Русская иконопись и фреска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:10, реферат

Описание

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.

Содержание

1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
1.1. Корни древнерусской иконописи …………………………………………3
1.2. Причины забвения русской иконы ………………………………………..6
1.3. Признание громадного художественного значения древне-
русской иконы и возрождение интереса к ней…………………………7
2. ЯЗЫК ИКОН
2.1. Сюжеты древнерусской живописи ……………………………….……….11
2.2. Образы Спаса ……………………………………………………….………12
2.3. Образы Богородицы ………………………………………………….…….14
Список литературы …………………………………………….…………….17

Работа состоит из  1 файл

иконопись.docx

— 36.53 Кб (Скачать документ)

 Почитание  "Богоматери Владимирской" привело  не только к тому,  что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северовосточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала."Умилением" является прославленная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон,  в битву на Куликовом поле,  Где одержана была великая победа над татарами.    

 Кроме изображений  типа "Умиление",  многочисленными и любимыми  были изображения Богоматери с младенцем на руках,  которые

назывались "Одигитрия",  что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия",  Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления,  обращенном к сыну.  Иногда "Богоматерь Одигитрию",  называют "Богоматерь Смоленская".  Дело в том,  что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитри" находился в Смоленске.     

 Существует  еще  несколько различных по композиции изображений Богородицы.  К ним относятся: "Богоматерь Казанская", "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся)", "Богоматерь Знамение".     

 Кроме рассмотренных  нами икон, существует еще несколько  сюжетных групп:  иконы с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла,  Козьмы и Демьяна и многих других.  Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения.      
 

 Мы познакомились  с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского  слова, в основной своей части  знакомы всем христианским на-

родам. Но благодаря  особому отношению к христианскому  слову,  к

задачам, опирающейся  на него живописи,  эти сюжеты стали на Руси

основой самобытного,  уникального в мировой культуре  явления  -

древнерусской иконописи.                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        
 

 Алпатов М.В.  Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное

искусство, 1978.    

 Барская Н.А.  Сюжеты и образы древнерусской  иконописи. - М.,

Просвещение, 1993.     

 Володарский  Н.И.  По залам  Третьяковской  галереи.  -  М.,

Изобразительное искусство, 1970.    

 Иванов А.П.  Духовные основы церковного искусства. - Журнал

московской патриархии N5 1989, с.67.    

 Любимов Л.Д.  Искусство древней Руси.  -  М.,  Просвещение,

1974.    

 Успенский  А.А.  Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987, с.73.     

 Ямщиков М.С.  Сокровища Суздаля.  - М.  Изобразительное искусство, 1970. 
 

Информация о работе Русская иконопись и фреска