Происхождение личных имен

Автор работы: G*************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 20:40, реферат

Описание

После обеда сытые и взбодренные смешанным с водой вином путешественники стали рассказывать Геродоту о своих странствиях по морям и странам, о встречах с великанами, которые одним взмахом руки разносили в щепки самые большие корабли, о бурях, трепавших корабль, о чудесных островах, о богатых африканских городах, черных рабах, о людях с песьими головами, о том, что в Африке живет народ, люди которого не имеют личных имен, о дивных птицах и невиданных животных.

Содержание

Введение 3
Возникновения личных имен 5
Происхождение и история русских имен 10
О происхождении имени Елена 19
Заключение 21
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

происхождение личных имен.docx

— 52.18 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

  1. Введение                                                                                                      3
  2. Возникновения личных имен                                                                    5
  3. Происхождение и история русских имен                                             10
  4. О происхождении имени Елена                                                              19
  5. Заключение                                                                                               21
  6. Список используемой литературы                                                         22
 

 

Введение

    Геродот был еще в постели, когда вернувшийся  с рынка раб сообщил ему  приятную новость: в порту бросило  якорь какое-то торговое судно, возвратившееся из дальнего плавания. На рынке купцы  хвастались, что были даже за Геркулесовыми  Столбами.

    Сам большой охотник путешествовать, Геродот очень любил слушать  рассказы других путешественников о  виденном и пережитом. Поэтому, приказав рабам готовиться к приему гостей, он отправился в порт, нашел владельца  судна, толстого важного перса, и  пригласил его вместе с купцами  к себе на беседу.

    После обеда сытые и взбодренные смешанным с водой вином путешественники стали рассказывать Геродоту о своих странствиях по морям и странам, о встречах с великанами, которые одним взмахом руки разносили в щепки самые большие корабли, о бурях, трепавших корабль, о чудесных островах, о богатых африканских городах, черных рабах, о людях с песьими головами, о том, что в Африке живет народ, люди которого не имеют личных имен, о дивных птицах и невиданных животных.

    Геродот внимательно слушал и запоминал  все, что говорили очевидцы. На другой день он записал их рассказ и впоследствии отдельные факты использовал  в своей знаменитой «Истории»  в девяти книгах. Включил он в  нее сообщение о народе, у которого люди обходятся без личных имен.

    Много столетий прошло с тех пор. Европейские  путешественники побывали во всех концах света, открыли общества людей, живущих  еще в каменном веке. Но нигде  и никогда они не встречались  с людьми, которые бы не имели  имен. «Отец истории» явно ошибся, доверившись «очевидцам». Правда, в этом его вины нет. При том уровне знаний, когда всерьез верили в существование великанов и песьеголовых людей, факт существования людей без личных имен не мог вызвать особых подозрений. Нужна была мудрость Гомера, чтобы утверждать, что 

    Нет меж живущих людей, да не может  и быть безымянных:

    В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

    Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает… 

    На  тему происхождения имен существует множество литературы. Этот вопрос и в наше время продолжает интересовать человечество. Целью моей работы является ответить на следующие вопросы: Какова история возникновения имен? Какое имя было самым первым? А также я ставлю перед собой задачу: выяснить происхождение русских имен и историю их развития.

 

    

    Возникновение личных имен

    Современной наукой установлено, что уже начиная с каменного века люди имели имена. По крайней мере у коренных австралийцев на мезолитической стадии развития личное имя уже являлось центром сложной системы обрядов и табу. А мезолит – это среднекаменный век, второй период каменного века. Значит, имя возникло еще раньше – в древнекаменный век (палеолит), то есть где-то между 50 и 12 тысячелетиями до н.э. Объединение людей в этот период ученые называют не обществом, а первобытным человеческим стадом. Людей на этом уровне развития пока не обнаружено на нашей планете. Поэтому утверждать что-либо более конкретно о времени появления и эволюции личного имени как специфического звукового комплекса, служащего для обозначения отдельного, конкретного человека, нельзя.

    Правда, самую нижнюю границу появления  личных имен можно попытаться определить другим путем. Выше говорилось о личном имени, исходя только из его чисто  человеческой природы, как о феномене только человеческого общества. А, может  быть, у него есть какие-то предшественники  у стадных животных?

    Оказывается, зоопсихологи пока не обнаружили «личных  имен» у диких человекообразных обезьян в естественных условиях общения, не говоря уже о более  примитивных видах животных. Видимо, у обезьян еще не возникла потребность  в звуковом сигнале такого рода. Не известны они и у «интеллектуалов  моря» - дельфинов. Правда, специально выяснением наличия такого специфического звукового комплекса (да и не только звукового) у животных, кажется, никто  не занимался. Тем не менее есть основания думать, что если бы он действительно существовал, то был бы уже описан зоопсихологами.

    Итак, личное имя действительно представляет собой чисто человеческий звуковой комплекс. Служащий для индивидуализации каждого отдельного члена общества.

    Ясно, что личное имя могло появиться  лишь в языке, а язык начал формироваться, по мнению ученых, уже у неандертальца. К этому периоду, вероятно, можно  отнести и время возникновения  личных имен.

    Как и почему возникли личные имена? Со школьной скамьи каждому известно выражение  «труд создал человека». Этот классический философский афоризм с необходимостью предполагает, что труд создал и  язык. Ведь именно в процессе общественной трудовой деятельности у человека  возникла потребность сказать что-то другим членам сообщества, потребность  назвать отдельного человека.

    У обезьян побуждение к действию отдельной  особи выражается прикасанием к  ней, подталкиванием, а также звуковым сигналом. Но этот звуковой сигнал является общим средством привлечения  внимания, подобного человеческому  «эй!». И чтобы особь поняла, что обращаются именно к ней, необходимы определенные условия: тот, кто зовет, и тот, кого зовут, должны быть в пределах видимости (само собой разумеется, что звуковой контакт происходит в пределах слышимости), зовущий должен дополнительно к звуковому сигналу прибавить и уточняющий жест, взгляд. Неточность такого способа подзыва очевидна. Вспомните, как часто преподаватель задает вопрос аудитории, учащиеся поднимают руки, преподаватель говорит: «Ну, пожалуйста!», смотря на одного из учащихся, а встает не только тот, к кому обращается преподаватель, но и его сосед. Тогда преподаватель уточняет по имени, кого он желает выслушать. Следовательно, чтобы уточнит подзыв (обращение) взглядом, необходимо, чтобы особь (индивид) находилась на определенном расстоянии и чтобы рядом не было соседа.

    Не  намного более точным является и указывающий жест рукой, так как и он зависит от тех же условий, что и взгляд. Несколько возрастает лишь дистанция между тем, кто зовет, и тем, кого зовут.

    Однако  в процессе усложнения форм трудовой деятельности жестов оказалось недостаточно. Переход на звуковой язык принес новую, удивительно универсальную возможность создания личного имени. Ведь теперь можно было позвать человека, находясь на расстоянии и не видя его, что жизненно необходимо на новом этапе развития человеческого общества. Можно и говорить о «соплеменниках» отвлеченно, не указывая на каждого.

    Только  те следует думать, что человека стали называть по имени вдруг, в  один прекрасный день. Как и все, что мы имеем в языке сейчас в готовом виде, это прошло огромный путь развития, путь сложный, извилистый, с многочисленными ответвлениями.

    Многое  отдали бы ученые за то, чтобы узнать, какими были первые человеческие имена. К сожалению, это вряд ли возможно. Мы можем только предполагать, он не доказать. Вероятнее всего, первые имена  возникли как произвольные звуковые комплексы для обозначения отдельных  особей, то есть имя возникло в тот  момент развития языка, когда шел  процесс называния объектов окружающего  мира. И это вполне возможно, так  как в тот период человек еще  не отделял себя от природы.

    Человек сначала должен был научиться  обобщать и создавать слова для  обозначения общих понятий, а  уже потом освоить технику  различения однородных явлений, предметов  одного класса и научиться давать именования индивидуальностям. Оппозиция  человек - противостоящий мир с течением времени дополняется противоположением человек - другие люди. Оказалось, что все мы - разные, а я - отличен от всех. Инстинктивный животный эгоизм постепенно эволюционирует в разумный эгоизм homo sapiens. Но, осмысляя этот процесс, нельзя упускать и роль имени в становлении человека.

    Можно сколько угодно спорить о том, что сделало человека человеком: мясная пища, прямохождение, освобождение руки от транспортных функций, изготовление и использование орудий, поддержание огня, становление разума и возникновение человеческой речи и т. д. Фактически все это - этапы эволюции, которая связывает человека с животным миром и вместе с тем отделяет от него. Важнейшим рубежом было и появление имени. На каком-то этапе эволюции человек осознал факт своего выделения из стада, и появилось имя, в котором находит ярчайшее выражение человеческая "самость", закрепляется формирование человеческой личности, развитие личного самосознания. Именно в этом смысле можно говорить, что имя создает человека. Собственные имена - писал В. Н. Топоров - являются "неотъемлемой характеристикой человеческих коллективов в отличие от животных коллективов".

    Общеизвестна  роль имен в человеческом обществе. Ясно, что изъять именник из общения столь же невозможно, как и лишить человечество языка. Но роль имени в прошлом была еще значительнее. В древности человек тщательно оберегал имя, считая его своей неотъемлемой частью. Он старался держать имя в тайне, чтобы отгонять злых духов, а узнав имена врагов, уничтожить их при помощи магии. Имя и миф, магия имен, их фетишизация - все это известные лингвоэтнокультурные мотивы.

    Имена людей - часть истории народа. Ученые установили, что в именах отражают быт, мировоззрение, фантазия, художественное творчество народов, их исторические контакты. На появление тех или иных имён влияет социально-экономическое развитие общества.

    Имена у каждого народа связаны не только с его культурой, бытом, но и с  развитием производительных сил. Для  того чтобы какое-либо имя появилось  у данного народа, необходимы определённые культурно- исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

       Любое слово, которым именовали  человека, окружающие начинали воспринимать  как его личное имя, и, следовательно,  любое слово могло стать именем.

         Таким образом, личное имя (в  древнерусском языке - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

    Какое же имя было самым первым? Ни самого первого, ни второго или десятого имени не было. В далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

    Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого ( Беляй, Губа, Шея, Несмеяна,Чернава); что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор); слова, отражающие трудности родов (Томило, Истома); отношение родителей ( Ждан, Неждана, Забава, Милава).

    Это имена первичные, какие могут  возникать каждый раз заново из нарицательных  слов. Однако с течением времени  к  ним   возвращались, повторяли  в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. 
 
 
 

 

    

    Происхождение и история русских  имен

    Для каждой эпохи характерны свои имена. А откуда вообще они взялись, наши имена? В Древней Руси родители называли младенцев "от взора и естества", т.е. от внешнего вида или особых примет, от обстоятельств, при которых дети появились на свет. Так начинали жизнь на земле Беляй, Чернуха, Глазко, Лобик, Миляй, Ждан, Неждан, Любим, Нелюба, Нечай, Забава, Пискун и так далее.

    В истории русских личных имен выделяются три этапа:

  • дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;
  • период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности;
  • новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской  социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

Информация о работе Происхождение личных имен