Религии Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:29, сочинение

Описание

В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Также оно рассматривается как окультуривание человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация» и конечно «восточная цивилизация», которые подчеркивают своеобразие региональных культур. В данной работе речь пойдет о восточной цивилизации. Культура Европы давно открыта для нас, и достаточно хорошо изучена. Американская цивилизация имеет сравнительно небольшую историю и большинство их традиций, по-моему мнению

Работа состоит из  1 файл

эссе.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)

   В научной литературе существуют различные  определения цивилизации. В социально-философской  литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Также оно рассматривается как окультуривание человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация» и конечно «восточная цивилизация», которые подчеркивают своеобразие региональных культур. В данной работе речь пойдет о восточной цивилизации. Культура Европы давно открыта для нас, и достаточно хорошо изучена. Американская цивилизация имеет сравнительно небольшую историю и большинство их традиций, по-моему мнению носят больше событийно-исторический характер, нежели культурный. А Восток был «открыт» для нас недавно, и он имеет отличную от привычной нам европейской культуры форму. Корни восточных традиций лежат еще в культуре древнего востока. Но в процессе развития человечества народы Востока, которые дали первые страницы истории человечества, создали первые великие культуры и были колыбелью всех культур и религий, существует период, когда они как бы выпадают из всемирной истории. И в связи с этим эти народы и их культура развивались самостоятельно, без влияние западных цивилизаций.

     В современном обществе существует такое  понятие как восточный традиционализм. Само понятие традиционализма обозначает мировоззрение и социально-философское  направление, отстаивающие сохранение культурных, социальных, исторических или религиозных традиций. И первые признаки восточного традиционализма можно выделить в искусстве древнего Востока. Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почётна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны свои творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Искусство как неотъемлемая часть культурной системы, должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям. Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока, в частности, египтян, к созданию развитой системы канонов, предписывающих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность мастера. И на протяжении долго времени все художники следовали этим канонам. Таким образом мы видим что приверженность народов Востока к своим традициям появилась из древне. Даже Конфуций создал целую теорию о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения, кстати до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все.

   Говоря  о традиционализме востока, нельзя не сказать о религии, которая на мой взгляд имела определяющий характер в его становлении.

   Во  многих странах Востока проповедуется  ислам. Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются, как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

   Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми. Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.

   Развод  для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Религия предписывает мусульманам соблюдать пост. Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба.  Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. Религиозные традиции нашли отражение даже в социальных принципах раннего ислама. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Таким образом, религия играла и играет одну из главенствующих ролей в определении жизни людей. Она предписывает им определенный набор действий, установок, характер их жизни. Большинство религиозных традиций идут из прошлого, но они стали настолько привычны народам, что они воспринимают следование им как должное, и истинно верят в них.

   На  мой взгляд особого восхищения заслуживает  тот факт, что восточная цивилизация  смогла сохранить свои традиционные ценности в момент, когда запад  словно на нее.

   Европейская цивилизация породила капитализм и тем самым вызвала резкое ускорение темпов эволюции, включив в сферу своего воздействия практически весь мир, прежде всего Восток. Его замкнутую самовоспроизводящуюся структуру с XVI начал основательно ломать европейский капитал. Этот процесс протекал крайне болезненно потому, что он осуществлялся преимущественно в форме колониализма: мощный защитный панцирь консервативных традиций был пробит всепроникающей силой бесцеремонного по отношению к любым ценностям, кроме колониального капитала. Перестав выполнять свои защитные функции, внутренний механизм традиций Востока, включая его основу, селективный отбор нововведений, подвергся деформации и стал приспосабливаться к новым условиям. Казалось бы, это начало конца: еще немного - и старый защитный панцирь будет окончательно сломлен, а цивилизации Востока, убедившись в преимуществах капитализма и западного образа жизни, быстрыми темпами, наверстывая упущенное, пойдут по новому пути.

   Однако  все оказалось намного сложнее. Энергично мобилизуя внутренние силы и все возможности для сохранения основ собственной структуры, восточные традиции сумели таким образом перестроить механизм селективного отбора, чтобы сочетать необходимые инновации с привычной нормой. И в целом им это удалось. Уже на рубеже XIX-XX вв. потесненные решительным натиском капитала и ослабленные колониализмом, восточные структуры стали не только оправляться от шока, но и переходить в своеобразную контратаку в форме мощных национально-религиозных движений. Вначале эти движения не казались чем-то серьезным, тем более что параллельно с ними и на смену им шли серьезные реформы, а то и революции в разных странах Востока: начиналась эпоха "пробуждения Азии" - от кемалистской Турции до го-миньдановского Китая, не говоря уже о Японии. Но, что показательно, пробуждавшийся Восток не столько решительно ломал традиции прошлого (хотя бывало и так, например, в Турции), сколько демонстрировал завидное умение приспособляться, не меняя радикальным образом привычной структуры и, более того, опираясь на нее. После второй мировой войны эта тенденция стала заметной и преобладающей. С течением времени становилось все более очевидным, что традиционные цивилизации Востока, пережив серьезнейший внутренний кризис, сумели, опираясь на соответствующие религиозные доктрины и сформированный ими образ жизни, не только выжить, но и стать вполне жизнеспособными, а кое в чем и много более активными, чем прежде.

   В настоящее время мы являемся свидетелями  своеобразного взаимообмена между западной и восточной цивилизацией. Практически на весь мир распространился так называемый западный стандарт жизни, включающий в себя особые отношения в экономической, политической, юридической и многих других сферах деятельности человека. Однако мы можем наблюдать и ответное движение идей с Востока. Так, например, уже давно отмечено довольно высокое влияние в западном мире всевозможных буддийских общин, а в Северной Америке все большую популярность приобретают некоторые индуистские учения, распространяемые непосредственно индийскими учителями-гуру. У нас в России, в частности, в Санкт-Петербурге, также отмечены подобные явления. В чем причина такого необычного экспорта с Востока? Возможно в том, что человеку помимо материального обеспечения насущно необходимо нечто сакральное в жизни, некая духовная истина, освящающая сам смысл человеческого существования на Земле. Западному сознанию, жестко структурированному в сухие рационально-логические схемы мышления, явно не хватает тех мифопоэтических начал, которыми выгодно отличается мировосприятие Востока. Одним из ярчайших проявлений такого мировосприятия выступает в индуизме этический принцип не причинения зла ничему живущему. Именно благодаря сохранению в своем сознании таких начал Восток и сумел не только создать ни с чем не сравнимую, необычайно колоритную, цветистую культуру, что само по себе уже привлекает внимание западного человека, но стать своеобразным законодателем мод в духовной жизни человечества. Все это стало возможным во многом благодаря тому, что в результате прочных многовековых традиций в душе восточного человека осталось трепетное отношение к священному, святому, что совершенно утратил, к сожалению, человек западный. Одним из ярких примеров этого может служить восстание сипаев против англичан в 1857 — 1859 гг., которое в советской историографии всегда именовалось антиколониальным. Однако настоящей причиной его явились поступившие на вооружение английских колониальных войск ружья новой системы, которые заряжались патронами, завернутыми в бумажную оболочку. Эту оболочку по правилам надо было срывать зубами, однако вся беда заключалась в том, что смазка, которой были покрыты и оболочка и патроны, изготовлялась из смеси коровьего и свиного сала. Среди сипаев, как известно, были не только индусы, почитавшие корову, но и мусульмане… Таким образом, взаимообмен двух величайших цивилизаций мира происходит как бы в совершенно разных плоскостях человеческой жизни: материальной и духовной. Это, безусловно, стало возможным только в результате долгих столетий соответствующих наработок, кропотливого труда и упорства человеческого духа в освоении разных ценностей бытия. Поэтому представляется совершенно неуместным искусственное деление европейским разумом всех народов на исторические и не-исторические. В силу этого никак нельзя согласиться с тем же О. Шпенглером, когда он утверждает следующее: «Никогда еще люди, даже в древнем Китае, не были такими бодрствующими и сознательными, никогда еще так глубоко не чувствовали время и не переживали с таким полным сознанием его направления и чреватого судьбами движения. История Европы есть созданная своей волей судьба, индийская — непроизвольная случайность» . На мой взгляд в отношении случайности индийской судьбы и осознанности древних китайцев, Шпенглер демонстрирует излишнюю самоуверенность, присущую, к сожалению, многим всем современным европейским мыслителям. Как мне представляется, настает время говорить об особом способе исторического переживания разными народами, культурами и цивилизациями в разные исторические эпохи. Исторический образ западного сознания представляется как образ созерцания времени — временной историзм. Что же касается восточного сознания, то здесь мы имеем дело не с горизонтальным движением разума по плоскости времени, а как бы с вертикальным, углубленным в себя, в свою духовную сущность восприятием. Не историческим такое восприятие жизни может казаться только рациональному западному сознанию, привыкшим мерить историческое по своим меркам. Та цепь внешних событий и фактов, которую мы называем историей, до сих пор не раскрыла да и вряд ли когда-нибудь раскроет для наших европейских историков все свои тайны. Таким образом Восток, сохраняя свою самобытность в духовной и культурной сферах, постепенно перенимал экономические и социально-политические нормы западной цивилизации. Конечно, этот процесс во многом был навязан Западом, но без него экономическая отсталость “периферии” могла бы принять опасные масштабы и привести к катастрофе, возможно, даже к повторению печальной судьбы Древнего Рима и Византии - навсегда исчезнувших цивилизаций. А в данный момент мы видим много стран Востока которые обладают большой экономической мощью, но тем не менее остаются верны своим традициям, таким образом становясь богатыми не только в материальном плане, но и в духовном сохраняя свои культуру. Я думаю, что настало время, некоторым индустриальным странам взять пример с того, как когда-то Восток перенимал капиталистические знания у Запада, и начать перенимать знания духовного плана для своего дальнейшего развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы.

    1. Малюга, Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999.
    2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.
    3. Токарев, С. Религия в истории народов мира, М. 2001
    4. Путь Востока. Традиции освобождения. Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”, выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
    1. Человек и Природа  в духовной культуре Востока.-CПб.- Институт Востоковедения РАН.-2004

Информация о работе Религии Востока