Становление и развитие учреждений культуры для детей и подростков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание

В выступлении на церемонии открытия Года учителя наш Президент Дмитрий Медведев рассказал о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в которой подчеркнул: «Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы».
Система учреждений культуры и искусства возникла в конце XIX начале ХХ веков из внешкольной работы. В период становления системы учреждений культуры возникало множество коренных преобразований и противоречий. Сейчас учреждения культуры и искусства для детей и подростков активно развиваются, но начало этому развитию было положено именно в первые годы ХХ века.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..………3
I. Становление и развитие учреждений культуры для детей и подростков в России с 1900 по 1940 годы…………..…….………………………………….…5
II. Учреждения культуры для детей и подростков в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время……….….……………………...10
III. Особенности развития учреждений культуры для детей и подростков в период с 1990 года по настоящее время…………..............................................14
Заключение………………………………………………………………….…....18
Список литературы………………………………………………………….…...20

Работа состоит из  1 файл

курсовая Левиной Д. последний вариант от 6 июня.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Факультет социально-культурной деятельности

Кафедра теории и методики социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

Левина Дарья  Владимировна

студентка группы 09-331(з)

заочной формы обучения

«Становление  и развитие учреждений культуры для  детей и подростков в России»

(курсовая работа)

 

 

 

 

Научный руководитель:

Панова Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель

 

 

 

 

Москва, 2010

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………….……..………3

I. Становление и развитие учреждений культуры для детей и подростков в России с 1900 по 1940 годы…………..…….………………………………….…5

II. Учреждения культуры для детей и подростков в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время……….….……………………...10

III. Особенности развития учреждений культуры для детей и подростков в период с 1990 года по настоящее время…………..............................................14

Заключение………………………………………………………………….…....18

Список литературы………………………………………………………….…...20

 

Введение

В выступлении на церемонии  открытия Года учителя наш Президент  Дмитрий Медведев рассказал о  национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в которой  подчеркнул: «Новая школа – это  центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы».

Система учреждений культуры и искусства возникла в конце XIX начале ХХ веков из внешкольной работы. В период становления системы учреждений культуры возникало множество коренных преобразований и противоречий. Сейчас учреждения культуры и искусства для детей и подростков активно развиваются, но начало этому развитию было положено именно в первые годы ХХ века.

Развитие учреждений культуры для детей и подростков сегодня обретает особое значение и выдвигает эти учреждения на ответственные рубежи организации досуга молодёжи. Учреждения культуры обладают большим потенциалом для комплексного поэтапного развития личности, воспитания культурных и духовных ценностей ребёнка, нуждающегося в культурном досуге и отдыхе.

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение закономерностей развития учреждений культуры для детей и подростков, опыта их работы в прошлые годы позволит применить этот опыт на современном этапе социально-культурной деятельности и использовать его в будущем для достижения наилучших результатов.

Объектом исследования являются учреждения культуры для детей и подростков в России.

Предметом исследования является процесс становления и развития учреждений культуры для детей и подростков в России.

Цель работы – рассмотреть процесс становления и развития учреждений культуры для детей и подростков в России.

Задачи:

  1. Выявить особенности становления и развития учреждений культуры для детей и подростков в России с 1900 по 1940 годы.
  2. Определить условия развития учреждений культуры для детей и подростков в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.
  3. Рассмотреть процесс развития учреждений культуры для детей и подростков в период с 1990 года по настоящее время.

При написании курсовой работы были применены следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация, метод сравнительно-исторического анализа исторических и документальных источников.

 

I. Становление и развитие учреждений культуры для детей и подростков в России с 1900 по 1940 годы

На рубеже XIX-XX веков было отмечено расширение сети образовательных учреждений в сфере досуга, культуры и искусства: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими семьями и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупную социальную прослойку в среде городского населения. В конце XIX - начале XX веков в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа.

В последней трети XIX века в России стали создаваться учреждения культуры и искусства для детей и подростков. Первыми появились детские библиотеки, которые создавались по инициативе общественности, на средства педагогических и культурно-просветитительских обществ, частных лиц (библиотека Бередниковой в Москве, Детская библиотека в Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Кишинёве, Одессе и др.).

В 1905 г. С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко  открыли в Москве клуб для детей. Здание для клуба было построено  по проекту А.У.Зеленко.

Созданные в Москве в районе Бутырской  слободы и Марьиной рощу детские  клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для  приходящих детей». На базе приюта было организовано культурно-просветительное  общество «Сетлемент».

Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования.

Первое десятилетие XX века в России отмечено крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война, внесли существенные коррективы в процесс развития учреждений культуры и искусства, изменили их содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв общества привилегий. Национализация затронула сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства.

После победы Октябрьской революции  повсеместно начали создаваться  самостоятельные детские библиотеки, как библиотеки социалистического типа. Одним из инициаторов организации детских библиотек была Н. К. Крупская. Она разработала принципы библиотечного обслуживания детей, отбора книг, связи детских и школьных библиотек.

 Первый передвижной театр  для детей появился в Петрограде  в 1918 г. В это же время  в Саратове был создан «Бесплатный  для детей школьный театр имени  вождя рабоче-крестьянской революции В.И. Ленина». В Москве первый государственный детский театр был открыт в 1920 г.

Первое советское учреждение по экскурсионно-туристской работе с детьми — Бюро школьных экскурсий при  Наркомпросе РСФСР — было создано  в Москве в 1918 и затем преобразовано в Центральную опытно-показательную экскурсионную базу Наркомпроса, на основе которой в 1932 открылась первая Центральная детская экскурсионно-туристская станция.

В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской  войны и начавшегося после неурожая 1921 года голодом,  государство вынуждено было перевести учреждения искусства на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности.

  С созданием СССР начинается культурно-просветительная работа в обществе, что включало в себя систему мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию детей и подростков, политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. Культурно-просветительская работа является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола.

Под термином «культурно-просветительская работа» понимают направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает культурно-просветительская деятельность в работе музеев, кинотеатров, театров и других учреждений культуры. В широком смысле понятием «культурно-просветительская работа» охватывается любая организованная деятельность вне учебных заведений, способствующая культурному росту человека.

В СССР государственные  и общественные, организационные  и инструктивно-методические учреждения по внешкольной работе с детьми и  подростками (учащихся всех классов средней школы) работали в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской организациями, решая вместе с ними задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Различали внешкольные учреждения общего типа, осуществляющие работу с детьми и подростками в различных областях науки, техники, культуры, спорта и туризма, - дворцы и дома пионеров и школьников, детские секторы профсоюзных дворцов культуры и клубов, детские парки и другие. К внешкольным учреждениям в широком смысле относили также детские библиотеки, театры и кинотеатры для детей.

В 1922 году губернские власти начинают финансировать культурно-досуговые учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки.

С 1923 года стали создаваться дома пионеров. Первые из них были открыты  в 1923 – 24 гг. в Бауманском и Фрунзенском  районах Москвы. Их создание было связано  с организацией пионерских отрядов. В 30-е гг. Дворцы и дома пионеров и школьников организованы в Ленинграде, Свердловске, Тбилиси, Киеве, Иркутске, Харькове и других городах и районах страны. Дворцы и дома пионеров стали организационными и методическими центрами пионерского движения. Они стали многопрофильными центрами развития детского творчества, организации детского досуга, развития межшкольных связей.

В 1920-е гг. создаются театры во многих городах страны: Театр для детей  в Харькове (1920, ныне ТЮЗ им. М. Горького во Львове), Московский театр для детей (1921, ныне Центральный детский театр), Ленинградский театр юных зрителей (1922), Киевский театр для детей (1924, ныне ТЮЗ им. Ленинского комсомола), Московский театр юного зрителя (1924). Советский детский театр складывался при активной поддержке и прямом содействии первого народного комиссара просвещения А. В. Луначарского (он возглавлял директорию 1-го Государственного театра для детей, Москва, 1920). Большой вклад в дело становления и развития детский театр внесли его первые деятели и руководители - А. А. Брянцев, Н. И. Сац, Ю. М. Бонди, Г. Л. Рошаль, А. И. Соломарский, С. Я. Городисская, А. А. Такаишвили, Г. И. Шагаев и др.

 C 1929 года стали появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры.

В городах один за другим открывались  кинотеатры, или, как они тогда назывались, синематографы. В 1918 был выпущен первый фильм для юных зрителей. С 1924 началось регулярное производство детских фильмов. Были открыты детские кинотеатры, началась кинофикация школ, создан научно-методический киносектор при Центральном доме художественного воспитания детей в Москве (в 1931), на студии «Союзкинохроника» (Москва) стал выходить ежемесячный киножурнал «Пионерия» (по инициативе режиссёра А. А. Ованесовой).

Ещё одним видом учреждений культуры стали детские парки, которые организовывали  досуг детей. В 1928 г. в Москве был заложен Центральный парк культуры и отдыха (ныне ЦПКО им. А.М. Горького).

Внешкольные учреждения функционировали круглогодично. Внешкольная работа организовывалась как на базе самих внешкольных учреждений, так и за их пределами: по месту жительства, в детских парках, в пионерских лагерях и т.д.

Таким образом, в период с 1900 по 1940 годы  начинают формироваться и развиваться учреждения культуры для детей и подростков. Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования. Первыми учреждениями культуры становятся: детские библиотеки, детские клубы, детские экскурсионно-туристские станции, детские театры. С созданием СССР началась культурно-просветительная работа в обществе. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки. С 1923 года стали создаваться дома пионеров. Открывались кинематографы, детские парки, пионерские лагеря.

 

 

II. Учреждения культуры для детей и подростков в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и  унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием для всех сфер народного хозяйства. Она отразилась и на культурно-досуговых учреждениях, которые даже в годы Великой Отечественной войны продолжали работу с детьми и подростками.

С началом войны резко  сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй половине 1941 года количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось на половину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военный госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народно-хозяйственных задач военного времени.

 Основным содержанием работы  домов культуры, клубов, библиотек,  музеев, изб-читален было разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Информация о работе Становление и развитие учреждений культуры для детей и подростков в России