Религия в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – изучить место и значение религии в системе культуры.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие религии.
2. Представить характеристику культуры, задаваемой ей религией.
3. Охарактеризовать религиозную культуру и процесс ее секуляризации.

Содержание

Введение 3
1. Понятие религии 4
2. Характеристика культуры, задаваемой ей религией 6
3. Религиозная культура и процесс ее секуляризации 8
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Культурология - Религия в системе культуры.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

     Когда же появились другие социальные интеграторы  и «мотиваторы», религия превратилась в «частное дело» отдельных индивидуумов. Это характеризует тот исторический период, когда множество членов общества все еще остаются христианами, но «прогресс человечества» — то есть ориентация на эффективность, никак не связанную с религиозной верой — не имеет ничего общего с Церковью; скорее, наоборот.

     В XX веке еще присутствовала ситуация, когда «христианские ценности» в какой-то мере определяли жизнь общества (так, православный богослов протопресвитер Александр Шмеман обращал внимание на тот факт, что послевоенная Америка - одновременно самая религиозная и самая секулярная страна в мире). Однако с завершением процесса секуляризации христианская религия перестает быть даже «частным делом» отдельных людей. Если раньше она еще могла укрываться в душах и умах тех, кто в обыденной жизни следовал законам «новой прагматики без Бога», то теперь - и именно теперь - христианство по существу становится принципиальным оппонентом современной постхристианской культуры12.

     Здесь надо обратить внимание на интересную «диалектику секуляризации». Дело в том, что противостояние религии и культуры, которое началось в Новое время, было не столько содержательным, сколько «эмоциональным». В пору ожесточенной борьбы религии и секуляризующейся культуры оппоненты, страстно восставая друг на друга, естественным образом были «замкнуты» друг на друга. Но тогда это была, прежде всего, борьба за власть, то есть за право определять смысл человеческой жизни и, соответственно, мотивы человеческой деятельности. Когда же в XX веке светская культура вполне освободилась от «церковного влияния», а Церковь, в свою очередь, была совершенно освобождена этой культурой от значимого участия в социокультурном процессе, «эмоциональный» накал спал, и выявилось именно содержательное противоречие.

     Это не старое противоречие между культурой, опирающейся на эффективность и поэтому обращенной в будущее, и религией, якобы ориентированной только на прошлое, которое «поставляет» ей архаичные истины веры (с появлением ощущения «конца истории» умер и сам «прогресс»). Существенное противоречие заключается в конфликте между прагматизмом «века сего» и «прагматизмом» Царства Божия, пришедшего в силе в лице Христа. Религия перестала быть социально полезной, «функциональной» - и поэтому секуляризация совершилась.

     Но  религия имеет дело с «вечным в человеке» и через человека присутствует в обществе и истории. Религия - социальна, даже если она «социально неэффективна». Место религии в жизни человека и общества не может занять ничто другое, потому что она отвечает на особые вопросы: об отношении к Богу и об отношении к другому - перед лицом Бога.

     Поэтому конфликт христианства и секулярной культуры можно описать так: это  столкновение мира, ставшего в новейшую эпоху самодостаточным, с реальностью (или проблематичной возможностью) потустороннего Бытия - как в индивидуальном, так и в космическом плане. Это столкновение происходит, разумеется, в человеческом сознании, а значит, и в общественном сознании, коль скоро человек - «животное политическое», как говорил Аристотель, то есть социальное существо.

     Парадокс  секуляризации в том, что культура окончательно перестает быть христианской в религиозном отношении, отдавая  вопросы веры во власть свободного произволения граждан. Это  вторая существенная особенность нынешней религиозной  ситуации в «христианском мире».

     В настоящее время в России, власть вполне допускает религиозность  как элемент индивидуального  опыта, оправдывает ее - постольку, поскольку религия безвластна в социально-политическом отношении (то есть не навязывает никаких «общих идей»). Общество же, со своей стороны, благословляет все проявления индивидуальности своих членов, пока они не разрушают его структуры.

     Традиционная  христианская религия в данном случае оказывается чистой архаикой. Характерно, что сегодня она противостоит не столько безбожию, сколько безнравственности. Общего Бога уже нет, но нравственность, как предполагают современные христиане, одна - христианская (из чего это следует - большинству людей непонятно). Но такие христиане ошибаются: «общий бог» есть — это «произвольный бог», тот бог, которого я выбрал. Новая религиозность

     В России появилась новая религиозность, которая в каком-то смысле уже  одержала победу над «устаревшим» христианством. И если мыслить исторически, то можно предположить, что многие народы и культуры мира, испытавшие на себе экспансию христианской религии и культуры, теперь отомстили своим поработителям — если не экспансией, то инфильтрацией своих религиозных идей и практик. И побеждают они именно эффективностью. Сегодня российский человек, пожелавший найти духовную поддержку и «изменить сознание» (в том числе и для более успешного ведения своих дел), нередко обращается не к священнику и даже не к психотерапевту, но - к ближайшему гуру13.

     Секуляризация обернулась новой религиозностью. Мир  стал единым, взаимосвязанным целым, и мировые религии столкнулись лицом к лицу. Обнаружилось, что есть религии, которые до сих пор в значительной степени определяют общественное бытие народов - это касается прежде всего ислама, который претендует на то, чтобы быть основой особой «исламской цивилизации». Стало очевидно, что секуляризация — особенность именно христианского мира и не распространяется на иные религиозные традиции. В мировом процессе религиозный фактор оказался весьма значимым, поскольку религии глубинным образом связаны с культурами, с этикой и менталитетом людей. Проект распространения ценностей европейского безрелигиозного гуманизма на весь мир провалился. Универсальным оказался только прагматизм, но он наталкивается на внутреннюю духовную жизнь людей, на традиционные способы социального общения, определяемые религией.

     Общий религиозный итог XX века оказывается  противоречивым: окончательная победа светского над религиозным в  «европейском» христианском мире совпала с возвращением религии в XXI веке вжизнь современного российского общества, хотя и в новых формах.

 

Заключение

     Религия как система верований, культа и  осуществляющих его религиозных  институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности. Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения.

     Религия – это часть целостной системы  представлений о сущности, о движущих началах и закономерностях всего  мироздания, которая дополняет познанное  человеком до целого и определяет его ориентацию и действие в непознанной совокупности мировых проблем и обстоятельств. Религиозная культура – система идеаций, объединенных особым типом системы «конечных значений» (сакральным отношением)

     Процесс секуляризации общественной жизни, вытеснения из нее религии. Это значит, что религия - и как институт, и как мировоззрение - окончательно утратила свою роль и значение в тех случаях, когда речь идет о принятии решений в политической, социальной или культурной сферах. То, что секуляризация стала свершившимся фактом, связано, как можно предположить, с завершением другого процесса: так называемый «проект модерна» постепенно привел к окончательной победе прагматизма. Современное общество ориентировано, прежде всего, на ощутимый результат всякого усилия и всякой деятельности.

     Общий религиозный итог XX века оказывается  противоречивым: окончательная победа светского над религиозным в  «европейском» христианском мире совпала с возвращением религии в XXI веке в жизнь современного российского общества, хотя и в новых формах.

 

Список  литературы

 
  1. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Работы М. Вебера по социологии, религии  и культуре. - М.,  2001. – 652 с.
  2. Гегель Г. Философия религии: Соч. в 2 т.  / Г. Гегель. - М.,  1999. Т.1  - 717 с.
  3. Культорология / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2009. – 826 с.
  4. Круглов А.А. История и теория религии и свободомыслия. Учебное пособие для студентов-заочников / А.А. Круглов. – М., 2007. – 913 с.
  5. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия / В.В. Кудрявцев. –  М., 2008. – 610 с.
  6. Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант. - М., 1998.  - С. 58.
  7. Культурология (учебное пособие и хрестоматия). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 621 с.
  8. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение / К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 1.  – М., 1982. – 944 с.
  9. Макаров П.О. Религия и культура / Сб. статей. – М., 2008. – 830 с.
  10. Розин В.М. Культурология. Учебник. – М.: Издательство: ИНФРА-М, 2008. – 698 с.
  11. Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах. - М., 2001. – 713 с.
  12. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. - М., 2003. – 630 с.
  13. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.,  2004. – 291 с.

Информация о работе Религия в системе культуры