Ренессансная концепция мира и человека в итальянском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:49, реферат

Описание

Эпоха Возрождения занимает особое место в мировой культуре. Ее идеалы давно приобрели универсальный, общечеловеческий характер. Однако масштабность, противоречивость величие эпохи до сих пор оставляют спорными, нерешенными целый ряд принципиальных проблем. Так, нет единого мнения по хронологии эпохи, спорным остается вопрос и о географии культуры Возрождения: является ли Ренессанс исключительно итальянским, в крайнем случае, западноевропейским феноменом, или же это общекультурное закономерное явление?

Содержание

1. Возрождение как тип культуры. (стр. 2-3)
2. Итальянский гуманизм: характерные черты и этапы развития. (стр.3-6)
3.Эволюция итальянского гуманизма и его основные представители. (стр. 6-14)
4.Заключение. (стр.15-16)
5.Литература. (стр. 17)

Работа состоит из  1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Итальянские гуманисты  стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития отдельной личности. Они прославляли радости земной жизни, стремились критически анализировать как высший, так и внутренний мир человека. Ярчайшее воплощение эти идеи нашли в ренессансном искусстве.

 

Ренессансное искусство  не стояло в стороне от гражданской  жизни. Оно было связано с эпохой, по-своему осмысливало и оценивало то, что происходило. В нем наряду с пленительной чувственностью земного есть что-то от недостижимого идеала. Историю итальянского искусства эпохи Возрождения принято делить на четыре этапа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение.

 

Таким образом, начинался  гуманизм с прямого обожествления  человека в его неповторимых индивидуальных проявлениях, завершился же обожествлением государства и общества. После  Т. Мора утопии стали появляться одна за другой.

 

Кризис гуманизма имел множество разнообразных симптомов и проявлений, но все они проистекали из одного источника. Гуманизм культивировал такой образ человека, придавал ему такой статут, который не мог выдержать испытание временем и не прийти к самоотрицанию. Во второй половине XVI века весь ход общественного развития заставляет усомниться в безграничных возможностях человека. Художник - центральная фигура эпохи - перестает ощущать себя божественным творцом, для которого нет ничего неосуществимого. В этой ситуации воспевать божественное достоинство человека гуманистам стало трудно. Пришло время, когда гуманисты стали рассматривать свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в конкретных жизненных ситуациях, и тогда их гуманизм, претерпев самые радикальные изменения, становился мировоззрением уже совсем не ренессансного типа.

В целом Реформация сыграла  исключительно важную роль в становлении  новой мировой цивилизации. Она  изменила сознание человека, открыла  перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от постоянной опеки церкви, получил право, опираясь лишь на свою совесть, решать, как ему следует жить.

 

Одним из важнейших результатов  Реформации является создание основ  светской культуры. На национальные языки  переводится Библия, что придает мощный импульс развитию этих национальных языков. Начинается формирование национальных культур, а на смену католическому универсализму приходят церковные организации, ограниченные государственными рамками.

 

Протестантизм способствовал появлению человека буржуазного общества - независимого автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного в своих суждениях и поступках. Именно в протестантском менталитете с наибольшей полнотой воплотился новый, буржуазный, тип личности с новой культурой и отношением к миру. Было пересмотрено отношение к труду, приобретшему религиозно-этическую ценность, тогда как неумение и некомпетентность в своем деле стали рассматриваться таким же тяжким грехом, как и праздность. Характерными чертами этой личности становятся недоверие к догмам, вера в возможность бесконечного развития и совершенствования собственного «Я», а потому и критическое отношение к собственным успехам. Этот тип личности отрицает право на монопольное обладание истиной за кем бы то ни было и рассматривает человека в качестве высшей ценности.

 

Кроме того, индивидуализм  и свобода, выдвигаемые Лютером  на первый план, логически приводили  к провозглашению равенства людей  в вопросах веры. Из этого духовного  равноправия вытекало и равенство людей вообще - тот принцип равенства людей, который станет главным стержнем новоевропейской культуры в XVIII веке.

 

Таким образом, формирующийся  в Западной Европе капитализм получил  в протестантизме свое духовное обоснование. А протестантизм в свою очередь способствовал раскрытию всех возможностей нового общественного строя, стал фундаментом для новой системы ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Арган Дис. К. История  итальянского искусства Пер. с  ит. В 2т. Под науч. ред. В.Д.  Даисиной - М,: Радуга, 1990.-319с. ил. 96л.

 

2. Берестовская Д.С.  Художественная культура эпохи  Возрождения. - Симф., 2002.- 143 с.

 

3. Брагина Л.М. Итальянский  гуманизм - М.: Высш. Школа, 1977.- 252 с.

 

4. Буркхард Я. Культура  Италии в эпоху Возрождения.

 

5. Быстрова А.Н. Мир культуры: (основы культурологии) - М.: Новосибирск: ЮКЭА, 2002.- 710с.

 

 


Информация о работе Ренессансная концепция мира и человека в итальянском искусстве