжает стремление предшествующей ей поэзии связать мир богов с человеческим обществом и хочет их еще больше приблизить к человеку. Вопреки тому, что говорит повседневная действительность, и наперекор мифологической традиции, греческая трагедия энергично требует, чтобы боги были справедливы и заставили справедливость восторжествовать в мире. С другой стороны, афинский народ, также во имя справедливости, продолжает свою очень тяжелую борьбу в политическом и социальном разрезе против имущего класса, являющегося одновременно и господствующим, чтобы вырвать, наконец, у него полное равноправие граждан – словом, то, что будет названо демократическим режимом. Появление театра совпадает с наступлением последней фазы этой борьбы. Писистрат, поставленный у власти беднейшими крестьянскими массами и помогающий народу отвоевать землю, учреждает на празднествах в честь Диониса соревнования трагедий, предназначенных для развлечения и назидания граждан.

Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и  театра.

Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Аристотель указывает, что трагедия и комедия возникли из импровизации и что одна (трагедия) ведет свое начало от запевал дифирамба, другая (комедия) – от запевал фаллических песен. Очевидно, Аристотель потому и говорит о запевалах, что именно они вносили в дифирамб диалог и мимическую актерскую игру и побуждали своими репликами хор к пению. Из хора, составлявшего вплоть до эпохи эллинизма необходимую принадлежность драмы, уже во 2-й пол. 6 в. до н. э. выделился особый исполнитель – актер, которым и был сам драматург. Импровизация сменилась точной фиксацией роли актера (первоначально одного) и хора.Проливая свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос – козел и оде - песнь, т.е.  песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры, козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога. Слово комедия тоже происходило от двух греческих слов комос и оде. Слово комос обозначало шествие подпившей толпы ряженных, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса. Следовательно слово комедия  обозначает песнь комоса.

Почвой древнегреческого искусства  считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли  рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея  и других. Таким образом греческая  драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительности.

Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией. Греческая  трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические воззрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга. По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития, использовав богатое наследие эпоса и лирики.

Усилению действенной стороны  трагедии очень способствовало нововведение трагика Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя - актера.  Феспид был первым афинским трагическим  поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра. Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли. В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и в конце концов стали преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры. Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н.э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии. Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхил, Софокл, Еврепида – и комедиографа Аристофана. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и лишь имя того или другого поэта.

2. Архитектура древнегреческого театра

 

Первоначально место для представлений  устраивалось крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай – «танцую»), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону.

Все древнегреческие театры были открытыми  и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре – до 10 тысяч.

В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный  для всей эпохи античности. Театр  имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола  теаомай – «смотрю») и скену (скенэ  – «палатка», позже деревянное или каменное строение).

Размер театра определялся диаметром  орхестры (от 11 до 30 м). Скена располагалась  по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены –проскений, имевший обычно вид колоннады, –  изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества.

Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более  половины круга, находились проходы-пароды, через которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры.

Простота сценического оборудования была обусловлена не слабым уровнем  развития античной техники. В театре классической поры внимание зрителей сосредотачивалось на развитии действия, на судьбе героев, а не на внешних эффектах.

Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.

В древнегреческом театре все должно было «работать» на человека. В частности, его архитектура обеспечивала людям возможность все прекрасно видеть и слышать, таким образом, и здесь сохранялся главный принцип полисной идеологии Древней Греции: «человек – мера всех вещей».

Также греческие актеры носили на лице маски, менявшиеся в различных  ролях и даже на протяжении исполнения одной роли, если в состоянии изображаемого персонажа происходили резкие перемены. Театральные маски изготавливались по преимуществу из холста, которому с помощью гипса придавалась нужная форма. Потом они раскрашивались, делались прорези для глаз, рта, а сверху прикреплялся парик. Маски первоначально имели культовое значение, но в театре они были необходимы и потому, что женские роли исполнялись мужчинами, а главное, потому, что размеры греческого театра были огромны, вследствие чего живая мимика лица совершенно не была бы замечена зрителями. Маски обобщали состояние героя, маски указывали на него и делали его видимым. Актерам необходимо было также увеличить и свой рост: они надевали высокие кожаные сапоги на толстой подошве – котурны. Костюмы актеров соответствовали характеру постановок: для трагедий актеры облачались в длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, такой роскошный костюм походил на тот, что носили жрецы Диониса во время религиозных церемоний. Поверх длинного хитона надевался плащ. Комедии игрались в других масках, в коротких костюмах, нередко надевался кожаный фалл, накладные животы, горбы – все это придавало телу актера гротескные формы.

Информация о работе Театр в жизни древнегреческого полиса