Русская усадьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:50, реферат

Описание

О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура. Среди широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России. В отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место. Без внимания, понимания и любви к этому феномену нет и не может быть понимания отечественной истории, любви к России.

Содержание

1. Введение…………………………………………………...3
2. Определение «усадьба»..…………………………………4
3. Усадебная культура……………………………………....7
4. Усадебная культура - личность дворянина…………….13
5. Русская дворянская усадьба эпохи классицизма………17
6. Усадьба в конце IX начале XX века…………………….21
7. Гибель усадебной культуры……………………………..26
8. Заключение………………………………………………..31
9. Используемая литература……

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

 

                             2011

Содержание:

 

    Стр.

1. Введение…………………………………………………...3

2. Определение «усадьба»..…………………………………4

3. Усадебная  культура……………………………………....7

4. Усадебная  культура - личность дворянина…………….13

5. Русская дворянская усадьба эпохи классицизма………17

6. Усадьба в конце IX начале XX века…………………….21

7. Гибель усадебной  культуры……………………………..26

8. Заключение………………………………………………..31

9. Используемая  литература………………………………..32

 

 

 

 

1. Введение

О значении культурного  наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура. Среди широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России. В отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место. Без внимания, понимания и любви к этому феномену нет и не может быть понимания отечественной истории, любви к России.

Русская усадьба - поразительно емкое понятие. Именно она, будучи хорошо изученной, дает наглядное представление буквально обо всех процессах, происходивших в истории и культуре России в XVII - XIX веках. Как в капле воды отражается весь окружающий мир, так и в дворянской усадьбе отражается весь мир российской истории, весь мир российской культуры.

Уникальный по своим общественным функциям центр экономической, политической и культурной жизни нескольких поколений наших соотечественников – это русская усадьба. Именно усадьбы в значительной степени определяют «национальное лицо» нашей страны на мировом туристском рынке. Нигде в мире усадебная культура не занимает столь почетного места, как в России. Можно сказать: «Если хочешь получить представление о великой русской культуре, получи представление о десяти - пятнадцати дворянских усадьбах».

 

2. Определение «усадьба»

 Исследование комплекса отечественных словарей и справочников XVII - начала XX веков показало, что первые попытки определить понятие усадьба относятся к пореформенной эпохе - времени гибели былой усадебной культуры. Это вполне закономерно, так как раньше русская усадьба была реалией, которая по сути своей не требовала каких-либо комментариев, а с середины XIX в. начала гибнуть. В.И. Даль производит этот термин от слова «усада» (в западной транскрипции «усадище» или «усадбище»), определяя усадьбу как «господский дом на селе, со всеми ухожами (т.е. угодьями), садом и огородом». В первую очередь - это жилье, и прилегающая к нему территория. Здесь подразумевается усадьба только помещичья, тогда как на практике этот термин имел достаточно широкое толкование: как правило крестьянские избы с наделами также назывались усадьбами. Единственное отличие: прилагательное «господский», применяемое к дому. По Далю: «господином чествуют людей по званию, должности их..». Ближе по значению слова «господь и государь» т.е. «владыка, владелец, держащая власть на месте или в доме; барин, помещик, хозяин; кому покорны чада с домочадцы и слуги, или у кого есть подвластные». После освобождения крестьян нередко стали приобретать дворянские усадьбы лица из купеческой и крестьянской среды, становясь в понимании Даля «господами и государями».

Русский энциклопедический  словарь, издаваемый профессором Петербургского университета И.И.Березиным, в своем определении понятия «усадьба» учел его универсальность. По И.И.Березину это: «дом с принадлежащими к нему строениями и землею, находящееся под строением, принадлежащий помещику или крестьянину.» Во всяком имении усадьбы бывают господские или фермерские и крестьянские. Первые состоят из жилых или хозяйственных строений: гумен, садов и огородов, принадлежащих владельцу. Вторые из таких же строений, огородов, конопляников и крестьянских гумен. Усадьбы обыкновенно помещаются или на берегах рек или оврагов, где можно запрудить пруды». Это определение по сравнению с предыдущим существенно уменьшает размеры усадьбы, сокращая их до участка, находящегося под постройками, что в принципе правильно. Но согласно такому определению усадьбой могут быть названы даже одни хозяйственные постройки без жилых, которые в сочетании с угодьями имеют свое название - экономия, иными словами - крупное помещичье хозяйство. Ряд имений, находившихся на юге России, никогда не имел усадеб, а лишь состоял из экономии, которую обслуживали управляющий и рабочие (жилых построек для них и большого хозяйственного комплекса). Назвать это усадьбой в современном понимании этого термина, да и тогдашнем, невозможно. Нет у И.И.Березина и характеристики отличий помещичьей усадьбы от крестьянской, которая состоит из «таких же строений».

Любопытно, что  этот термин проигнорировали, самый  известный энциклопедический словарь  Брокгауза-Ефрона, двадцатитомная «Большая энциклопедия», издававшаяся в 1900 - 1909 гг. под редакцией С.Н.Южакова, другие авторитетные издания.

Другие дореволюционные  «усадьбы» являются вариантами статей из В.Даля и И.Березина, и в силу своей компилятивности не имеют самостоятельного значения.

В постреволюционное  время в трех изданиях «Большой Советской  энциклопедии» определения «усадьбы» в сущности схожи и наиболее емко формулируются в третьем издании А.Ю.Беккером: «Усадьба в русской архитектуре - комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих единое архитектурное целое». Однако понятие «единого архитектурного целого» достаточно абстрактно, в него может не попасть ряд интересных построек, сооруженных поодаль от остальных, кроме того, такое определение усадьбы опять-таки оставляет весьма широкий простор для толкований. Ведь не сказано, чем она отличается от других архитектурных комплексов. А нечеткое определение дает возможность понимать под усадьбой совокупность самых разных зданий и прилегающих к ним территорий, в т.ч. общественных или культовых. Так, Общество изучения русской усадьбы относило к объектам, по его мнению составляющих памятники усадебного искусства, в ближнем Подмосковье, здание бывшей почтовой станции в селе Черная Грязь и разновременный комплекс сооружений Перервинского монастыря, ныне расположенный в черте города. Определенную роль в этом, по-видимому, играл тот факт, что в 1920-х г.г. в системе Народного комиссариата просвещения существовало особое управление, ведавшее музеями-усадьбами и музеями-монастырями. Здесь, безусловно, более учитывались не научные, а ведомственные интересы: автором определения «усадьбы» в 1-м издании «Большой Советской Энциклопедии» был член общества А.И.Некрасов. В определение «усадьба» Большого Энциклопедического словаря добавляется, что усадьба не только архитектурное, но и «хозяйственное целое». В нем отмечено, что крестьянская усадьба «...включала избу, гумно, хлев, покосы и др.», помещичья - «...барский дом, обслуживающие постройки, парк, церковь и т. д.». Но такое деление также нечеткое: гумно, хлев, покосы могли быть и у помещика, при отсутствии церкви и парка. «Дом» и «изба» - понятия также достаточно абстрактные, а в усадьбах XVI - начала XVIII вв. они нередко отличались лишь размерами. Недаром бывший московский уездный предводитель дворянства князь Алексей Борисович Голицын еще в 1791 году в письме к своему брату Владимиру писал о том, что приехал в свою подмосковную усадьбу Узкое охотиться и из-за дождя «...трое сутки сидел в избе и из терпения вышел». Здесь слово «изба» обозначает - деревянный господский дом.

Одно из последних  по времени определений принадлежит А.В.Степанову и Н.Ф.Метленкову - авторам книги «Архитектура», изданной фондом Д. Сороса. Для них это «вид жилья: участок земли с комплексом необходимых для определенного уклада жизни сооружений (жилой дом, хозяйственные постройки, парк или сад, пруд или бассейн и т.д.)». На наш взгляд, оно наиболее правильно, так как суммирует основные сведения об усадьбе. Но очевидна неполнота и этого определения, поскольку и здесь назвать усадьбой можно достаточно большое количество объектов, на деле не являющихся таковыми.

Поскольку русская  усадьба - явление очень многогранное, охватывающее практически все стороны  жизни человека, - создавалась и  складывалась на протяжении многих веков, трансформируясь и эволюционируя, то едва ли можно все это загнать в несколько сухих слов справочного издания.

 

3. Усадебная  культура

 

Усадьбу следует  рассматривать как культурное явление, которое в литературе часто называют «дворянское гнездо» или «культурное гнездо». Построенные дворянами на обширных просторах России усадьбы становятся культурными центрами, в которых владелец устраивал свой мир по своему разумению. Каждая усадьба становилась воплощением представлений владельца об идеальной, естественной жизни на лоне природы. Таким образом, культурологический уровень следует рассматривать с точки зрения сосредоточения в усадьбах богатых дворян и помещиков культурно-художественной жизни. Усадьба становится тем центром, где реализуется в полной мере романтический идеал эпохи – жизнь как художественное творчество, как исключительно эстетическое восприятие действительности. Исследователи дали этому общественному явлению очень характерное определение – «домашний романтизм». Каждая усадьба, каждое дворянское гнездо становится как бы домашней Академией художеств. Музицирование, занятия поэзией, писание эстетических трактатов, коллекционирование редкостей и произведений искусства, практическое участие в ландшафтном обустройстве - вот неполный перечень занятий обитателей усадеб. Этот процесс, который исследователи называют «отзеркаливанием культуры столицы», был обусловлен желанием владельца усадьбы построить свой мир по образу и подобию столичной культуры.

 Одним из высоких проявлений русской усадебной культуры по праву признана архитектура. Однако не одна она «делает лицо» русской дворянской усадьбы.

Понятие "русская  усадебная культура" претерпело эволюцию от замкнутой средневековой  культуры XVII века, когда усадьба  имела явно выраженный хозяйственный уклон, к середине XVIII - первой половине XIX века к периоду расцвета. Именно в этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково. Архангельское в Москве). С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли (доминирующую роль в ансамбле играл усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный, по типу Версаля, парк).

 Дворянство, освобожденное в 1762 году от  обязательной военной службы, обустраивало  свои городские и сельские усадьбы. Столь бурное обустройство "дворянских гнезд" многие историки напрямую связывают с манифестом о вольности дворянства. Дело в том, что жалобы русского дворянина, жившего в середине XVIII в., на то, что ему не хватает времени для занятий своим имением, возымели свое действие. Назревающий конфликт общественного и личного был разрешен указом Петра III «Об освобождении дворянства от обязательной государственной службы». Очевидцы утверждали, что после выхода указа все дороги из Москвы и Петербурга были запружены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со своим скарбом покидали обе столицы и уезжали на жительство в родовые имения, где все было приспособлено для жизни и безбедного существования: вотчинные конторы, выгоны, сыроварни, полотняное производство, лесопильни. Но если бы наши предки в этих райских уголках занимались только лишь хозяйственными делами и отдыхом, Россия лишилась бы огромного пласта отечественной истории, а о русской усадьбе как о феномене культуры сегодня никто бы и не вспомнил.

Русская усадьба  – значительное и своеобразное явление  отечественной художественной культуры. Она привлекает к себе возрастающее внимание, притом не только специалистов – историков и искусствоведов, но и более широких кругов интеллигенции. Связь этого процесса с возрождением духовной культуры в современной России и с пробуждением интереса к историческому прошлому русского народа, особенно к дворянской культуре как источнику нравственных просветительских и эстетических идеалов своего времени, несомненна. При этом в литературе последних лет проступает тенденция отождествления дворянской культуры с усадебной. Историческая наука проникается сознанием неразрывной связи дворянской культуры с поэтическим миром усадьбы.

Усадебная культура, слагавшаяся во взаимодействии различных видов искусства, художественной и общественной жизни, культурного повседневного хозяйственного быта, комфортабельной, во многих случаях изысканной архитектурной среды и живописной русской природы представляется средоточием явлений, не только типичных для русской художественной культуры, но зачастую и оказывавших на нее значительное воздействие.

В отличие от театра, музыки, архитектуры усадебная  культура вовсе не является результатом  какого-либо обособленного вида творческой деятельности. Она вбирает в себя и неким образом синтезирует самые разные формы выражения поэтических идеалов эпохи. Вкупе с воздействием на усадебное искусство различных природных условий, своеобразных, исторически сложившихся социальных и экономических факторов, проявления синтетичности в нем способствовали образованию того ярко выраженного феномена, который был тесно связан с русской художественной культурой и получил наименование русского усадебного искусства или русской усадебной художественной культуры. Все это вместе взятое определило своеобразие места усадебной культуры в национальной художественной культуре второй половины IX века. Синтетические качества усадебной культуры определились, с одной стороны, связью пластических видов искусства – архитектуры, садово-паркового, прикладного, изобразительного и так называемых зрелищных – балета, музыки, театра; с другой, - взаимодействием профессионального и народного творчества.

Большую роль в  возникновении синтетического характера  русской усадебной культуры сыграла церковная культура, которая сама по себе тоже обладает признаками синтетичности. При всем распространении атеизма во второй половине IX века следует признать первостепенное значение в мировоззрении и духовной культуре человека того времени религиозных верований. Хотя по сравнению с допетровской Русью и с XVIII веком связь русской художественной культуры с духовным просвещением и церковным строительством в IX столетии значительно ослабела, но все же была весьма существенной, что особенно ярко проявилось в условиях усадьбы. Место церкви в усадебной жизни этой эпохи определялось ее значением как центра духовного просвещения и провозглашаемым ею постулатом «все равны перед Богом». Речь идет об атмосфере духовного единения людей в ходе церковного богослужения, которая была особенно ощутимой в условиях деревни. Несколько обособленное расположение церкви в составе усадебного комплекса определялось стремлением владельцев поместья предоставить крестьянам соседних деревень возможность присутствовать на богослужении. Нередко бывали случаи, когда помещики отказывались от возведения церкви на территории усадьбы и сооружали ее в центре ближайшей деревни, пользуясь ею, однако, на правах вотчинной. Значение церкви, входившей в комплекс усадебных построек или построенной в деревне, усиливалось еще тем, что она традиционна служила местом захоронения владельцев имения и благодаря этому была особо почитаема ими.

Русская усадьба  во второй половине IX века была, таким образом, не только благоприятной средой обитания и культурно-художественной средой, в которой формировались эстетические идеалы человека той эпохи и в определенной мере удовлетворялись его духовные потребности, но и создавала дополнительные, по сравнению с городом, условия, которые способствовали общению с народом и пробуждали интерес к его жизни.

Во второй половине IX века усадебная культура приобретает новые, по сравнению с первой половиной этого столетия, типологические качества. В ее развитие и судьбе, естественно, неотвратимо сказалась реформа 1861 года, изменившая многие составляющие социального, хозяйственного и экономического устройства России. Она расшатала фундамент, на котором покоились замкнутость и самодостаточность вотчинного поместья, уничтожила понятие о безграничности власти помещика над крестьянами, предоставила крестьянам при освобождении от крепостной зависимости право выкупа находившейся в их пользовании земли в полную собственность, побудила помещика перейти к капиталистическим формам хозяйствования, способствуя тем самым развитию капитализма и в земельческой сфере. Однако этот переход совершился не сразу, а растянулся на довольно длительное время. Как известно, барщинную сельскохозяйственную систему сменила система отработок, а во многих имениях стал применяться и наемный труд. Для помещиков в большинстве случаев стало непосильным содержать многочисленную дворню, которой при отмене крепостного состояния было отказано в получении земельных наделов. Выход для нее, как и для беднейшей части крестьянства, был один – поиски заработков в городе, главным образом на строительстве. С другой стороны, потребность в строительных рабочих в загородном поместьи побуждала иногда привлекать их из более отдаленных деревень и даже из города. Развитие в последующие годы капиталистического производства и изготовление на его основе дешевых декоративно-прикладных изделий, получавших все большее распространение, способствовало отказу помещиков от создания руками бывших крепостных художественных произведений, которые теперь стали обходиться намного дороже, чем фабричные изделия. Все это приводило к разрушению замкнутого самообеспеченного мира русской усадьбы.

Информация о работе Русская усадьба