Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

 17. Христианская культура. 
Господство христианства в мире сопровождалось развитием величайшей в мире культуры, которая справедливо должна называться христианской культурой, так как все это утончение внутренних отношений, приспособление общества к потребностям человека, развитие прав личности, так же как небывалое дотоле овладение силами природы и разностороннее украшение жизни - все это было выращено влиянием христианства.

2. Материальная культура. 
Создание материальной культуры и внешнее украшение жизни, конечно, не входят в непосредственные цели христианства, а высшая аскетическая точка зрения видит даже в утонченностях жизни противоречие со стремлением к жизни духовной, составляющей прямую цель христианства. Но высшая аскетическая точка зрения, будучи сама по себе совершенно правильною, не дает всеобще-обязательного режима. Земная фаза нашего существования протекает в условиях материальной природы, которая имеет свои законные требования, не исключаемые задачами веры и спасения души. Идея Царствия Божия, поскольку она развивается в земной жизни, требует лишь подчинения материальных потребностей духовным потребностям, требует, чтобы основной целью жизни было душевное спасение и чтобы второстепенные цели, создаваемые потребностями земной природы, не заглушали своими приманками того, что есть главная задача.

3. Высшая утонченная  общественность. 
Между тем основные задачи личности и взаимные отношения между людьми, предписываемые христианством, таковы, что при соблюдении их сама собою вырастает высшая утонченная общественность. Религия указывает известные обязанности к семье, к ближним, требует обуздания своекорыстия и жадности, клеймит эксплуатацию человека человеком, предписывает людям взаимную помощь, с особенным вниманием к слабому: все это создает обстановку в высшей степени благоприятную для успешности труда, для поднятия уровня общего благосостояния, для воспитания человека как работника и устроителя общества. Требование справедливости и заботы о всех дает толчок усовершенствованию общественной организации. Понятие о власти как учреждении божественном, имеющем миссией обслуживать общее благо, создает со стороны народа повышенные требования к государственности и в самих носителях власти воспитывает стремление быть соответственными поставленному для власти идеалу. Так вырастает облагороженная государственность, на которую Церковь отбрасывает свет своей религиозной идеи.

4. Человеческое достоинство. 
Главное воздействие на культурность общества христианство оказало высоким понятием о личности человека вообще. Человеческое достоинство вырастало до чрезвычайности, и с этим общество и государство должно было считаться. Между прочим, одинаковое достоинство природы, одинаковое во всех людях искание богообщения приводило к тому, что и в общественных отношениях являлся принцип равенства. Но, с другой стороны, вводя в общественную жизнь сознание равенства всех на главнейшей стороне жизни - религиозной, христианство не было эгалитарным, и это вытекало из самого религиозного принципа. Действительно, хотя человеческое достоинство одинаково, но дары личности различны, и истинная жизнь складывается не всеобщей уравнительностью, но всеобщим гармоническим взаимослужением и взаимоподчинением. Не эгалитаризм (уравниловку) приносило с собой христианство, а солидарность. Отсюда является и дисциплина, не имеющая ничего обидного, так как она во всех взаимоотношениях обоюдна и, сверх того, связана с внутренним стремлением каждого к самоограничению.

5. Личность свободна  но без злоупотреблений. 
Личность по-христиански, безусловно, свободна, но если она имеет в виду жить по-христиански, стремиться к спасению - она должна быть проникнута самоограничением: жить как свободная, но не как злоупотребляющая свободой. В действии под влиянием порывов страсти и корыстного пожелания нет свободы: это есть погружение в рабство страсти и внешней приманки. Свобода, таким образом, сама дает основание дисциплины. С другой стороны, внешний орган власти и дисциплины не имеет самодовлеющей, произвольной силы, но представляет служение по божественной делегации. На таких основаниях, которые, под давлением духа христианства, налагали свою печать на общественные и государственные отношения, строилось общежитие, где развивалась личность очень высокая, самостоятельная, полная внутреннего сознания прав и обязанностей.  
Это было прочным основанием культурного развития.

6. Нравственное усовершенствование  и познание. 
Должно прибавить, что человек, по христианскому воззрению, имеет в мире такие задачи, которые его влекут к познанию. Не только нравственное усовершенствование, но и познание имеет религиозный характер, ибо оно имеет отношение к общению с Божеством. Без Откровения человек не может отыскать Бога, но необходимость искания не уничтожается Откровением. "Бог, - говорит ап. Павел, - произвел людей для того, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли" (Деян. 17:27). Ибо "невидимое Его, вечная сила Его и Божество - от создания мира чрез рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20). Небрежение к этому рассматриванию даже составляло бы вину человека. С другой стороны, принимание твари за Творца есть начало религиозных заблуждений. Таким образом, известное знание природы становится необходимым для того, чтобы суметь выделить Творца из Его творения, и понять божественность Творца из того, что не есть Он.

7. Незнание отвлекает  от Бога. 
Без сомнения, потребность знания для веры не одинакова у людей. Но вообще для человечества знание необходимо. По недостатку знания существовало и существует множество суеверий, которые в основе своей всегда имеют ложное представление о твари и вследствие этого принимают за божественное то, что в действительности есть явление тварное. Например, в аскетической практике язычников многие упражнения, почитаемые за общение с Богом, приводят лишь к общению с разнородными силами природы. Таким образом, незнание прямо способно отвлекать от Бога.

8. Приобретение знаний. 
Тут самые религиозные предпосылки поощряют человека идти на приобретение знания. Действительно, в данном, например, случае человек обязан различать границу между божественным и тварным. Естество есть область необходимости, в ней нет свободы, нет ответственности, нет греха, нет и добродетели. Область духа, элемента божественного, напротив - свободна; жизнь духа совершается по произволению, вследствие чего в ней есть и грех, и святость, есть ответственность. Жизнь эта - духовная, религиозная - совершается лишь в области духа. Было бы духовной гибелью допустить, чтобы естество подчинило нас из-за того, что мы его примем ошибочно за Божество. Поэтому с религиозной точки зрения нам важно знать законы естества и сферу их действия, для того чтобы уметь разграничить и в самом себе область естественную, следующую по законам необходимости, и область духовную, и не отдать под власть естества никакой части удела духа, не принять по ложным признакам области естества за область духа. Только в этом случае человек может ясно усмотреть свой путь к Богу.  
Эти соображения, сами собою вытекающие из христианской веры, уполномочивают человека на испытание природы во всей широте и глубине. То же относится и к философии как выяснению законов бытия, жизни и ее частных явлений.

9. Содержание религиозного  учения поощряет познание. 
Конечно, в христианском мире далеко не всегда относились с таким уважением к свободе научного исследования. Очень часто сами служители религии взглянули бы на такую свободу как на ересь и погибель человека. Но одно дело - узость и невежество в понимании духа своей веры, и другое - действительное содержание этой веры. Человек, вдумывающийся в свою христианскую веру и имеющий стремление к познанию не мог не почувствовать себя свободным идти к знанию, что бы ни говорили ему невежественные фанатики псевдодогмата. В христианском мире так и было. Содержание религиозного учения было слишком ясно, оно уполномочивало на искание познания и даже поощряло к этому. И потому-то христианская эпоха сделалась эпохой величайшего развития науки во всех ее сферах, ибо немыслимо разграничить в познании что-либо недозволенное от дозволенного. Если наука есть дело также Божие, то в ней дозволена вся область, доступная человеческому уму.  
Это огромное и постоянно растущее познание, углубляющееся и в силы природы, и в человеческую психику, и в законы общественности и истории, необычайно расширило наше обладание силами природы и уменье ими пользоваться. Вследствие этого являлось, как неизбежное последствие, применение всей области познанного к потребностям людей. А из этого проистекало то обстоятельство, что, при полном памятовании бренности всего земного и искании жизни вечной, христиане получали средства и в этой земной жизни устраиваться по высокому уровню общественности и культурности, со всеми их атрибутами: наукой, искусством, техникой, построением общественности на соединении свободы и порядка, со стремлением к всеобщему праву и благосостоянию и т.д.

10. Неверующие пожинают  плоды христианства. 
Противники христианства любят говорить, что различные стороны культуры развились главным образом в такое время, когда руководство общественностью было захвачено людьми, отпавшими от христианства. Но ведь они пожинали то, что было засеяно и взращено христианством. Христианство создало тот человеческий материал, на свойствах которого стало возможно воздвижение этой высокой культуры.

17 Католическая церковь, католицизм —одно из христианских вероисповедований, наряду с православием и протестантизмом. Католицизм как христианское вероучение и католическая церковь как организация окончательно определились после разделения общехристианской церкви на восточную и западную (1054). Основные положения, отличающие католицизм от православия и католическую церковь от православной — нашли свое выражение в догматах, обрядах, в организации и дисциплинарных правилах духовенства и в канонах.КАТОЛИЦИЗМ, еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию.Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия:Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (“филиокве”); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною (“дэ иммакулата концепционэ”); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения (“экс катэдра”); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия.Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви — Иисуса Христа — и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия.Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян “причащение” одними “освященными облатками”; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое “приседание”; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия.Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи (“благотворительность”); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает “правоверие” благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет “не победить, а приобрести братьев” по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия.Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие — не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка — были явлениями нездоровыми.Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями — власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной)Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм — к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о “предписанном”, “запрещенном”, “позволенном”, “простительном” и “непростительном”. Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания.И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда.

18 Начнем с уточнения  терминологии. Культура – это мир, пространство ценностей рукотворного происхождения, рожденного в результате творческого акта человека.В отличие от мира, сотворенного Богом – Творцом и Создателем, к каковому относится Вселенная. Солнечная система, планета Земля и всесущее на ней, включаяприроду и человека. Связь человека с Богом осуществляется в религии. т.е. в культе . Культура неразрывно связана с культом, и не случайно – это однокоренные понятия. Русская культура – результат творчества русского народа. Она тесно связана с Православием, пронизана его смыслом и пафосом.

В недрах культуры возникают  так называемые архетипы, т.е. запечатленные  в генетической памяти народа (на уровне подсознания) поведенческие стереотипы, менталитет нации. В пространстве культуры формируется национальный характер, претворяется самобытныйдуховно-этнический лик народа.В органическом сплаве культурного и религиозного сознания прорастает мировосприятие национальное , оно включает в себя память о всей совокупности усвоенных идеалов и творческого опыта народа, включая и государственно-политическую историю, социально-экономические, идейные и художественные ценности.Представляется необходимым уточнить и понятие национализма. Понятия "национального сознания", "национального менталитета", "национализма" очень близки. Формулируя кратко, с опорой на русское социально-философское наследие, можно утверждать. что национализм является высшей формой духовно-политического, исторического иэтно-культурного самосознания народа, служит сосредоточенным, идейно оформленным выражением солидарных интересов нации. Крупнейшими идеологами русского национализма были – в Х1Х веке славянофилы, включая Пушкина, Гоголя,Достоевского, в ХХ веке это М.О.Меньшиков, И.А.Ильин, современный исследователь А.Н.Севастьянов, В идеале человек. народ должны стремиться к синтезу. симфонической гармонии религии, культуры и национализма. В этом единстве мировоззренческим компасом русскому национализмуслужит, конечно, Православие, вкупе с произрастающей из него культурой.Русский национализм, русское национальное самосознание, как идея объединяющая и воспитывающая нацию, в истоках своих неразрывно связаны с православным мироощущением. "Симфония" православия, национализма и культуры составляет национально-этнический коднашего народа и является мировоззренческим фундаментом русского самосознания. Укрепленный. воспитанный в национализме человек вооружен множеством критериев, позволяющих отличать добро от зла, друзей от врагов, своих от чужих. т.е.обретает религиозно-этнический иммунитет и политическую дальнозоркость. Такой иммунитет сродни самообороне живого организма, помогает сохранять его здоровым и сильным.Наше тысячелетнее наследие заключило в себе бесценные сокровища. отличительной их особенностью является безусловный приоритет духовных ценностей в отличие, скажем, от западной цивилизации, гдедоминирует культ материализма, агрессивного стяжательства. эгоистического потребительства. Русская культура развивалась по сотериологическому (главная цель - спасение души) пути. Ее идеалы - правдоискательство, добротолюбие, нравственная взыскательность и милосердие. Ее устремленность - к деятельной, но не пассивной не созерцательноей любви. Ее задача, как скажет потом Достоевский, поднять падшего человека, восстановить справедливость.Ключевое качество русской культуры - в ее словоцентричности Слово, речь, язык - генеральное направление нашего духовного развития через них раскрывается религиозно-нравственное содержание культурного творчества. Словесность, литература всегда имели приоритетные позиции в отечественной системеискусств.В нравственном пространстве, создаваемом культурой. центром оставалась проблема совести человека. Этот высокий мотив возникал во всех крупных произведениях нашей литературы. Особая тема - отношение (и воздействие) русской культуры и цивилизации к судьбе иных народов российской монархии. Однако сберегающий другие племена пафос нашей цивилизации не был сосредоточен на созидании главного, центрального: не сохранил русскую государственность. На протяжении всего петербургского периода нашей истории ("романское иго" по определению Е.Н.Трубецкого) русский народ постепенно утрачивал национальную самоидентификацию,космополитизировался, не проявлял должного сопротивления умножению национал-нигилистов, русофобов иевропеоидных "ублюдков самого гнилого свойства" (Н.Я.Данилевский). Многие публицисты начала ХХ века все чаще подтверждали: в России нет нации, а есть этнографический материал для нее.Со многими кризисными обстоятельствами последних трех веков российского пути связана и драма отечественной мировоззренческой симфонии, включившей в себя православие, культурно - историческую традицию, русский национализм.Народ, его религия, государство, культура оказались в жерновах двух разрушительных процессов. Изнутри разъедала бацилла чужебесия, пресловутого интернационализма. С другой стороны губительны оказались безнациональность и даже русофобия представителей династии Гольштейн-Готторп-Романовых (так указывают европейские энциклопедии), которые нередко проявляли безнациональность, русофобию и преступное недомыслие в отношении к русским государственным интересам. Великий мыслитель и пророк М.О.Меньшиков писал в 1911 году: "Правительство поступает так, как если бы оно было антирусским". Слова можно повторить едва ли не о всех правительствах, начиная с Екатерины второй. Стоит особо напомнить и о национал-предательстве преобладающих слоев интеллигенции.Развивавшиеся паралельно апостасия (отпадение от веры) и денационализация привели к катастрофеначала ХХ века. Покаянные признания представителей либерально-буржуазной, космополитической интеллигенции оказались запоздалыми ("Вехи" и т.п.). Жизнедеятельность человека имеет три главные опоры: религия, как связь человека с Богом, как опора на Силы Небесные. Вторая - генетическое наследие, родовые особенности и стереотипы, закрепленная в генах память (архетипы) - историческая. духовная и биологическая. Третья опора - культура, как источник и сфера творческой самореализации человека, где он выступает соратником Создателя в исполнении его заветов.В сфере культуры особое место занимает культура духовной деятельности, в частности, художественная культура. Здесь формируется мировоззрение личности и нации, ее историческое, национально-патриотическое и государственное самосознание.В ХХ-ом веке именно по этим трем направлениям и был нанесен врагами России удар огромнойсокрушающей силы. Была спланирована диверсия, разработана и приведена в действие система уничтожения нации, - через дискредитацию и разрушение ее религии, культуры и генофонда. Помимо биологического (дисгеника), демографического урона была осуществлена массовая духовная "кастрация" - религиозная, национального самосознания и культурологическая.Что касается культуры, то есть основания утверждать, что в этой области "Косово" уже состоялось. С помощью ТV и иных СМИ, в пространстве искусства реализована программа "аккультурации", т.е. замещения национально-коренной традиции образцами чужеродного происхождения.Вполне справедливо подобное "искусство" стали называть дегенеративным. Перефразируя ироничного В.В.Розанова, можно сказать, что менталитет нынешней "россиянской" культуры сосредоточился "в точке обрезания".Каков выход, каковы пути преодоления катастрофы? Прежде всего в том, чтобы восстановить народ как нацию, способную к солидарным усилиям, вернуть к жизни духовные идеалы "русской симфонии": религии, национализма, культуры. Для этого потребуется и радикальное обновление государственной политики: надо сделать приоритетными национальные интересы Русского Народа, русской державности (напомним, что русских в стране более 80%). Иные чем нынче нужны подходы и в воспитании и в образовании человека. Национально-религиозное воспитание должно начинаться с детского и юношеского возраста. В школьных и вузовских программах необходимо ввести курс "Основы русского национального мировоззрения" (подобный опыт существует в некоторых странах, например, в Израиле).

16 Атеизм - это полноценная религия, занимающаяся активной вербовкой своих адептов.  
Атеизм обладает всеми признаками религии:  
1. четко определённой системой верований (Бога нет, Его создали люди; материя вечна, хотя все ее части имеют свой конец во времени (смерть); зло относительно; этика относительна; разумная жизнь возникла из неразумной материи случайно, но и целенаправленно в результате миллиардов лет эволюции).  
2. религиозные обычаи, которые выражаются в положительных и отрицательных нормах поведения: принято ругать и обвинять во всех грехах церковь и верующих и это принимает вид обязательного обряда; принято превозносить науку и практически поклоняться ей, слепо принимая на веру любые теории и предположения, независимо от их доказуемости. Главное, чтобы они исключали участие Бога.  
3. все это в совокупности поддерживает существование группы верующих атеистов в виде опознаваемой религиозной общины, отличной от других религиозных общин.

15.Роль мифов в современной культуре Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека, они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества, они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания. В настоящее время мы тоже можем встретить примеры так называемых мифов.Одна из основных тенденций развития культуры XX века - активное обращение к различным формам мифомышления и мифотворчества. Представления об особой роли, которую в становлении художественной литературы играют мифология и фольклор, складываются в российской науке еще в XIX веке (работы А.Н.Веселовского - крупнейшего представителя «этнографической школы» в отечественной науке и др.); затем продолжаются в XX веке («Диалектика мифа» А.Ф.Лосева, «Русская литература и фольклор» А.Д. Соймонова, В.Э. Вацуро, «Миф - имя - культура» Ю.М. Лотмана, исследования Е.М.Мелетинского, работы М.Н.Эпштейна и др.). Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс.Малиновский Б. Мифология и древность. - СПб.: Питер, 2004. - С.213.Политическая мифология должна быть проста и понятна, она оперирует не отвлеченными представлениями, а доходчивыми, визуально представимыми образами ("враг", "товарищ" и др.). Вообще она апеллирует не столько к разуму человека, сколько к его чувствам и эмоциям, к его личному психологическому опыту (не случайно так значимы в политической мифологии образы отца, матери, брата, сына). Она мало проницаема для опыта и для критики извне. Напротив, именно стойкая убежденность, готовность умереть за свои идеалы считаются наивысшим подвигом и достоинством. Политика связана с участием в мифологических схватках, которые организуют погруженные в мифологические пространства люди. Их суть - в борьбе за сохранение своего мифа и разрушение мифа конкурирующего. “Свой” миф должен превратиться в доминирующий, “чужой” - разоблачен как лживый и вредный или обусловленный существующими социальными язвами. Следовательно, наиболее эффективная стратегия против “чужого” мифа - его «десакрализация, обнаружение эгоистических интересов, скрываемых под мишурой фальшивых идеалов»Там же - С. 155.. За оппонентом не должно стоять ничего святого (мистического, таинственного), поскольку его миф - либо злостная выдумка, либо заблуждение, козни лукавого. Формирование социальной мифологии связано с техногенным развитием ХХ в., не только радикально изменившего соотношение возможного и невозможного, но и сделавшего вполне реальным то, для чего ранее требовалось вмешательство сверхъестественных сил (например, полеты по воздуху или изрыгание огня). Благодаря кинематографу появилась возможность не только представить себе умственно, но и реально увидеть, а увидев, прочувствовать, как выглядит душа человека после смерти, как прилетают космические пришельцы и вступают в контакт с землянами, как монстры и вурдалаки разрывают людей, или пьют из них кровь и т.д. Для сотен миллионов людей искусственный мир кинематографа стал не менее реальным, чем мир, окружающий их в повседневной жизни. Такие категории мифологического мышления, как сверхъестественное и чудо, своеобразно актуализировались в ХХ в. Благодаря техническим достижениям многое из того, что еще 150 лет назад казалось чистой фантастикой, стало повседневной реальностью. Например, телевизор или видеомагнитофон - это своеобразные модификации сказочного волшебного зеркальца, самолет как бы воплотил в жизнь мечту о ковре-самолете и т.д. В фольклоре многих народов существовало представление о том, что в мифические времена люди обладали чудесными способностями: они умели летать, знали секреты вечной молодости и т.д., а потом лишились этих способностей, так как утратили магические приемы. Можно сказать, что научно-техническая революция вернула человека в мифические времена, и он снова может летать, мгновенно передавать сообщения на гигантские расстояния и т.д. Учебное пособие по культурологии. Издательство Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - М.: Знание, 2004-С.104.Технические достижения многократно увеличили возможности человека, но не сделали его умнее. Напротив, они создали предпосылки для еще более изощренного подавления личности и оболванивания человеческой массы. Техногенные катастрофы, войны с применением новейших средств уничтожения противника, стихийные бедствия (в частности, и те, которые связаны с деятельностью человека), - все это способствует росту эсхатологических настроений. Эти настроения подогреваются слухами о том, что люди погибнут то ли от СПИДа, то ли от озоновой дыры, то ли от потопа, вызванного потеплением климата. В настоящее время все еще сохранились мифологические корни нашего сознания. В школе их изучают на литературе и истории. При объяснении многих вещей опираются на мифологию. Создаются и новые мифы, связанные с появлением новой, научной картиной мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"