Серебряный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:07, реферат

Описание

Начало XX в. было достаточно сложным временем не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества тоже. Эпоха индустрии диктовала свои условия и нормы жизни, которые нарушали традиционные взгляды людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические вопросы развития культуры России начала 20 в. .……………………………………………………………......…..4

1.1 Литературные направления эпохи Серебряного века ……….…4

1.2 Научные достижения русских учёных…………………………..7

Глава 2. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях различного вида искусств ………………………….10

2.1 Живопись………………………………………………………….10

2.2 Скульптура………………………………………………………..12

2.3 Композиторы новаторы…………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.docx

— 36.75 Кб (Скачать документ)

«Мир искусства» или мирискуссники - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило свое название. В «Мир искусства» входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: М. Врубель, А. Головин, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.

 Лозунгом кружка было «искусство  для искусства» в том смысле, что художественное творчество  само в себе несет высшую  ценность и не нуждается в  идейных предписаниях со стороны.  В то же время это объединение  не представляло собой какого-либо  художественного течения, направления,  или школы. Его составляли яркие  индивидуальности, каждый шел своим  путем. 

Их  искусство возникло «на острие тонких перьев графиков и поэтов». Атмосфера нового романтизма, проникшая в Россию из Европы, вылилась в причуды виньеток модных тогда журналов московских символистов «Весы», «Золотое руно». Рисунок узорных оград Петербурга соединился с устремлениями художников абрамцевского кружка И. Билибина , М. Врубеля, В. Васнецова, С. Малютина по созданию «русского национального стиля». Душой редакции журнала «Мир искусства» был А. Бенуа, организатором С. Дягилев. Много внимания на страницах журнала уделялось теоретическим вопросам: проблеме художественного синтеза и синтетического метода, книжной графике и ее специфике, популяризации творчества современных западных художников. Особое место в их творчестве занимал Петербург, «окно в Европу», его образ как символ единения русской и западноевропейской культуры (т. н. петербургский стиль). Петр Великий, по словам Бенуа, был «главным кумиром их кружка». Отдали дань художники «Мира искусства» и «стилю модерн». В 1902—1903 гг. в Петербурге мирискусниками был организован постоянный салон «Современное искусство», где экспонировались произведения декоративного и прикладного искусства и оформление интерьеров, отражающие новые веяния Модерна. В 1903 г. петербургские мирискусники объединились с московской группой «36 художников», в результате чего образовался «Союз русских художников». В 1904 г. журнал «Мир искусства» закончил свое существование.

 

 Помимо выставок художники  устраивали публичные диспуты  с докладами о современном  искусстве, выпускали сборники  статей. В выставках «Бубнового валета» участвовали В. Кандинский, А. Явленский, жившие тогда в Мюнхене, выставлялись картины французских художников:

Ж. Брака, К. Ван Донгена, Ф. Валлоттона, М. Вламинка, А. Глеза, Р. Делоне. А. Дерена, А. Ле Фоконье, А. Марке, А. Матисса, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяка и многих других. Однако объединение раздирали противоречия. В 1912 г., протестуя против «сезаннизма», из него вышли Ларионов и Гончарова  и устроили самостоятельную выставку под названием «Ослиный хвост». В 1916 г. перешли в «Мир искусства» Кончаловский и Машков. В 1917 г. за ними последовали Куприн, Лентулов, В. Рождественский, Фальк. После этого объединение практически перестало существовать.

Кроме вышеперечисленных на рубеже двух веков, в период ломки старых понятий и идеалов возникло  множество и других объединений  и течений. Уже только перечисление их названий говорит о самом духе бунтарства, жажде коренных перемен  в идеологии и образе жизни: «Бродячая  собака», «Дом интермедий», «Привал Комедиантов», «Стойло Пегаса», «Красный  петух» и др.

 Ряд крупнейших русских художников  – В. Кандинский, М. Шагал, П.  Филонов и др. – вошли в историю  мировой культуры как представители  уникальных стилей, соединивших  авангардные тенденции с русскими  национальными традициями.

 

Скульптура

 

Творческий подъем в этот период переживала и скульптура. Ее пробуждение  во многом было связано с тенденциями  импрессионизма. Значительных успехов  на пути обновления достиг П.П. Трубецкой. Широкую известность получили его  скульптурные портреты Л.Н. Толстого, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина и др. Они наиболее последовательно отразили главное  художественное правило мастера: запечатлевать  пусть еще мало заметное   мгновенное  внутреннее движение человека.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А.С. Голубкиной. В обобщенно-символических  образах стремилась передать могучий  дух и пробуждающееся сознание рабочих («Железный», 1897; «Идущий», 1903; «Сидящий», 1912 — все гипс, Русский музей; «Рабочий», гипс, 1909, Третьяковская  галерея). Импрессионистическая текучесть  форм, богатство теневых контрастов (характерных, прежде всего, для ранних работ скульптора), обращение к  символике в духе стиля модерн (горельеф «Пловец», или «Волна», на фасаде МХАТа, гипс, 1909; «Березка», гипс, 1927, Русский музей) сосуществуют в  творчестве Голубкиной с поисками конструктивности и пластической ясности, особенно проявившимися  в ее остропсихологических портретах (Андрея Белого, гипс, 1907; Е. П. Носовой, мрамор, 1912; Т. А. Ивановой, гипс, 1925 —  все в Русском музее; А. Н. Толстого, А. М. Ремезова, оба дерево, 1911, В. Ф. Эрна, дерево, 1913; Г. И. Савинского, бронза — Третьяковская галерея).

Значительный след в русском  искусстве Серебряного века оставил  С.Т. Коненков.(1874-1971) Выдающийся мастер русской скульптуры символизма и  модерна, продолживший традиции «серебряного века» в совершенно новых исторических условиях.

Был членом «Мира искусства». Особое влияние на него оказало искусство  Микеланджело, а также пластика архаических  культур Средиземноморья. Эти впечатления  прочно соединились в творчестве Коненкова с русским крестьянским фольклором, создав удивительно самобытный стилистический сплав.

Образы мастера изначально были полны огромной внутренней динамики. Его мужские фигуры часто представлены в борьбе с косной материей, с  силой тяжести, которую они стремятся  преодолеть (таков «Самсон, разрывающий  узы», за которого он получил академическое  звание художника, 1902; фигура не сохранилась) и напряженно-драматически преодолевают в искусстве («Паганини», первый вариант  — 1906, Русский музей). Женские же образы, напротив, полны юной и светлой  гармонии («Нике», 1906; «Юная», 1916; обе  в Третьяковской галерее). Человек  здесь, как это часто бывает в  искусстве модерна, предстает как  неотъемлемая часть природной стихии, которая либо поглощает его, либо отступает, побежденная его волей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Композиторы

 

Начало ХХ в. – это время творческого  взлета великих русских композиторов-новаторов  А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые  музыкальные формы и образы.

 Музыка Скрябина — замечательная  страница «серебряного века»  русской культуры. Это — чуткая  «сейсмограмма» внутреннего мира  художника, живущего накануне, в  межвременьи, в предгрозовой атмосфере  всеобщих ожиданий, и всем существом  устремленного навстречу грядущему  обновлению.

Отсюда ее повышенный, доходящий  часто до экзальтации, эмоциональный  тонус, ее энергетика, ее импульсивность и внутреннее беспокойство, непрерывная  изменчивость и прихотливая игра нюансов, поэтизация состояний томления, порыва, утонченный лиризм и недосказанность, отсюда же — и ее волевая устремленность, взрывчатость и драматизм, патетика и торжество кульминаций. Отсюда — новая музыкальная экспрессия, ставшая откровением для современников.

 

В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины.

Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов – Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.

Примечательной чертой  культуры Серебряного века стали поиски нового театра. Они связаны с именами выдающихся режиссёров – Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова.

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Тема «Культура Серебряного  века» неисчерпаема. Это сотни  замечательных имен, десятки течений,  направлений. В эпоху «Серебряного  века»  получили  новое развитие  многие области человеческой  деятельности, но также возникли  и совершенно новые проявления  человеческого разума. Возник кинематограф, человек стал осваивать воздушное  пространство, поставил себе на  службу электромагнитные волны.

   Бурному развитию культуры  на рубеже веков, безусловно , способствовала демократизация  общества и стремление к просвещению.  Дух свободы, отсутствие ограничения  творчества, даже некоторая деидеологизация  – все это способствовало возникновению  такого множества течений, что  часто доходило даже до абсурда.  Но время всегда расставляет  все по местам, и истинные ценности  остаются на века, а герои не  умирают.

  К сожалению, Великая Октябрьская  Революция мало способствовала  дальнейшему развитию свободной  мысли. Судьбы многих гениев  Серебряного века сложились трагически: те, кто не смог или не пожелал  творить по правилам социалистического  реализма, вынуждены были иммигрировать  и скитаться по чужбинам. Очень  многие были репрессированы и  закончили свою жизнь в ГУЛАГе, остальным пришлось изменять  своим идеалам и приспосабливаться  к новым условиям, что тоже, как  правило, приводило к трагическому  финалу.

   Тему «Серебряный век  русской культуры» я выбрал, потому  что раньше почти ничего не  знал об этой замечательной  эпохе в нашей истории. Ознакомление  с этой темой позволило мне  многое понять и проанализировать, увидеть закономерности развития  человеческой мысли, узнать много новых имен и явлений. А главное, понять, что свободное развитие человеческой мысли и просвещения приводит  к небывалому развитию творчества и гуманизма.

Список  литературы

 

 

 

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология /М.:Юнити, 2007.

 

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия  2001-06 гг.

 

Цветаева М. Избранное. Сост., коммент. Л.А.Беловой. – М.:Просвещение,1989.

 

Данные из Виккипедия

 

 

 

 




Информация о работе Серебряный век русской культуры