Русская живопись рубежа XIX – XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание

Рубеж XIX – XX вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная мировая война 1904–1905гг. и революции 1905–1907гг., первая мировая война 1914–1918гг. и, как следствие, революции в феврале и октябре 1917г., свергшие монархию, а затем власть буржуазии.

Содержание

В духовной жизни России отразились социальные противоречия эпохи, и противоречия русской общественной мысли. В обществе возникает чувство катастрофизма времени, завершенности культуры. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалипсические мотивы. Однако, Россия тогда переживала период плодотворного и динамического развития культуры.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по культурологии. (Автосохраненный).docx

— 4.91 Мб (Скачать документ)

Демон Врубеля – существо страдающее. Страдание превалирует над злом, и в этом особенность национально-русской трактовки образа. Современники видели в его «Демонах» символ судьбы интеллигента – романтика, пытающегося бунтарски вырваться из лишенной гармонии реальности в ирреальный мир мечты. Этот трагизм мироощущения Врубеля, определяет его портретные характеристики: душевный разлад, надлом в его автопортретах, настороженность, почти испуг, но и величавую силу, монументальность – в портрете С. Мамонтова(1894), смятение и тревогу – всказочном образе «Царевны-Лебедь»(1900).

Врубель сам сформулировал  свою задачу – «будить душу величавыми образами от мелочей обыденности». М.А. Врубель «Автопортрет» 1904.

Уже упомянутый Савва Мамонтов сыграл очень большую роль в жизни  Врубеля. «Портрет Саввы Мамонтова» 1897г.

В Абрамцеве он много занимался  монументальной и станковой живописью, он обращается к фольклору: к сказке, былине, итогом чего явились панно  «Микула Селянинович», «Богатыри». Художник пробует себя в керамике, его интересует языческая Русь и Греция, Ближний Восток и Индия – все культуры человечества, художественные приемы которых он стремится постигнуть. И каждый раз почерпнутые им впечатления он претворял в глубоко символические образы, отражающие все своеобразие его мироощущения.

Самые зрелые свои живописные и графические произведения Врубель  создал на рубеже веков – в жанре пейзажа, портрета, книжной иллюстрации. В организации и декоративно-плоскостной трактовке холста или листа, в соединении реального и фантастического, в приверженности к орнаментальным, ритмически сложным решениям в его произведениях этого периода все сильнее заявляют о себе черты модерна.

Как и Коровин, Врубель  много работал в театре. Произведения, к которым он писал декорации («Снегурочка», «Садко» и др.), давали возможность «общения» с русским  фольклором, сказкой, легендой.

Творчество Врубеля ярче других отразило противоречия и мучительные  метания рубежной эпохи.

 

 

3. Влияние символизма в живописи  и группа «Мир искусства».  Возникновение новых течений в изобразительном искусстве. Русский авангард.

Русский символизм возник на рубеже 80 – 90-х гг. XIX столетия и осознал себя как ведущее идейно-художественное и религиозно-философское течение. Он вобрал в себя все достижения культуры рубежа веков, а потому во многом определил крупнейшие философские, художественные, а также косвенно научные и социально-политические достижения эпохи Серебряного века, включая художественный авангард, русскую религиозную философию. Символизм в России претендовал на выполнение универсальных, мировоззренческих функций в общественной и культурной жизни России (в отличие от французского, немецкого или скандинавского символизма, оставшихся литературно-художественными явлениями).

Идея синтеза искусства, философии, жизни, создание «целостного стиля» - стали апофеозом русского символизма. Именно это качество выделяло его  среди других национальных типов  символизма. В отличие от западноевропейского символизма, эволюционировавшего в 20-е годы в экспрессионизм, сюрреализм и др., русский символизм сформировал почву для постсимволических явлений русской культуры, таких как авангард, акмеизм, превратился в неоклассицизм и футуризм, ставший одним из важнейших течений революционной культуры в совокупности с типологически близкими явлениями – имажинизма и конструктивизма.

Серебряный век стремится к  новой органичности – отсюда его  неограниченно желание магического  искусства, некой сакральности, очищающей и преображающей действительности.

Символическое начало было главным  определяющим содержанием мира и  даже более реальным, нежели его  конкретное проявление в социальной действительности.

Для русского символизма характерным  было явление теургии – творческой реализации человеком божественного  начала, или уподобления себя Богу – Творцу. Поэтому на первый план выступают творческая ориентация и  реализация личности. Отсюда вытекает самая важная черта русского символизма – не познание мира, а его преобразование, не созерцание, а «жизнестроение».

Группа, в которой зародилось сильное  и влиятельное культурно-эстетическое течение, объединявшая вокруг журнала  «Мир искусства», возникла в Петербурге в начале 1890-х гг. со скромной целью самообразования. В короткое время она подготовилась к широкой общественной деятельности и стала оказывать влияние на текущую художественную жизнь. В развитии общественной жизни кружка особенно значительна роль С.П. Дягилева. Основная идея, руководившая им, вырастала из его глубокой убежденности в мировом значении русского искусства. Он поставил себе целью объединить лучших русских художников, помочь им войти в европейскую художественную жизнь и, по его словам, «возвеличить русское искусство на Западе». Этой задаче Дягилев посвятил всю свою деятельность. Его петербургская группа, включавшая Сомова, Бакста, Бенуа и Лансере, заключила тесный союз с Врубелем, Левитаном, Серовым, Коровиным, Нестеровым, Рябушинским и другими московскими живописцами. Это широкое объединение, неизмеримо переросшее масштабы первоначальной дягилевской группы, послужило базой, опираясь на которую, Дягилев смог организовать художественный журнал, ставший идейным центром русского искусства в первые годы XX-го столетия.

Журнал, получивший название «Мир искусства», выходил в течение 6-ти лет(1899–1904) под редакцией Дягилева, ежегодно устраивая художественные выставки под тем же названием. Основным ядром этих выставок неизменно оставались работы живописцев и графиков петербургской дягилевской группы. Именно в их среде сформировалось художественное течение «Мир искусства».

История «Мира искусства» имеет  два раздельных, хотя и взаимосвязанных  аспекта:

  • с одной стороны, это история творческого направления, сложившегося в петербургской группе художников, возглавленной Бенуа и Сомовым;
  • с другой стороны, это история сложного культурно-эстетического движения, которое вовлекло в свою орбиту ряд крупных русских мастеров, чье творчество развивалось независимо от петербургской группы, оно подчас далеко от нее по своему идейному содержанию и изобразительному языку.

Это движение захватило не только живопись и графику, но и ряд смежных  сфер культуры, и оказало влияние  на русскую архитектуру, скульптуру, поэзию, балетный и оперный театр, а также на художественную критику  и науку об искусстве. Просветительская работа «Мира искусства» в течении шести лет его существования направлялась по двум основным руслам: журнал, во-первых, освещал современное состояние изобразительного искусства в России и в некоторых странах Западной Европы и, во-вторых, планомерно, систематически открывал перед читателями забытые или непонятные ценности национальной художественной культуры прошлого. Чем дальше развивалась деятельность журнала, тем большее значение обретали в ней темы русской старины. «Мир искусства» эволюционировал от модерна к ретроспективизму. В ходе этой эволюции участники журнала совершили ряд важнейших историко-художественных открытий: именно «Мир искусства» заложил основы планомерного изучения русской художественной культуры XVIII в., дотоле полузабытый, а то и ошибочного истолкованной. Слава Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского, а также замечательных зодчих русского барокко и классицизма началась с работ Дягилева, Бенуа, Грабаря и др.

Они же первыми в отечественной  науке обратилась к наследию русских  романтиков и сентименталистов, исследователи  и по-новому оценили творчество О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, Ф. Толстого.

Тем же критикам принадлежит честь  кардинального пересмотра устоявшихся  ложных представлений о старинной  петербургской архитектуре. Её художественное значение было полностью переоценено. Статьи Бенуа, преклонявшегося перед  красотой старого Петербурга, явились  для тогдашних читателей подлинным  откровением.

В объединении «Мира искусства» возрождалась и формировалась русская  книжная графика нового времени, а также русская театральная  культура.

Журнал систематически поддерживал  развитие декоративно-прикладных искусств и художественного ремесла.

Наконец, именно с «Мира искусства» началась новая фаза в истории  русской художественной критики  и искусствоведения. Успехи, достигнутые  «Миром искусства» в организационных  вопросах, дали русским художникам импульс к созданию новых выставочных  группировок и творческих объединений.

В 1910-е гг. зарождается русский  авангард – как стремление перестроить  основы искусства вплоть до отрицания  самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают  новые школы и направления, которые  определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного искусства. Всем течениям авангардистского искусства свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности – трезвым расчётом, художественной образности – простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции – конструкцией, больших идей – утилитарностью. Новое искусство покоряет безудержной свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. В понятие «авангард» условно объединяются самые разные течения искусства XX в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм). Основные представители этого течения в России – В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все процессы, стремительно врывавшиеся  в жизнь русского общества в конце  XIX – начале XXвв., не могли не влиять на развитие культуры. Было бы неправильно упрощать их воздействие, оно было непрямым, сложным, противоречивым. Рассматриваемый этап истории культуры был очень плодотворным, ярким чрезвычайно разнообразным. Недаром Н.А. Бердяев оценивал его как «русский культурный ренессанс». «В эти годы писал, - писал он, - России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».

Рубеж конца XIX - начала XX века в русской культуре оказался переходным периодом для всех видов творческого самовыражения. В поисках новой эстетики претерпела качественные изменения музыка, театр, литература и изобразительное искусство. В искусстве появились разнообразные течения, направления, порой взаимодополняющие друг друга в выражении художественных идеалов, порой взаимоисключающие в определении роли искусства в мировой и отечественной культуре. Особенности мироощущения и миросозерцания, концепции всеобщего бытия и представления о прошлом, настоящем и будущем во многом определили своеобразие эстетического мышления, потребность воплотить новое содержание в соответствующих ему новых пластических формах, с чем связывалась идея создания большого современного стиля, способного выразить художественные и эстетические идеалы времени.

Русский символизм, в отличие от западноевропейского символизма, преимущественно  развивавшегося как литературно-художественная школа, с самого момента своего возникновения  стремился выйти за пределы собственно искусства и стать широким  культурным течением, определенным мировоззрением, имеющим своей целью спасение и преображение человечества. Русские  символисты считали, что подлинный  художник, будучи теургом, призван творить  не одни только художественные формы  жизни. Русский символизм - есть одно из типичных проявлений жизнетворчества.

Живописные системы русского символизма, построенные на пластической и литературной основах, образовали оригинальную национальную школу, которая занимает важное место общеевропейского символизма в сфере пластических искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Абаренкова, Е. Чудодеи: Из истории художественной жизни России конца XIX – начала XXвв./ Е. Абаренкова. – М., 1995.

2. Бенуа, А. Возникновение «Мир искусства». (Послесловие Т.Ю. Стернина)/ А. Бенуа. – М., 1998.

3. Воскресенская, М.А. Символизм как мировидение Серебряного века/ М.А. Воскресенская. – М., 2005.

4. Голицына, И. История русской живописи. Рубеж XIX – XX веков/ И. Голицина. – М., 2007.

5. Гусарова, А. Дизайнер эпохи модерна (О М.А. Врубеле)/ А. Гусарова// Родина. – 1999. – №1.

6. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство/ Т.В. Ильина – М. 2000.

7. История художественно-выставочных  объединений конца 1910 – начала 1930гг. уч. методич. пособие. – СПб., 1995.

8. Крусанов, А.В. Русский авангард: 1907 – 1932. (Исторический обзор). Т 1. Боевое десятилетие/ А.В. Крусанов. – СПб., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей  Алексеевич Коровин (1858 – 1908) в картине  «На миру»

 

Абрам Ефимович Архипов (1862 – 1930) в  картине «Прачки»

Сергей Васильевич Иванов (1864 – 1910)

 «В дороге. Смерть переселенца»

 

                           «Расстрел»

 

 

 

 

 

                         Николай Алексеевич Касаткин (1859 – 1930)

Информация о работе Русская живопись рубежа XIX – XX веков