Сверхъестественные существа и злые духи в традиционных мировоззрениях обских угров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:06, реферат

Описание

Целью данной работы является реконструкция одной из форм традиционных верований обских угров – представлений о сверхъестественных существах и злых духах.
Задачами:
- Изучение понятия « традиционное мировоззрение».
- Анализ материалов по категории злых духов: их внешнем виде, среде обитания, атрибутике, функциях, сущности и роли в традиционном мировоззрении коренного населения Западной Сибири.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие традиционных мировоззрений …………………………………..… 5
2. Особенности мировоззрения обских угров ………………………………….. 6
3. Злые духи и сверхъестественные существа в традиционных мировоззрениях обских угров ……………………………………………………………………… 9
Заключение ……………………………………………………………………… 15 Литература ………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ХМАО.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  заочного и дополнительного образования  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История Ханты-Мансийского АО»

на тему: «Сверхъестественные существа и злые духи

в традиционных мировоззрениях обских угров» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы З-3590

Пешеходова  А.А.

Проверила: преподаватель

Харина  Н.С.  
 

Ханты-Мансийск 20011

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение ………………………………………………………………………….. 3   

1. Понятие традиционных мировоззрений …………………………………..… 5

2. Особенности мировоззрения обских угров ………………………………….. 6

3. Злые духи и сверхъестественные существа в традиционных мировоззрениях обских угров ……………………………………………………………………… 9                            

Заключение ……………………………………………………………………… 15                                                                                          Литература ……………………………………………………………….……… 17                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       В истории человечества феномен культуры неизменно играл огромную роль. По существу, именно он, взятый в материальном и интеллектуальном воплощении, определяет грань между ассоциациями животного мира и подлинно человеческим обществом. Этот феномен изучается различными дисциплинами, в том числе историей и этнографией. В современном мире феномен культуры приобретает особое значение.

       В эпоху НТР культурное наследие представляет собой важный фактор сбалансированного развития человеческого общества. Традиции имеют исключительное значение для самосознания народа, определяют ценностные ориентации, нормы морали, быта и поведения.

       В современных условиях возрождения  России большое значение придается формированию историзма мышления и культурно-исторического самосознания. Наблюдается резкое усиление интереса к истории и культуре, и их роли в нашей жизни. Без видения специфики и сложности национальных общностей в современный период невозможно представить тенденции этнокультурных процессов, перспективы культурного развития народов.

       В конце 1980-х гг. среди народов Севера быстро оформилось и стало нарастать  движение за сохранение и возрождение  собственных национальных культур. Оно развивается в разных направлениях, и одно из них – усиленное внимание национальной интеллигенции к богатому культурному наследию предков. Вопрос о духовной культуре населения тайги едва ли не самый сложный  раздел в этнографии Сибири. Традиционные мировоззрения являются составной частью культуры народа. Типологически они подразделяются на фольклор, народные знания, верования и мифологию.

       У манси не было письменности до 30-х  годов XX столетия. Его истории, его  прошлое отразилось в фольклоре – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обычаях и обрядах.  
 Фольклор народа – это словесный документ. Он отражает историческую истину (иногда в несколько приукрашенном состоянии). Он является историей и летописью для народа, но повествует об исторических событиях без указания точной даты. В нем отражены и контакты между древними этносами, военные события, происходившими с соседними народами. Говорится и о древних миграционных путях предков манси. Фольклор отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи, характер и силу. 
 
В настоящее время остро встал вопрос о восстановлении и осмыслении сохранившихся частей традиционного мировоззрения коренного населения Сибири. Глубокие разрушения традиций обских угров шли начиная с христианизации и до наших дней. Традиционная культура отражала мир языком символов и метафор, ныне уже почти забытых и переосознанных.

       Целью данной работы является реконструкция  одной из форм традиционных верований обских угров – представлений о сверхъестественных существах и злых духах.

       Задачами:

      - Изучение понятия « традиционное мировоззрение».

      - Анализ  материалов по категории злых духов: их внешнем виде, среде обитания, атрибутике, функциях, сущности и роли в традиционном мировоззрении коренного населения Западной Сибири. 

          Серьезный вклад в изучение духовной и материальной культуры обских народов сделан исследователями В. Н. Чернецовым, К. Д. Носиловым, В.М. Кулемзиным, Н.В. Лукиной, Н.В. Исаковой и др. Их  работы с важными положениями и выводами основанны на данных музейных коллекций и полевых исследованиях. Авторами дается характеристика материальной  и духовной культуры, социальной организации и семейного быта обских угров. 
 
 

       1. Понятие  традиционных мировоззрений

       Чем дальше в глубь веков уходит древность, тем больший интерес к ней проявляется. Еще совсем недавно культуру обских угров представляли каким-то примитивным образованием, в котором отсутствовал более или мене строгий порядок. В далеком прошлом люди «как-то строили жилище, как-то шили одежду и добывали пропитание»1.

       Лишь  достижения археологии и этнографии последних десятилетий  несколько приближает нас к пониманию того, насколько сложными являлись древние культуры. Именно эта  сложность придавала им надежность, прочность и устойчивость. Любая культура имела черты общего и особенного.

       Прежде  всего, следует обратить внимание на то, что по сравнению с другими социальными субъектами этнические общности являются  основными создателями культурного фонда человечества, главными субъектами культуры. Кроме того, они исторически первые субъекты культуры, ибо первоначально культура человечества существовала только в виде культур локальных обществ – традиционных мировоззрений.2

       Философы  определяют мировоззрение как «конкретно-историческое  состояние и социально- практическую функцию сознания, выражающие наиболее общее отношение человека к действительности и обусловленные необходимостью целостного отношения мира».3

       Между философией и этнографией существует серьезное расхождение в толковании самого понятия  «мировоззрение».

       Традиционное  мировоззрение основывается на утверждении  анонимных стереотипов, имеющих  непреходящую для данной культуры ценность. Это продукт общественного творчества и уже потому оно апеллирует к  рядовому члену сообщества, оставаясь  доступными для всех, давая каждому шанс внести свой вклад в мифоритуальную картину мира.

       Из  поколения в поколение общество воспроизводило одни и те же мыслительные схемы, отображающие мир и место в нем человека. Складывается впечатление, что основу традиционного мировоззрения составляют вневременные, непреходящие ценности и установки.

       В Сибири природа и история определили жесткие пределы на пути прогрессивного развития общества. Но и здесь проявилась уникальная способность человеческой мысли создавать многое из малого, восполнять действительность и обеспечивать духовную жизнь общества, развиваясь относительно  независимо от экономических условий бытия. 

       Давно замечено, что взаимоотношения общества и природы глубоко диалектичны. Мягкий климат и природное изобилие не требуют от человека особенных усилий  для поддержания жизни, он берет то, что предлагает ему природа. В полярных областях природа, напротив, ставит людей в такие условия, когда максимум усилий направляется на выживание. И как следствие- культура жестко ограничена экологией, а любое нарушение чревато голодом, эпидемиями и бедствиями. Сложные процессы развития общества, помноженные на коэффициент природного воздействия, с трудом поддаются расшифровке.

       Культурная  модель аборигенов Сибири сложилась  еще в эпоху бронзы и развивалась лишь в частностях. Дело вовсе не в отсутствии творческого потенциала. Слишком был велик риск попытки внести в хозяйство  что-то новое, отказавшись от опыта предков. Поэтому ведущей, определяющей чертой древних мировоззрений можно считать их традиционность. Консервативны те  сферы мировоззрения, которые непосредственно «замыкаются » на природу. 

2. Особенности мировоззрения  обских угров

      Особенности мировоззрения обских угров заключаются в том, что в культуре хантов сохранился, и более того, активно работает древнейший пласт верований, не связанный с представлениями о духах. Суть его заключается в том, что сами предметы на определенной стадии развития наделяются теми или иными сверхъестественными свойствами. Живыми и способными оказывать влияние на человека (помогать, вредить) считались предметы, похожие на зверя, птицу, рыбу, человека и т.д. В древнейшие времена возник обычай бережно хранить, а также делать самим, такие предметы-амулеты.

      К древнейшему периоду относят  также тотемистические представления, предполагающие веру в родство группы родственников с каким либо животным. Отсюда формируются разного рода запреты на убийство животного, и формируются различные формы почитания зверя - то есть культ.

      Практически у всех коренных народов Сибири был развит культ медведя. В прошлом каждая хантыйская семья хранила в доме медвежий череп. Медведю приписывалась способность охранять человека от болезней, разрешать споры между людьми, подгонять лося к самострелу. Отношения между медведем и людьми добывшими его, раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Медведь выступает в двух ипостасях: как источник пищи и как родственник человека, его предок. Обряд распространен по сей день. Представления о медведе схожи у всех групп угров.

      Широко  распространено у хантов почитание лося. Лось – символ достатка и благополучия. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам.

      Огромным  почитанием пользовалась лягушка, которую  называли "между кочек живущая  женщина". Ей приписывается способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. У хантов существовал запрет отлавливать лягушек и использовать их в качестве насадки. Запрещалось есть щуку или налима, если в них находили остатки лягушки.

      Предки  хантов искали поддержку у деревьев. Пару растущих рядом деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.

      Много тысячелетий насчитывает почитание  огня. Особенно домашнего очага. У  хантов огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь предсказывает ближайшие события, разговаривая треском. Были особые специалисты, которые могли с ним общаться. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет порчу с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков хантов был одним из первых богов.

      Богами  были и фантастические человекоподобные существа. У иртышских хантов известна своей неограниченной властью богиня Санге, которая ассоциировалось со светом. У восточных хантов это - Анти-Пугос, а у северных - Калтащ. Первыми лучами солнца она посылает душу новорожденного и только благодаря ей происходит зачатие. Богиня отмеряет продолжительность жизни каждому человеку, ее золотой посох весь увешан нитями с узелками. Расстояние от узелка до посоха, это и есть длина жизненного пути.

Информация о работе Сверхъестественные существа и злые духи в традиционных мировоззрениях обских угров