Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:14, доклад

Описание

Хорошая речь напоминает хорошую музыку: и ту и другую надо научиться слушать. А научиться слушать вы сможете, если настойчиво и много раз будете обращаться к серьёзным, по-настоящему образцовым источникам музыки и речи. Многие недостатки нашей речи объясняются просто тем, что мы не обращаем на неё внимания

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.55 Кб (Скачать документ)

Речевой этикет и культура общения. Хорошая речь напоминает хорошую  музыку: и ту и другую надо научиться  слушать. А научиться слушать  вы сможете, если настойчиво и много  раз будете обращаться к серьёзным, по-настоящему образцовым источникам музыки и речи. Многие недостатки нашей  речи объясняются просто тем, что  мы не обращаем на неё внимания. Говорим  так, как придётся, не заботясь о  том, как наша речь будет действовать  на слушателя или читателя. А действует  она подчас очень плохо: не позволяет  понять то, что должно быть понято; навевает скуку тогда, когда могла бы вызывать интерес к познанию; усыпляет мысль  вместо того, чтобы делать её более  активной; обижает и расстраивает, хотя могла бы увеличить меру человеческой радости. И разве не происходит все  это потому, что говорящий или  пишущий забывает нередко о том, что он говорит или пишет ДЛЯ  людей?

 

Что отличает устную речь от письменной? Прежде всего – интонация, которая не только ярко выражает отношение говорящего к тому, о чём идёт речь, но одним и тем же словам может придавать совершенно различные оттенки, бесконечно расширять их смысловую ёмкость*. Вплоть до того, что слово обретёт прямо обратный смысл. Скажем, разбил человек что-нибудь, пролил, запачкал, а ему говорят: «Молодец!» Опоздал, а ему: «Ты бы ещё раньше пришёл!» Если этим словам придать раздражённо-ироническую интонацию или насмешливо-добродушную, смысл их будет другим. Простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно.

 

Итак, интонация передаёт тончайшие оттенки мысли и  тем самым усиливает воздействие  слова при общении людей.

 

Умение ясно выражать свои мысли, умение слушать собеседника  – всё это, как мы знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи. Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и  образно достигается не сразу. Следует  учить правильному литературному  произношению, выразительной интонации, владению мимикой и жестами.

 

Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай  пустословия, повторения одного и того же. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно.

 

Избегай ненужных слов: «знаете», «понимаете», «так вот», «так сказать». Не употребляй вульгарных слов и выражений. Не думай, что, пересыпая речь грубыми  словами, ты кажешься взрослее и мужественнее. Будь в словах вежлив так же, как  во всём. Словом можно порадовать человека, а можно глубоко обидеть. Никогда  не давай прозвища и клички товарищам. Это унижает человеческое достоинство, иных очень ранит, заставляет замкнуться в себе. Уважай своего собеседника: смотри на того, с кем говоришь, –  недопустимо во время разговора  оглядываться по сторонам, отворачиваться. Не разговаривай с товарищами и взрослыми  свысока, тоном, не терпящим возражений. Невежливо полностью завладевать  разговором, говорить только о себе. Особенно следи за собой, когда говоришь с младшими, они копируют тебя: подражают как в хорошем, так и в плохом.

 

В повседневной жизни мы часто  произносим фразы, которые не строим заново из слов, а воспроизводим  «готовыми». В автобусе, в трамвае, в метро мы говорим: «Передайте на билет», «Вы выходите на следующей?», в магазине спрашиваем: «У вас есть…?», «Сколько стоит?». Подобные выражения в силу многократной повторяемости закрепились за определёнными ситуациями. Каждый день и по несколько раз мы употребляем выражения приветствия и прощания, извинения и благодарности. Наше повседневное поведение связано с этикетными нормами речи, то есть с тем, как следует обратиться к собеседнику; как надо извиниться, поблагодарить, попросить о чём-либо, сделать комплимент; как дать совет, выразить сочувствие. Такие ситуации и выражения объединены понятием «речевой этикет».

 

Как лучше обратиться к  взрослому незнакомому человеку? Что за вопрос, конечно, на «вы».

 

Кажется, что может быть проще этого правила? Между тем, были на Руси времена, когда люди обращались друг к другу только на «ты». Лишь в XVI веке под влиянием модного тогда  польского этикета в речь вошло  уважительное «вы». В, XVIII веке пришла мода говорить друг другу «вы». А в  начале XIX века обращение на «вы» в  дворянской среде становится нормой. Даже члены семьи были в то время  между собой на «вы». Этим подчёркивалось уважение к собеседнику.

 

Среди студентов университета всё было иначе. «Ты» -знак студенческой солидарности. Студенты всегда были на «ты» не только между собой, но и с преподавателями латыни – по примеру греков и римлян. Долго сохранялось обращение на «ты» и в российских гимназиях. Отмена его совпала с отменой порки в 1857 году. В наше время к ученикам обычно обращаются на «ты». Но, похоже, нас снова ждут перемены, поскольку во многих школах, лицеях, гимназиях всё чаще ученикам говорят «ВЫ».

 

 

 

Человек создал культуру, а  культура — человека. Личность реализуется  в культуре мысли, культуре работы и  культуре языка. Культура - это не только все то, что создано руками и  умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного существования, который выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении людей  к соотечественникам, к работе, к  родному языку. Я считаю, что чем  крепче связи человека с культурой  своего народа, тем больше можно  надеяться на него как на гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ, патриота и интернационалиста.

 

Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по-своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание  понятия культуры. По моему мнению, культурный человек - это человек, который  придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый  прийти на помощь. Вместе с тем, культуру невозможно вообразить без умения общаться, придерживаться норм этикета. В народе говорят: по одежде человека встречают, а по уму провожают. То есть, первое впечатление о нас создается  по нашей одежде. Как приятно наблюдать  за человеком, который со вкусом одет! Вы скажите, что на это нужны большие  средства? Думаю, это не всегда так. Умение одеваться за деньги не купишь. Я часто вижу на улице людей, одетых, будто "из инкубатора", хотя их одежда и вещи являются довольно дорогими. И очень досадно, когда элегантная госпожа, будто жемчугом, сыпет грубыми  словами. Сразу забывается, во что  она одета, а грязный поток  слов еще долго звучит в ушах прохожих.

 

Человек живет среди людей  и потому не имеет права забывать о соблюдении норм поведения в  обществе. Этому необходимо учиться  всю жизнь.

 

Заканчивая школу, я осознала, как хорошо было мне возле моих друзей, понимать их, видеть в их глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. Теперь мне жаль, что мы расстаемся. Что же возьму я в жизненную дорогу из родной школы, какие черты культурного человека воспитали во мне учителя? Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. Именно это указывает на принадлежность к украинской нации. "Без языка нашего и народа нашего нет" (В. Сосюра). Уровень развития родного языка, по моему мнению, отображает уровень духовного развития нации: словарь - это то, что нация знает о мире, а грамматика - это то, как она об этом мире говорит. Меня научили в школе знать и словарь, и грамматику, беречь и приумножать богатства родного языка. Я твердо осознала, что это является моей обязанностью, так как человек, который не понимает значения родного языка, отдаляет себя от культурно-исторического опыта и достижений своего народа, его культурно-духовных достояний.

 

Я очень признательна учителям за то, что научили меня различать  щедрость и скупость, настоящее богатство  души и убогость, а также смотреть на вещи реально. Я скромная, умею жалеть и сочувствовать, беречь и оберегать, умею увидеть за фальшивой позолотой  настоящую человеческую ценность. Признательна тем одноклассникам, которые меня поддерживали, так как это был шанс двигаться в направлении к совершенству, а когда они ставили мне что-то в укор или осуждали, то также учили меня - быть лучше, добрее, мудрее.

 

Скромность помогает оберегать  себя и других от наглости, несправедливости. Я очень люблю и уважаю своих  родителей, так как только они  дали мне жизнь, сформировали меня как  человека, научили вере в Бога, придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять  нашу культуру. Но мне еще очень много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Прежде всего, глубже выучить исторические и художественные ценности, овладеть как минимум два иностранных языка, чтобы ознакомиться с жизнью других народов. Мне необходимо еще очень много учить, чтобы быть культурным человеком.


Информация о работе Речевой этикет