Семейные традиции и обряды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:04, реферат

Описание

Среди русского старожильческого населения (особенно среди казачества и крестьян, рано получивших землю во владение, а затем и в собственность) обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 26.32 Кб (Скачать документ)

1. Семейные традиции  и обряды

Среди русского старожильческого населения (особенно среди казачества и крестьян, рано получивших землю во владение, а  затем и в собственность) обычным  явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и  совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько  братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой), Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковь предписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Снох ожидал в семейной жизни тяжелый повседневный труд, от них ждали покорности и повиновения. В то же время все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы. В семейные дела вовлекались и дети.

После отмены крепостного  права и получения земельных  наделов появилась тенденция  к распаду больших семей. Переселенцы  последних десятилетий XIX в. редко решались на переезд большим составом. Вместе с тем проживание старшего сына с родителями повсюду оставалось семейной традицией. Семьи в 7-9 человек были распространенным явлением. В столыпинское время наряду с ними появлялись маленькие семьи - в 4-6 человек.

2. Календарные праздники  и обряды, фольклор

В повседневной жизни проявлялись родственные  отношения, объединявшие людей в  крепкие многочисленные группы. Связь  поддерживалась совместным проведением  праздников (хождением друг к другу  в гости), а также обычаями взаимопомощи и взаимовыручки. Одним из них, наиболее жизнестойким, был обычай помощи в  труде (помочи, толока).

Он выступал в двух видах: в попеременном выполнении за довольно сжатый срок одних и  тех же работ в объединившихся хозяйствах; в выполнении срочных  работ по приглашению одного хозяина. Первый вид помочи касался полевых  работ (жатвы, перевозки снопов, обмолота), реже сенокоса. Особенно часто он использовался  осенью для заготовки на зиму капусты, обработки (мытья) льна для прядения; в таком случае он затрагивал только молодых женщин и девушек. Одноразовая  помочь собиралась для перевозки  леса и строительных материалов, установки  сруба, покрытия крыши и др. Хозяин кормил собравшихся завтраком, а  по окончании работ угощал хорошим  обедом с пивом и вином. Несмотря на усталость, присутствующие пели, плясали, веселились.

На большом  подъеме, с участием всех жителей, а  иногда и гостей из соседних деревень, проводились народные праздники  и гуляния.

Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и  Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические  действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"). Дети, девушки  и парни под Рождество ходили по домам колядовать, Колядовали и  в Новый год. Весь святочный период, особенно под Новый год и после  него, девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу.

Обязательным  элементом святок было ряжение. Молодежь наряжалась стариками и старухами, цыганами, гусарами; мазали лица сажей, надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне, подшучивая над всеми, разыгрывая сценки, веселясь. Участвовала в основном молодежь, остальные были зрителями.

Любимым праздником была Масленица, она длилась целую  неделю и знаменовала проводы  зимы и встречу весны. Начиная  с четверга масленичной недели все  работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Считают, что празднование Масленицы осталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаям свою окраску.

3. Традиции русского  застолья

Из истории  традиций русского стола

Каждый народ  имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В  каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола  и приготовлении пищи. Много в  них целесообразного, исторически  обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим  условиям. Тысячелетиями складывался  этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших  предков.

Кулинарные рецептуры, сформированные за годы в результате многовековой эволюции, многие из них  являются прекрасными образцами  правильного сочетания продуктов  по вкусу, а с физиологической  точки зрения - по содержанию пищевых  веществ.

Быт народа складывается под влиянием многих факторов —  природных, исторических, социальных и  др. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими  народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

Ещё со времён средневековой  древности в нашей стране возделываются  рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно  наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки  различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д.

Не менее типичны  для русской традиционной кухни  блюда из всевозможных круп: различные  каши, крупеники, блины, овсяные кисели, запеканки, блюда на основе гороха, а также из чечевицы.

Просо служило  сырьем для получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления  супов и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее  время. Однако следует учитывать, что  пшено по своей питательности  уступает другим крупам. Поэтому его  следует приготовлять с молоком, творогом, печенкой, тыквой и другими  продуктами.

Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными  на нашем огороде такие культуры Древнего Рима, кaк кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служит незаменимой закуской, приправой к отварному картофелю и другим блюдам.

Щи из различных  видов капусты являются заслуженной  гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем  Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд "перекочевали" из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Греки создавали Руси не только письменность, но и передавали многое из своей культуры.

Репа в России до конца XVIII - начала XIX вв. имела такое  значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и  из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как  начинку для пирогов, из неё приготовляли квас. Постепенно, с начала и до середины XIX века, она была вытеснена гораздо  более урожайным, но значительно  менее полезным картофелем (практически, это пустой крахмал).

А вот репка  содержит в своем составе и  очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Сейчас репка стала на русском столе продуктом редким и штучным - в продаже на нее и цену определяют не за килограммы, а поштучно.

Брюква почему-то в старинных источниках не упоминается, вероятно, потому, что раньше брюкву не различали от репы. Эти некогда  широко распространенные в России корнеплоды в настоящее время занимают в  овощеводстве сравнительно небольшой  удельный вес. Не выдержали они конкуренции  с картофелем и другими культурами. Однако своеобразные вкус и запах, возможность  различного кулинарного использования, транспортабельность, устойчивость при  хранении позволяют думать, что отказываться от репы и брюквы в настоящее время  не следует, так как они придают  совершенно особый вкус многим блюдам русской народной кухни.

Из овощных  культур, которые появились в  России позднее, нельзя не назвать картофель. В самом начале XIX в. картофель  произвел настоящий переворот в  традициях русского стола, блюда  из картофеля завоевали широкую  популярность. В распространении  картофеля и его популяризации  большая заслуга принадлежит  известному деятелю культуры XVIII в. А.Т. Болотову, который не только разработал агротехнику выращивания картофеля, но и предложил технологию приготовления ряда блюд.

Продукты животного  происхождения практически не изменились. Испокон веков наши пращуры потребляли мясо крупного рогатого скота ("говядно"), свиней, коз и овец, а также птицы - кур, гусей, уток.

Леса занимают в нашей стране огромные пространства, особенно на севере Урале и в Сибири. Использование даров леса — одна из характерных особенностей русской  кухни. В старину большую роль в питании играли лесные орехи. Ореховое масло было одним из самых распространенных жиров. Ядра орехов толкли, добавляли  немного кипятка, завертывали в  тряпицу и клали под гнет. Масло  постепенно стекало в миску. Ореховый жмых тоже использовали в пищу - добавляли  в каши, ели с молоком, с творогом. Дробленые орехи использовали и  для приготовления различных  блюд и начинок.

Лес был также  источником меда (бортничество). Из меда приготовляли различные сладкие  блюда и напитки — медки. В  настоящее время только в некоторых  местах Сибири (особенно на Алтае у  местных нерусских народов) сохранились  способы приготовления этих вкусных  напитков.

Все, что формировалось  на начальном этапе русской кулинарной традиции, остаётся неизменным и по сегодняшний день. Главные составляющие традиционного русского стола: чёрный ржаной хлеб, который остаётся любимым  и по сей день, разнообразные супы и каши приготовляемые практически каждый день, но уже совсем не по тем же рецептам, что много лет назад (для которых нужна именно русская печь, да еще умение с ней управляться), пироги и другие бесчисленные изделия из дрожжевого теста, без которых не обходится ни одно веселье, блины, а также наши традиционные напитки - мед, квас и водка (хотя все они тоже заимствованны; в частности, хлебный квас готовили и в Древнем Риме).

Основное достоинство  русской кухни - умение вбирать в  себя и творчески дорабатывать, совершенствовать лучшие блюда всех народов, с которыми приходилось общаться русским людям  на долгом историческом пути. Именно это  сделало русскую кухню самой  богатой кухней в мире. И сейчас ни у одного народа нет достойных  блюд, которые не имели бы аналогов в русской кухне, но в гораздо  лучшем исполнении.

4. Традиции приема  гостей

В семнадцатом  веке, каждый, уважающий себя горожанин  и тем более если он к тому же зажиточный не мог обойтись без проведения праздничных пиров, ведь это входило в их жизненный уклад. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня - особо тщательнейшим образом вычищали и прибирали весь дом и двор, к приходу гостей все должно было быть безупречно, все должно было блестеть как никогда. Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца которые так бережно хранились для этого дня.

А почётное место  руководителя всего этого ответственного процесса, как и за закупкой и  приготовлением праздничных мероприятий, следила хозяйка дома.

На хозяина  же ложилась не менее важная обязанность - приглашение гостей на пир. Причём, в зависимости от статуса гостя, хозяин либо посылал с приглашением слугу, либо ездил сам. А собственно само мероприятие выгладила примерно так: к собравшимся гостям выходила в праздничном наряде хозяйка  и приветствовала их, кланяясь в  пояс, и гости отвечали ей земным поклоном, а за ней следовала церемония  целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.

Гости по очереди  подходили к хозяйке дома и  целовали её, и при этом по канонам  этикета, держали руки за спиной, после  снова кланялся ей и принимал из её рук чарку водки. Когда хозяйка  направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом для  всех рассаживаться и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоял стационарно, в "красном  углу", то есть под иконами, возле  неподвижно приделанных к стене  лавок, сидеть на которых, кстати, по тем  временам, считалось более почётным, чем на приставных.

Сама трапеза  начиналась из того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому  приглашённому гостю ломоть хлеба  с солью, что символизировало  гостеприимство и хлебосольство этого дома, кстати и сегодняшние хлебосольные традиции берут свои истоки с той поры. В знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей хозяин церемонии мог сам положить какого-нибудь кушанье с особой тарелки, специально ставившейся с ним рядом, и, при помощи своего слуги, послать почётному гостю особо, как бы более подчёркивая своё внимание уделяемое ему.

Хотя традиция встречать гостей с хлебом и солью  пришла к нам с той поры, но порядок подачи блюд в те времена  заметно отличался от того, который  привычен нам сегодня: сперва ели пироги, после блюда из мяса, птицы и рыбы, и только в конце трапезы принимались за супы.

Информация о работе Семейные традиции и обряды