Революция и культура. Революционное искусство в Советской России 1917- начала 1930-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, реферат

Описание

Исходя из научной и гражданско-политической актуальности темы, можно определить цель реферата:
· рассмотреть влияние октябрьской революции 1917 года на культуру России, до начала 1930-х годов. Для ее достижения ставятся следующие задачи:
· изучить литературу и исторические источники по данной теме;
· рассмотреть строительство новой культуры, как способ создания нового мировосприятия у человека;
· показать влияние советской власти на все сферы культуры;
· рассмотреть основные направления развития кинематографа и радиовещания в Советском государстве, и определить их роль как основного средства пропаганды социализма;
· охарактеризовать основные революционные направления в литературе и живописи;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Революционные направления в литературе и изобразительном искусстве
1.1. Литературные и творческие объединения……………………………….....6
1.2. Создание союза писателей СССР…………………………………………...9
1.3. Развитие искусства в 20е-30е годы в СССР………………………………12
Глава 2. Кинематограф и радиовещание
2.1. Кинематограф в период 20ых-30ых годов.……………………………….17
2.2. Радиовещание - «рупор революции»……………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………...23
Список литературы и использованных источников………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Культура СССР 20ых-30ых.docx

— 58.79 Кб (Скачать документ)

23 апреля 1932 г. ЦК партии  принял Постановление “О перестройке  литературно-художественных организаций” которым были ликвидированы все существовавшие в 20-х годах художественные группировки и создана единая организация - Союз художников СССР. На Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. А М. Горький дал определение метода “социалистического реализма”, подразумевающее творческое использование классического наследия мировой культуры, связь искусства с современностью, активное участие искусства в современной жизни, изображение ее с позиций социалистического гуманизма. Продолжая гуманистические традиции предшествующего искусства, соединяя их с новым, социалистическим содержанием, социалистический реализм должен был представить собой новый тип художественного сознания.

Большие усилия были приложены  к формированию уже в 30-е годы национальных художественных школ, к  созданию многонационального советского искусства. В 1932 г. были учреждены Всероссийская  Академия художеств и Институт живописи, скульптуры и архитектуры.

К началу 30-х годов была нарушена основа основ творческого  процесса - свобода самовыражения  художника. За все более жестким  утверждением единственного стиля, и образа жизни, при исключении из действительности, какого бы то ни было проявления свободы выбора, все в  большей мере декретировалась и  единая художественная форма. Поскольку  искусству отводилась роль “разъяснителя” директив в наглядной форме, оно естественно превращалось в искусство иллюстративное и прямолинейное (“понятное”), утрачивало всю полноту, сложность и многогранность выразительных средств.

Фальсификация истории, гуманистических  идей вела к психологической ломке  творческой личности. И в свою очередь, художник, создавал образ ложный, фальшивый, но построенный на принципах визуального  правдоподобия, заставлял уверовать  в него массы, которые были полны  искреннего (а в 30-е годы особенно ярко выраженного) стремления к всеобщему  счастью трудящегося человечества. В этом и заключается величайшая трагедия того времени.

 

 

 

Глава 2. Кинематограф и радиовещание

2.1. Кинематограф в период 20ых-30ых годов.

 

Еще задолго до революции  В. И. Ленин, большевистская печать, передовые  деятели прогрессивной культуры пристально присматриваются к кинематографу  и пытаются наметить перспективы  его развития. Следует подчеркнуть, что еще в предреволюционное десятилетии В. И. Ленин не только дает замечательно четкую характеристику буржуазного кинематографа как средства развлечения (“приносит больше зла, чем пользы”), но и подмечает ряд других важных черт нового вида зрелища и способа познания мира[7, c. 18].

В некоторых случаях он обращает внимание на возможность применения кино как исследовательского инструмента  и учебного пособия. Так, в 1914 году в  статье “Система Тэйлора - порабощение человека машиной”, посвященной методам рационализации и американской промышленности, Ленин упоминает об использовании киносъемки для изучения производственных процессов и для обучения рабочих наиболее целесообразным трудовым движениям.

За несколько месяцев  до Октябрьской революции, летом 1917 года, в беседе с В. Бонч-Бруевичем  Ленин снова отмечает огромные возможности  кино, на сей раз как средства популяризации знаний. Следовательно, еще до Октябрьской победы Ленин  как бы нащупывает те виды и формы  кинематографа, которые нужно будет  использовать при построении социализма в стране.

Уже в первые годы революции  Коммунистическая партия ставит задачи значительного расширения социальных функций кинематографа. Она рассматривает  его не только как средство отдыха и развлечения (каким он по преимуществу и был до революции), но и как  орудие просвещения и коммунистического  воспитания масс[1, c. 10].

Кинематограф входит в  арсенал культурной революции. В  важнейшем партийном документе, принятом VIII съездом РКП(б) (1919 г.) - новой программе партии, - кино упоминается в числе главных средств внешкольного образования.

Так, уже в самые первые годы революции было намечено основное направление развития кинематографа  в государстве рабочих и крестьян. В указаниях партии еще не было сказано ни о творческом методе советского искусства, ни о тематике фильмов, ни о месте кино в эстетическом воспитании зрителей. Но здесь было уже сформулировано главное: кинематограф должен быть подчинен интересам трудового народа - рабочих и крестьян, должен включиться в работу по просвещению масс, должен стать помощником партии в коммунистическом воспитании миллионов людей.

Однако реализация этой программы  в масштабах огромной страны потребовала  немало времени и была сопряжена  с преодолением больших трудностей[38, c. 111].

Нужны были преданные революции  и понимающие новые задачи, творческие кадры. Нужна была материально-техническая  база. Нужны были крупные валютные средства для приобретения за границей не производившихся в России киноаппаратуры и пленки. Нужны были, наконец, кадры руководителей, разбирающихся в киноделе и способных направить его на пользу социализма.

Трудности усугублялись тем, что в первые месяцы революции  партия не имела возможности вплотную заняться организационными вопросами  кинематографа. Все силы молодого Советского государства были сосредоточены  на решении первоочередных задач - на создании органов управления, на борьбе с внутренней и надвигавшейся  внешней контрреволюцией, на хозяйственных  вопросах. Лишь в январе 1918 г. приступила к работе первая советская киноячейка - Киноподотдел Внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению.

В мае 1918 выходят первые после  революции указания В.И. Ленина по вопросам кино[43, с. 521].

Придавая большое значение кинематографу как средству информации и пропаганды, Ленин отдает распоряжение Наркомату иностранных дел отправить  в Америку десять экземпляров  кинохроники отображающей Октябрьские  события. Одно временно он предлагает отправить туда же пять экземпляров  снятого еще в период февральской  революции полуигрового фильма “Царь Николай I самодержец Всероссийский”.

Ленин проводит через Совет  Народных Комиссаров решение об отпуске  Всероссийскому кинокомитету десяти миллионов  рублей на текущие расходы и крупной суммы в иностранной валюте для закупки за границей киноаппаратуры, пленки и лучших научных фильмов.

Примечательно, что уже  в самые первые годы революции, в  годы напряжённейшей политической, экономической, военной борьбы в центр внимания киноорганизаций была поставлена задача создания собственного, советского, государственного производства фильмов[31, с. 89].

Еще в 1918-1919 годах Наркомпрос намечает весьма обширную программу выпуска кинокартин, изложенную А.В. Луначарским и другими деятелями советской культуры в сборке “Кинематограф”.

Для конкретизации планов производства фильмов и подготовки сценариев в составе Московского  и Петроградского кинокомитетов  создаются литературно-художественные отделы. К работе в них привлекаются крупнейшие писательские силы: А. Толстой, А. Серафимович, В. Брюсов, А. Белый - в  Москве; А. Горький, А. Блок и другие - в Петрограде[31, с. 110].

Горький набрасывает большой, детально разработанный тематический план инсценировок истории культуры - от самых ранних этапов формирования человеческого общества до настоящего времени. В последствии, для привлечения к работе в кино новых литературных сил объявляются открытые сценарные конкурсы.

Научный отдел Кинокомитета привлекает ведущих ученых Московского  университета и других высших учебных  заведений к разработке планов выпуска  научных и учебных картин по биологии, медицине, географии, технике, литературе. В этой работе принимают участие  А. Сидоров, В. Поссе, В.Шервинский и другие. Для подготовки творческих и инженерно - технических кадров создаются первые в мире государственные киношколы: Государственная школа кинематографии в Москве (ныне ВГИК), институт Экранного искусства - в Петрограде (позже был слит с Ленинградским театральным институтом), Высший институт фотографии и фототехники - также в Петрограде (ныне Ленинградский институт киноинженеров)[37, с. 67-68].

Увеличивается выпуск экранизаций  художественной литературы. Появляются новые киноинсценировки: «Власти тьмы» и «Живого трупа», “Вия”. Экранизируются “Муму” Тургенева, “Кроткая» Достоевского, “Таис” Л. Франса.

Но уже в конце 1918 и  в первой половине 1919 года перестает  существовать большинство русских  частновладельческих кинофирм.

26 августа 1919 года В.И.  Ленин подписывает декрет, касающийся  смежной с кинематографией области  - театральных предприятий. Согласно  декрету, все театральное дело  в республике объединялось в  руках государства, высшее руководство  театрами возлагалось на Народный  комиссариат по просвещению, а  все театральное имущество (здания, реквизит) объявлялось национальным  достоянием.

На другой день, 27 августа, Ленин подписывает аналогичный  декрет, относящийся к кинематографии.

День подписания Декрета  принято считать официальной  датой ликвидации русской капиталистической  и начала советской социалистической кинопромышленности.

 

2.2. Радиовещание - «рупор революции»

 

В отношение к радиовещанию в СССР были следующие позиции. После  Первой мировой войны, когда беспроволочная связь была введена в употребление в гражданских сферах, развитие этой новой техники в государствах Западной Европы стало форсироваться.

Радиовещание в Советском  Союзе, прежде всего, это использование  новинок технического прогресса  в интересах государственной  идеологии, сопровождающееся наиболее полным охватом населения. Если попытаться определить, в чем состоит сущность государственной пропаганды, то ее можно описать следующим образом: полный контроль над имеющимися средствами массовой информации плюс как можно  более совершенная техника плюс широкое внедрение средств массовой информации в жизнь общества.

Октябрьская революция одним  махом стерла все границы между  использованием радио в военных  и мирных целях. В тех частях, где  имелись радиоприемники радисты вывешивали на стенах сообщения для общественности, кроме того, существовали специальные “окна радио” Лишь 19 июля 1918 г. все радиодело было централизовано декретом Совета народных комиссаров под началом Наркомата почт и телеграфов. За исключением специальных военных радиостанций в его подчинение перешли все радиостанции, включая обслуживающий персонал. Соответствующие производственные предприятия перешли в подчинение Верховного Совета народного хозяйства (ВСНХ)[40, с. 168].

В 20-е гг. складываются жанры  Радиовещание (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире - первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи - “Радиооктябренок”, “Радиопионер” (впоследствии “Пионерская зорька”); “Культурное наследие - детям”; молодежная - “Молодой ленинец”; с 1926 - “Крестьянская радиогазета”, “Рабочая радиогазета”, этнографические концерты. Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках - в 1925-27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий, Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов и  др. Регулярные обзоры под рубрикой “Литература - массам” знакомили  слушателей с творчеством советских  писателей и классическим литературным наследием. Радиовещание популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты раскрывали основные этапы истории  мировой музыкальной культуры. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра. С 1925 в программе  Радиовещание появились беседы и  лекции на социально-политические и  научно-технические темы. В конце 20 - начале 30-х гг. для целенаправленного  образования населения были созданы  рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников)[37, с. 100].

С 1928 по 1933 мощность советских  радиовещательных станций увеличилась  в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле был образован Всесоюзный комитет по Радиовещанию, в 1932 - 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930). Постановление ЦК ВКП (б) “О перестройке рабселькоровского движения” (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

Главной проблемой, без сомнения, являлось количество радиоприемников, распределенных по территории страны неравномерно, т.к. 92% их находились в  городах. Уже распоряжением от 14 июля 1925 г. дальнейшее наращивание количества радиоприемников в Московском округе было объявлено нежелательным; рекомендовалось  уделить больше внимания периферии. И это неудивительно, ведь уровень  неграмотности на селе был самым  высоким.

Была выдвинута цель: установить радиоприемники “во всех уголках  нашего СССР”[40, с. 172].

В отчете VII съезду Советов, о котором упоминалось в начале, перечислялись все недостатки и  промахи радиофикационной политики. Однако советское правительство  проявляло серьезную заботу о  радиофикации страны, о чем свидетельствуют  девять новых распоряжений Совета народных комиссаров и Центрального исполнительного  комитета, принятые между 16 августа 1931 г. и 20 сентября 1934 г., а также планы  по укрупнению передающих радиостанций. Что касается технической базы радиовещания, то в отчете ей давалась отрицательная  оценка. Качество подавляющего большинства  передатчиков Союза до 1934 г. находилось на чрезвычайно низком уровне. Причина  низкого качества в использовании  устаревших и отслуживших свое радиопередатчиков  поколения 1924-1927 гг., а также не удовлетворяющей  техническим требованиям аппаратуры периода 1928-1932 гг.

Информация о работе Революция и культура. Революционное искусство в Советской России 1917- начала 1930-х годов