Содержание понятий «эволюционная школа» и «эволюционное учение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:27, реферат

Описание

Цель работы: рассмотреть теорию эволюции Джона Мак-Леннана в рамках изучения классического эволюционистского направления в социальной антропологии.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятия «эволюционное учение», «эволюционная школа» их содержательную сторону.
Изучить теорию эволюции Ч. Дарвина для дальнейшего рассмотрения темы работы.
Познакомиться с теорией Дж. Мак-Леннана, классическим эволюционистским направлением.

Содержание

Введение 2

Глава I. Содержание понятий «эволюционная школа» и «эволюционное учение» 3

Глава II. Теория эволюции Чарльза Дарвина 5

Глава III. Классическое эволюционистское направление, теория Дж. Мак-Леннана 7

Заключение 9

Список используемой литературы 11

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение                                                                                                             2

 

Глава I.  Содержание понятий «эволюционная школа» и «эволюционное учение»                                                                                                                3

 

Глава II. Теория эволюции Чарльза Дарвина                                                 5

 

Глава III. Классическое эволюционистское направление, теория Дж. Мак-Леннана                                                                                                                7

 

Заключение                                                                                                        9

 

Список используемой литературы                                                               11

 

 

Введение

 

Теория эволюции завладела  умами многих ученых, которые начали применять ее ко всем отраслям знания, вплоть до истории (Маркс) и психологии (Фрейд). Со дня появления теории эволюции прошло уже почти полтора столетия, и за это время дискуссия эволюционировала, адаптировалась, видоизменялась, но по-прежнему не прекращалась. На сегодняшний день существует множество точек зрения по поводу эволюционистской теории. В этом я вижу актуальность данной работы, так как однозначного ответа на данный вопрос нет.

Цель работы: рассмотреть теорию эволюции Джона Мак-Леннана в рамках изучения классического эволюционистского направления в социальной антропологии.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятия «эволюционное учение», «эволюционная школа» их содержательную сторону.
    2. Изучить теорию эволюции Ч. Дарвина для дальнейшего рассмотрения темы работы.
    3. Познакомиться с теорией Дж. Мак-Леннана, классическим эволюционистским направлением.

В атмосфере живейшего  интереса к жизни народов в  условиях других культур почти одновременно в Германии, Франции, Австрии, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры.

Основные черты этого подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида.

 

Глава I. Содержание понятий «эволюционная школа» и «эволюционное учение»

 

Эволюционная школа – это направление, сложившееся в период становления этнографической науки (2-я пол. XIX в.) под влиянием эволюционного учения.

Главными представители эволюционной школы - Дж. Леббок, Дж. Мак-Леннан, Э. Тайлор, Дж. Фрейзер в Великобритании, А. Бастиан, В. Вундт, Ю. Липперт в Германии, Л. Г. Морган в США, Д. H. Анучин, M. M. Ковалевский, Xaрузины, Л. Я. Штернберг в России. Универсальным законом общественного развития они считали эволюцию культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации. Прогрессивная идея о культурном единстве человечества и использование фактов этнографии (а также мифологических, археологических и других исторических источников) для реконструкции первобытной истории сочетались у эволюционистов с неверным убеждением о полном тождестве исторических путей разных народов.

Эволюционисты рассматривали историю  как сумму независимых эволюции единичных элементов культуры и социальной структуры. Большинство из них исходило не из материалистического понимания общих законов человеческой истории, но из идеалистического тезиса о "психическом единстве" человечества и его "элементарных идей" (Бастиан) и т. п., лежащих в основе всякой культуры. К материалистическому объяснению истории приблизился Морган, рассматривавший общественный прогресс в связи с развитием средств существования; его труды (наряду с работами других эволюционистов) были использованы классиками марксизма при создании подлинной научной концепции первобытной истории.

Эволюционное учение - комплекс знаний об историческом развитии (эволюции) живой природы. Эволюционное учение занимается анализом становления адаптации (приспособлений), эволюции индивидуального развития организмов (онтогенеза), факторов, направляющих эволюцию, и конкретных путей исторического развития (филогенеза) отдельных групп организмов и органического мира в целом. Основу эволюционного учения составляет эволюционная теория. К эволюционному учению относятся также концепции происхождения жизни и происхождения человека.

История эволюционного учения рассматривает первые представления о развитии жизни, содержащиеся в трудах Эмпедокла, Демокрита, Лукреция Кара и других античных философов, носили характер гениальных догадок и не были обоснованы биологическими фактами. В XVIII в. в биологии сформировался трансформизм — учение об изменяемости видов животных и растений, противопоставлявшееся креационизму, основанному на концепции божественного творения и неизменности видов. Виднейшие трансформисты 2-й пол. XVIII и 1-й пол. XIX вв.— Ж. Бюффон и Э. Ж. Сент-Илер во Франции, Э. Дарвин в Англии, И. В. Гёте в Германии, К. Ф. Рулье в России — обосновывали изменяемость видов главным образом двумя фактами: наличием переходных форм между близкими видами и единством плана строения организмов больших групп животных и растений. Однако они не рассматривали причин и факторов изменения видов.

Развитие генетики позволило понять механизм возникновения неопределённой наследственной изменчивости, предоставляющей  материал эволюции. В основе этого  явления лежат стойкие изменения  наследственных структур — мутации. Мутационная изменчивость не направлена: вновь возникающие мутации не адекватны условиям окружающей среды и, как правило, нарушают уже существующие адаптации. Для организмов, не имеющих оформленного ядра, мутационная изменчивость служит основным материалом эволюции. Для организмов, клетки которых имеют оформленное ядро, большое значение имеет комбинативная изменчивость — комбинирование генов в процессе полового размножения.

Элементарной единицей эволюции является популяция. Относительная обособленность популяций приводит к их репродуктивной изоляции — ограничению свободы скрещивания особей разных популяций. Репродуктивная изоляция обеспечивает уникальность генофонда — генетического состава каждой популяции — и тем самым возможность её самостоятельной эволюции. В процессе борьбы за существование проявляется биологическая разнокачественность составляющих популяцию особей, определяемая комбинативной и мутационной изменчивостью. При этом часть особей гибнет, а другие выживают и размножаются. В результате естественного отбора вновь возникающие мутации комбинируются с генами уже прошедших отбор особей, их фенотипическое выражение меняется, и на их основе возникают новые адаптации. То есть, именно отбор является главным движущим фактором эволюции, обусловливающим возникновение новых адаптаций, преобразование организмов и видообразование.

Отбор может проявляться в разных формах: стабилизирующий, обеспечивающий сохранение в неизменных условиях среды  уже сформировавшихся адаптации, движущий, или ведущий, приводящий к выработке новых адаптаций, и дизруптивный, или разрывающий, обусловливающий возникновение полиморфизма при разнонаправленных изменениях среды обитания популяции.

В современном эволюционном учении представление о факторах эволюции обогатилось выделением популяции как элементарной единицы эволюции, теорией изоляции и углублением теории естественного отбора.

 

Глава II. Теория эволюции Чарльза Дарвина

 

Истинные факторы эволюции вскрыл Ч. Дарвин, тем самым, создав научно обоснованную эволюционную теорию, которая изложена в книге «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», 1859. В этой монографии Дарвин утверждал, что формы жизни являются результатом не творческой деятельности разумного Творца, а изменчивости, наследственности и естественного отбора. С появлением эволюционной теории тот пробел, который раньше заполняла собой вера в Создателя, мог быть заполнен научными объяснениями.

Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются: неопределённая изменчивость — наследственно обусловленное разнообразие организмов каждой популяции любого вида, борьба за существование, в ходе которой гибнут или устраняются от размножения менее приспособленные организмы, и естественный отбор — переживание более приспособленных особей, в результате которого накапливаются и суммируются полезные наследственные изменения и возникают новые адаптации.

Ламаркизм и дарвинизм в трактовке  эволюции диаметрально противоположны: ламаркизм эволюцию объясняет адаптацией, а дарвинизм адаптацию — эволюцией. Кроме ламаркизма, существует ещё ряд концепций, отрицающих значение отбора, как движущей силы эволюции. Развитие биологии подтвердило правильность дарвиновской теории. Поэтому в современной биологии термины «дарвинизм» и «эволюционное учение» часто употребляются как синонимы.

Таким образом, Дарвин впервые построил теорию эволюции. Это имело большое методологическое значение и позволило не только наглядно и убедительно для современников обосновать идею органической эволюции, но и проверить справедливость самой теории эволюции. Это была решающая фаза одной из величайших концептуальных революций в естествознании. Самым главным в этой революции была замена теологической идеи эволюции как представления об изначальной целесообразности моделью естественного отбора. Несмотря на ожесточенную  критику, теория Дарвина быстро завоевала признание благодаря тому, что концепция исторического развития живой природы лучше, чем представление о неизменности видов, объясняло наблюдаемые факты.

Для обоснования своей  теории Дарвин в отличие от своих  предшественников, привлек огромное количество доступных ему фактов из самых разных областей. Выдвижение на первый план биотических отношений и их популяционно-эволюционная интерпретация была важнейшим новшеством дарвиновской концепции эволюции и дает право на заключение, что  Дарвин создал свою  концепцию борьбы за существование, принципиально отличную от идей предшественников. Учение Дарвина об эволюции органического мира было первой теорией развития, созданной «естественно историческим материализмом в недрах естествознания, первым применением  принципа развития к самостоятельной области естественных наук». В этом общенаучное значение дарвинизма.

 

Глава III. Классическое эволюционистское направление, теория Дж. Мак-Леннана

 

Одним из первых создал эволюционную концепцию культур А. Бастиан (1826—1905. Его центральный труд "Человек в истории" (1860) имеет подзаголовок "К обоснованию психологического мировоззрения". Книга состоит из трех томов, названия которых много говорят об особенностях его концепции культур ("Психология как естественная наука"; "Психология и мифология"; "Политическая психология"). Автор использует психологический метод в исследовании культур и человеческого духа.

Единством человеческой психики обусловливается единство человеческой культуры. Каждый народ  порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые положения, побуждающие к новым формам деятельности.

Естественно-научный  метод А. Бастиана состоял в психологической  интерпретации клеточной теории. "Клетки" или "измерительные единицы" были у Бастиана "элементарными идеями". По его мнению, они лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое конкретно проявлялось в различных провинциях земного шара в виде "этнических идей" более высокого уровня организации, чем "элементарные идеи". Он стремился свести все многообразие явлений культур к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляла его теоретическую конструкцию.

В те же годы опубликовал свои работы Т. Вайц (1821—1864). Его шеститомная "Антропология естественных народов" (1858—1872) была посвящена созданию новой науки, которая должна была бы объединить антропологические, психологические и культурно-исторические подходы к анализу культур. Важнейшей задачей новой науки Вайц считал изучение психических, моральных и интеллектуальных способностей людей. Он отвергал идею прямого влияния географической среды на культуру людей и исходил в своих исследованиях из идеи единства человечества.

Английский ученый Дж. Мак-Леннан (1827—1881) делал акцент в  своих исследованиях на брачно-семейных отношениях как стороне культуры. Большую известность получила его  книга "Первобытный брак" (1865). Он привлек внимание ученых мира к  любопытным особенностям обычаев, существовавших в различных культурах: брак через похищение, экзогамию (запрещение брачно-семейных отношений внутри кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Достаточно непривычным для европейцев казался обычай иметь одной женщине нескольких мужей. Мак-Леннан выделял два типа полиандрии: "наирский тип", когда мужья женщины не родственны между собой, и "тибетский тип", где они являются родными братьями. Именно распространением этого обычая Мак-Леннан объяснял женский счет родства. 

Не был чужд английский исследователь теоретическим построениям  эволюционистского характера, сделав основной акцент на единстве человеческой культуры, на сходстве "семей человечества", которое намного превышало их различия. В 1870 г. вышла еще одна работа Мак-Леннана "О почитании животных и растений", послужившая первичным импульсом к изучению первобытных форм религии, прежде всего тотемизма.

Информация о работе Содержание понятий «эволюционная школа» и «эволюционное учение»