Сценарий мероприятия "Вечер духовной музыки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:41, творческая работа

Описание

Данный сценарий литературной композиции является одной из форм духовно-нравственного воспитания учащихся. Это мероприятие проводится в рамках ежегодных Образовательных Рождественских чтений.

Работа состоит из  1 файл

Вечер духовной музыки.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Шаховская  средняя общеобразовательная  школа № 1» 
 
 
 
 

ВЕЧЕР

ДУХОВНОЙ

МУЗЫКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

п. Шаховская 2010 г. 
 
 
 

Введение.

     Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодёжь. Современное падение нравов это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности, духовности, патриотизма. Поэтому бессильны становятся подчас родители, школа, правоохранительные органы и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях учителя находят в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнить задачу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся. 

Педагогический  коллектив МОУ «Шаховская средняя общеобразовательная школа №1» использует все имеющиеся возможности для плодотворной воспитательной работы в этом направлении. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству.  

    Одной из форм воспитательной работы в духовно-нравственном направлении является ежегодное участие в Московских областных образовательных Рождественских Чтениях.

     Неоднократно, обсуждая вопросы совершенствования духовно-нравственного воспитания в школе, мы убедились в том, что Рождественские образовательные Чтения становятся новой воспитательной технологией в образовательном учреждении через приобщение детей к живому и многообразному миру православной культуры. 

     Принятие христианства на Руси и создание государства совпали по времени. Это уникальный случай во всемирной истории. И эту уникальность мы сохраняем и приумножаем через духовный потенциал школьных предметов, включая в проведение Чтений в школе классных руководителей, учителей всех предметов, в том числе и начальных классов, участников всего образовательного процесса. В дни Рождественских Чтений в школе проходят тематические классные часы, паломнические поездки, литературные вечера.

     Данный сценарий литературной композиции  является одной из форм  духовно-нравственного воспитания учащихся. Это  мероприятие проводится в рамках ежегодных Образовательных Рождественских чтений.

 

Цель:

– помочь детям в освоении понятий  собственной  национальной культуры, которая базируется на православных ценностях;

  –  познакомить учащихся с историей  христианской праволавной культуры, смыслом  псалмопевчества, с библейскими сюжетами, воплощенными в литературе, музыке,  живописи;

  –  воспитывать художественный вкус  учащихся,  любовь и уважение  к своей стране и истории   русского народа.

 

Оформление.

На сцене –  рисунки  детей и плакаты на рождественскую тематику; выставка  творческих работ учащихся "Укpacим наш дом к празднику"; книжная выставка. 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, музыкальная аппаратура. 

Ход сценария. 

  1. Вступление.   Сегодня мы будем говорить о «вечных темах и образах». Среди «вечных» тем мировой культуры есть одна, которую трудно назвать «темой», так как она связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере. Вера в людях не умирала никогда. Вера учила создавать великие полотна и храмы. Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу. «Сам Бог говорил над моим ухом»,-свидетельствовал композитор Людвиг Ван Бетховен, признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека. Если представить историю музыки как ряд великих имен, то среди них трудно назвать композитора, у которого бы не было духовных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Рахманинов, Чайковский и наши современники: Свиридов, Прокофьев, Кастальский. И это не удивительно – ведь церковь некогда была колыбелью музыки. В поисках истины и красоты человек приходит к Книге книг – Библии. Духовная литература и музыка опираются на Священное писание и Священное предание. В Божественном Откровении находит человек любовь, надежду и веру.
 

    Трек  №2 диск №1. 

  1. Рассказ ученика. Вслушайтесь в высокий чистый голос, задумайтесь над словами молитв. Но молитвы ли это? И почему слышится звук гитары? Перед вами редкий образец псалмопевчества. Кажется, оживают творения великих псалмопевцев древности – пророка и царя Давида, преподобных Иоанна Дамаскина и Романа Сладкопевца. Да, именно эту многовековую традицию высокой духовной поэзии, облеченной в особую музыкальную форму, возрождает отец иеромонах Роман. Не случайно и его монашеское имя: под Пречистым Покровом Божией Матери обрел свой неповторимый дар Роман Сладкопевец. А гитара – это сегодняшние гусли, струны 20 века. Ведь сказано в псалме 150: Хвалите Его во псалтири и гуслех…хвалите Его во струнах и органе…Говорят: «Свет инокам – Ангелы; свет мирянам – иноки». Господь наделяет каждого Своим светом. Кого – дарами пророчества, или прозорливости, или исцеления, или строгой подвижнической жизни. У иеромонаха Романа особый Божий дар – слагать песнопения во славу Божию. Его стихи пронизаны ощущением красоты и чистоты мироздания, благодарением Господу Творцу. Тема «славы и плача» свойственна и древнерусской поэзии. Ее истоки ведут к «Слову о полку Игореве». Глубокое покаяние плач о своих грехах – постоянная тема песнопений иеромонаха Романа. Спасение в покаянии. Надежда на спасение – в уповании на милосердие Божие, на заступничество Всепетой Богоматери…Вслушайтесь  в мелодии песнопений. Они сродни русской равнине, ее плавным холмам с белыми храмами у излучин рек, ее шумящим березовым рощам. В этом звуковом образе Святой Руси – еще одна тайна иеромонаха Романа. Сам он ощущает себя как Звонарь. Псалмопение для него – выход из монашеской келии, выход на колокольню. Кто имеет уши слышать, да слышит! Это для людей делается. Помочь ищущим, пробудить незрячих, дать путеводную нить обретения души, движения к храму, к Богу…И если кто-то этот звон услышит, поймет бессмысленность и пустоту внешнего существования – и раскроет свое сердце навстречу молитве, навстречу Господу, то слава Богу! Нет, не на струнах гитары играет иеромонах Роман, но на струнах любящей Господа души.
 

    Трек  №3 диск 2. 

    3.Рассказ ученика с чтением Евангелия от Матфея. Мы уже знаем, что такое духовная музыка и духовная литература. Основой их является Книга книг – Библия. Библия оказала огромное влияние на нашу культуру. «…Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь… Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня», - читаем мы в Евангелии от Матфея. И вот в ночь, когда Иисус был предан Иудой и схвачен стражниками, Петр следовал тайно за Иисусом. Читаем далее в Евангелии от Матфея: «И подощла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом… Но он (Петр) отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.(…) увидела его другая и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом… И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека (Иисуса Христа). Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них…Тогда он (Петр) начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». Этот библейский сюжет положен в основу песни иеромонаха Романа «Теплится лампада». 

    Трек  №10 диск1. 

    4.Рассказ  ученика. Песни иеромонаха не остались в монастыре, они вышли за его пределы. Сегодня мы  слышим эти песни в исполнении Жанны Бичевской, в прошлом эстрадной певицы. Придя к вере, Жанна Бичевская оставила карьеру успешной певицы и стала исполнять песни иеромонаха Романа, одну из них мы сейчас услышим. 

    Трек  №3 диск 3.

    5. Рассказ ученика. История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря начинается с 1760 года. Сама Пресвятая Богородица возвестила, что в Дивеево будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Четвертым уделом Своим на земле избрала Божия Матерь Дивеевскую обитель. На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Чтобы незабвенна была тропа, по которой сама Богородица прошла, батюшка Серафим благословил дивеевским монахиням копать Святую Канавку. Он говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Преподобный Серафим Саровский предсказывал, что в последние времена Дивеево … «просветится паче всех градов на свете». Не устарели слова, написанные в начале 20 века православным писателем Нилусом: «Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места». Не иссякает поток православных паломников в это святое русское селение. 

    Трек 14 диск 3. 

    Рассказ ученика о новомученниках. Изучение истории христианской православной культуры 20 века открывает так много имен русских святых, явленных в самые страшные в тысячелетней истории христианской России годы, что позволяет понять, почему наши христианские предки называли Русскую землю – Святая Русь. 20 век в истории христианской православной культуры России можно назвать веком Святых Новомученников и Исповедников. Невозможно сегодня в полном объеме представить масштаб разрушения традиций духовной культуры России: мы не знаем еще всех имен пострадавших в результате революционных потрясений 20 века. До сих пор находятся в руинах многие памятники церковной архитектуры, сотни шедевров церковной архитектуры утрачены безвозвратно, о многих произведениях церковного прикладного искусства (богослужебной утвари, колоколах и т.д.) можно узнать лишь из книг по истории русского искусства. Мощный удар был нанесен по основе духовной мощи России – христианской семье. В православной России христианская семья до революционного переворота 1917 года была первым воспитателем детей в традициях благочестия. Первые уроки добра и любви дети получали в родном доме, в кругу своей семьи. Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Жертвенная любовь к ближнему постигалась в терпеливом преодолении трудностей семейной жизни. История христианской православной культуры сохраняет свидетельства о жизни христианских семей. История одной из них такова: у Государя Николая Второго и Государыни Александры Федоровны родился сын, названный Алексеем. В церквях служили благодарственные молебны. Через 12 дней наследника крестили. У него были четыре сестры: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Когда Алексей был еще совсем маленьким, он говорил близким: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных… Я хочу, чтобы все были счастливы». В этой христианской семье вера в Бога определяла отношения между отцом, матерью, сестрами и братом. Любовь к Богу и ближнему ставилась выше всего. Послушание детей выражало их безграничную любовь и почитание родителей. В 1917 году в России произошла революция. После отречения от престола царя Николая Второго вся Царская семья была арестована и содержалась под стражей. Почти все друзья покинули их. Но как и в дни своего величия, они проявляли христианское мужество, терпение, смирение и любовь. До последних дней заточения приходящий священник совершал богослужения для царской семьи. И дети, и родители понимали, что смерть стоит рядом. Но старались не позволить недоброму войти в душу. «Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. В ночь на 17 июля 1918 года русский Государь Николай Второй, Императрица Александра Федоровна и их дети: Цесаревич Алексей и Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия были расстреляны. В последний путь Император сам нес сына на руках. В наше время Царская семья прославлена в лике Святых. 

    Трек  №1 диск 4. 

    Рассказ ученика. Величайшие произведения искусства созданы по Библейским сюжетам. И время не властно над ними. Эти творения являются достоянием мировой культуры. Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Тютчев, Лесков – русские писатели – любили духовное чтение, знали Священное Писание. Они в своих произведения часто использовали сюжеты, символы, образы, темы, взятые из Библии. Одной из «вечных» является тема земного и небесного, одним из вечных образов произведений искусства является образ Ангела. «Ангел» - единственное из юношеских стихотворений, отданное поэтом Лермонтовым в печать и опубликованное с его полным именем в «Одесском альманахе» в 1839 году, незадолго до смерти поэта. Из учебной хрестоматии А.Г.Кутузова «В мире литературы» : «Чтобы исправить грешников и не дать им погибнуть, посылал Господь к людям Ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников». Серафимы и Херувимы – Ангелы, относящиеся к лику высших Ангелов. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого Ангела-хранителя. 

    Звучит  песня «Ангел».  

Информация о работе Сценарий мероприятия "Вечер духовной музыки"