Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание

Употребляя слово «культура», различные люди вкладывают в него разный смысл. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни, другие – отождествляют культуру с образованностью, третьи – объединяют культуру с нравственными, этическими нормами. Однако в действительности явление культуры гораздо более многогранно и богато, – оно поистине всеобъемлюще.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Употребляя слово «культура», различные люди вкладывают в него разный смысл. Одни под культурой  понимают ценности духовной жизни, другие – отождествляют культуру с образованностью, третьи – объединяют культуру с  нравственными, этическими нормами. Однако в действительности явление культуры гораздо более многогранно и богато, – оно поистине всеобъемлюще.

Поэтому в исследованиях  можно встретить самые разные представления о культуре. Исследователи  уже давно бьются над попыткой дать определение понятию «культура», которое бы удовлетворяло если не всех, то хотя бы большинство ученых.

Насчитывается более 500 определений  понятия «культура». Такое количество формулировок этого понятия свидетельствует  об объемности и разнообразии понятия  «культура».

Рассмотрим более подробно понятие «культура».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ КАК СОВОКУПНОСТИ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Понятие «культура» (происходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура» – природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

Со временем слово  «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством  которых было их человекотворное  происхождение. Соответственно и сам  человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека.

Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» – выработка правил поведения, «culture lingual» – совершенствование языка и т. д.

Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель  С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

В XVIII веке идеологи просвещения с помощью термина «культура» выражали идею культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.

В дальнейшем закрепилась более широкая трактовка культуры: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений и т. д. В узком смысле культура – это уровень отношений, которые сложились в коллективе, т.е. нормы поведения. Культура здесь выступает как форма передачи социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу и т.п.

Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого  бытия как реализацию творчества и свободы. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение человека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

С содержательной точки зрения под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно - исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.

В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения  оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей, некий исторически сложившийся эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.

Из всего вышесказанного следует, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике.

 

    1. Соотношение культуры и цивилизации

Понятие «цивилизация» (происходит от латинского civilis, что означает гражданский, общественный).

Понятия культуры и цивилизации связаны между собой, часто не различаются, воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, тем не менее между ними существуют и различия.

По времени слово «цивилизация» возникло гораздо позднее слова «культура», только в XVIII в. Первоначально оно подчеркивало превосходство развитых европейских стран над другими народами. В этом смысле цивилизация противопоставлялась дикости и варварству, означая высший этап развития человечества. Наиболее устойчивое употребление и широкое распространение понятие цивилизации получило во Франции, где оно использовалось в двух смыслах. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл был тесно связан с понятием культуры и означал совокупность определенных качеств человека: незаурядный ум, образованность, изысканность манер, вежливость.

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации сводится к трем основным.

1. Понятия цивилизации и культуры  выступают как синонимы, между ними нет существенных различий. В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

2. Между культурой и цивилизацией  обнаруживаются как сходство, так  и различия. Подобного взгляда,  в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель считавший цивилизацию базой культуры. В центре его внимания находится цивилизация, рассматриваемая через призму духовных явлений, главным из которых он считает ментальность.

3. Культура и цивилизация  противопоставляются друг другу. Примером в этом плане может служить теория немецкого философа О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы». Согласно этой теории, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший город за деревней и задушевным детством». Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, превращая людей в безликие существа. Книга Шпенглера имела огромный успех. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения. Особой критике подверглась идея неизбежной и близкой гибели Запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КУЛЬТУРА КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА: КУЛЬТУРА КАК ТРАДИЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.

Культура представляет собой многофункциональную систему.

Главная функция культуры - человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. На это обратил еще в XIX веке русский писатель Иван Тургенев: «Дикарь каменного периода, начертавший концом кремня на приспособленном обломке кости медвежью или лосиную голову, уже перестает быть дикарем, животным».

Функцию трансляции социального  опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или  информационной. Культуру по праву  считают социальной памятью человечества. Она выражена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и других. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к потере социальной памяти.

Познавательная функция  связана со способностью культуры концентрировать  социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная функция  культуры связана прежде всего с  определением различных сторон, видов  общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих  знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.

Ценностная, или аксиологическая  функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как  система ценностей формирует  у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

 

2.1 Диалогичность культуры

Британский ученный  Тойнби, исследующий всемирную историю, пришел к выводу, что до ХХ в. у человечества не было общей истории. Тибетская, китайская, европейская цивилизации жили, не зная о существовании друг друга.

В ХХ в. ситуация изменилась. Это произошло благодаря стремительному развитию средств коммуникации, и события, произошедшие в какой-то стране, немедленно находят отклик во всем мире. У человечества появилась одна история. Но это не означает, что вместе с общей судьбой цивилизации все получили общую культуру. Культуры тесным образом взаимодействуют с друг другом.

Каждая культура уникальна, самоценна и самобытна, у нее  есть черты, присущие только ей, и черты, сходные с другими культурами. Различия между культурами – один из источников многообразия исторического процесса. Их источники  следует искать в исторических условиях формирования культур, в особенностях общественной жизни той или иной национальной общности, ее взаимосвязи с природой. Именно в этом кроется уникальность и неповторимость каждой культуры, и эта незаменимость определяет необходимость бережного отношения к ней. Однако избежать процесса взаимосвязи разных культур невозможно. Уже в античности можно встретить проникновение одной культуры в другую. Так, культура Древнего Рима впитала в себя культуры многих завоеванных народов. Взаимообогащение культур может происходить как в рамках одного многонационального государства, так и в рамках всего человечества. Научно-технический прогресс, развитие образования и средств коммуникаций способствуют интернационализации культуры и общественной жизни. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Интернационализация встречает сильное сопротивление там, где ее насаждали насильственно. Так, страны, недавно освободившиеся от колонизации, стремятся вернуться к родной культуре и высвободиться от засилья западной культуры. Также обостряются проблемы культуры малочисленных народов. У многих народов Севера нет своей письменности, поэтому родной язык постепенно забывается в процессе общения с другими народами. Таким образом, их культура находится на грани исчезновения. Но все проблемы, возникающие в процессе взаимодействия разных культур, можно решить благодаря диалогу культур. Важное условие – это должен быть диалог «равных и разных» культур. В противном случае одна культура начнет адаптироваться к другой и может исчезнуть. Положительным примером диалога культур может служить Швейцария, в которой существует несколько государственных языков, и они легко уживаются друг с другом. Для того чтобы культуры не обособились друг от друга и их взаимосвязи приносили только положительные результаты, необходимо общение разных культур. Поэтому при диалоге культур важен культурный обмен, при котором создаются общечеловеческие ценности, нравственные и этические нормы, в первую очередь такие как гуманизм, милосердие, сострадание. Можно даже сказать, что без диалога культур невозможно было бы общение между людьми разных цивилизаций, и человечество никогда бы не достигло того уровня развития, которого достигло сейчас.

Информация о работе Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности