Происхождение искусства и творческого сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:26, контрольная работа

Описание

Все, что мы знаем, получено от общества. Мы постоянно обучаемся с самого рождения и до самой смерти, и это обучение идет через культуру, то есть разговоры, картины, книги, фильмы.
Антропология, помимо всего прочего, изучает вопрос возникновения культуры и ее взаимодействие с человеком.

Содержание

1.Введение
2. Почему появилось искусство
3. Сущность науки археологии
4. Искусство Палеолита
5. Знаки и символы
6.Заключение
7. список литературы

Работа состоит из  1 файл

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ археология.docx

— 337.26 Кб (Скачать документ)


                                    

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКССТВ 

 

                                                                                                                                                                                                                          

 

Кафедра  Культурологи 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

ПО АРХЕОЛОГИИ 

 

 Студентки 1-го курса

Факультета  МГО

группа КТ 9

Дзеган Ирины Юрьевны 

 

на тему «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ» 

 

 

 «СИМВОЛЫ И ЗНАКИ» 

 

преподаватель Н.Е.Берлизов 

 

 

  

 

Проверил  преподаватель_________________________  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

                                                               

Краснодар 2010г.

 

 

 

 

                                            РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА  И ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

СИМВОЛЫ И ЗНАКИ.

 

                                                                              План.

1.Введение.

2. Почему появилось искусство.

3. Сущность науки археологии.

4. Искусство Палеолита

5. Знаки и  символы.

6.Заключение

7. список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Все, что мы знаем, получено от общества. Мы постоянно обучаемся с самого рождения и до самой смерти, и  это обучение идет через культуру, то есть разговоры, картины, книги, фильмы.

Антропология, помимо всего прочего, изучает вопрос возникновения культуры и ее взаимодействие с человеком. В свое время антропологов озадачил вопрос: "почему люди начали рисовать?" В глобальном смысле этот вопрос звучит так: "Почему, зачем, человеческие существа захотели изображать нечто на стенах своих пещер, что явилось первоосновой того мира, в котором мы сейчас живем - мир, где знания о мире передаются через искусство. Предполагаю, что  озадаченность антропологов может  быть непонятна. Казалось бы, что тут  неясно? Это же приятно, красиво и  позволяет реализовать себя. Но, это нам приятно и красиво, современным людям. А буквально  сто лет назад в крестьянских избах не было никаких украшений, кроме тех, что связанны с различными культами и верованиями. Не наслаждались крестьяне красотой. Не до этого  им было. Они работали и самого понятия "наслаждение красотой" не знали. Ну, радуга. Ну и что? К солнцу, значит. Они не вздыхали так, как мы сейчас, что вот, мол, красота, какая. Богатые  люди, те да, те понимали искусство и  умели ценить прекрасное, а крестьяне  нет. Им некогда было. Вот и получается, что 25000 лет назад, в эре палеолита, а именно столько лет назад появились первые наскальные полноцветные и объемные изображения животных, у человека тем более не было времени на любование красотой. Он еще бегал с палкой и привязанным к ней камнем. У человека сознание весь день было занято одним - поиском пропитания, борьбой за выживание и продлением рода. Когда на радугу любоваться?

Но между тем рисовать человек  начал и, что самое интересное, рисовать начал животных. Животные изображены очень реалистично. Все они отличаются необыкновенной точностью, что указывает на особые склонности этих народов и порождает необычайное разнообразие средств выполнения. А кто может сказать, каким было искусство… других, неведомых нам народов, живших до египтян и завещавших им свои произведения, в которых они, может быть, достигли несравненного совершенства? Человеческий гений неисчерпаем: обратившись к более позднему времени, например, к арабской архитектуре… мы убедимся, насколько интересно это искусство, где запрещалось изображение человека и животных. Страх перед этими образами привел мусульманских архитекторов к богатейшим комбинациям геометрических орнаментов и созданию целой системы украшений неподражаемого изящества. В пещере Ласко мы все же встречаем редкую попытку изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Раненный копьем бизон, из брюха которого вываливаются внутренности. Перед ним поверженный человек. А в стороне носорог, который, может быть, и восторжествовал над человеком. Трудно установить очное содержание этой наскальной “бытовой” картины. человек изображен схематично, неумело, как рисуют дети. Но ни один ребенок никогда бы не передал так гибель бизона, грузную и спокойную поступь победно удаляющегося носорога, все это - прославление не человеческого могущества, а звериного, над которым человеку еще надлежало восторжествовать.

Юго-запад нынешней Франции, север  нынешней Испании - вот где обнаружены знаменитые ныне пещеры с наскальной живописью эпохи верхнего(т.е. позднего)палеолита. Высказывалось также предположение, что именно по соседству с Пиренеями  создалась и единственная в те времена своего рода школа живописи (франко-кантабрийская) со своим законченным  стилем. Однако за тысячи километров от этих мест, в пещере Каповой на Нижнем Урале, в 1959г. были открыты замечательные  памятники палеолитического искусства: сплошь писанные в светло-красном  цвете фигуры семи мамонтов, двух носорогов  и трех лошадей. Поразительная общность стиля с живописью пещеры Ласко, волнующая перекличка в творчестве первобытных  художников, которые, очевидно, не могли никак общаться друг с другом, что-либо друг у друга заимствовать! Надо думать, одинаковая степень развития человека, тождественность мироощущения, устремлений, страхов и грез обусловили в разных концах земли появление одинакового по существу искусства. Но как же все-таки родилось, достигло совершенства в ледниковый период это высоко одухотворенное реалистическое искусство?

 

2.Почему появилось искусство

Как, с чего, человек вдруг бросил все и начал рисовать? А надо сказать, что изображения нарисованы в таких местах, куда не всякий здоровый достанет, так что гипотеза о том, что это инвалиды баловались от нечего делать, отпадает.

Чтобы ответить на вопрос: "ПОЧЕМУ ПОЯВИЛОСЬ ИСКУССТВО  и предтечи его, наскальные рисунки?", надо представить, в чем заключалась  жизнь древнего человека. Охота - для  мужчин. Пещерное хозяйство - для женщин. А теперь вообразите себя древним  охотником. От Вас зависит жизнь  всей стаи. А Ваша способность продлить жизнь стаи зависит от зверя и Вашего искусства охоты. Зверь для Вас это неотъемлемая часть жизни, такая же, как искусство для современного человека.

Древний охотник живет охотой. Он все знает о повадках животных, их нраве, о том, как их лучше добыть. Охотясь, он ассоциируется с животным, вживаясь в него, становясь им, чтобы  лучше чувствовать его. Есть предположение, что это ассоциирование с животным развивает в древнем человеке ассоциативное мышление, что позволяет ему рисовать трехмерный мир на плоской стене, штрихами придавая рисункам трехмерность. Больше никакие животные не могут создавать трехмерных изображений. Только люди - Homo Sapiens sapiens.

Возможно, древний человек так  же ассоциировал животного с членами  своей стаи. Получается, что, убивая животное для пропитания, он убивает  члена своей семьи, но и не убивать  он тоже не может - это пища. Видимо из-за этого противоречия - надо убивать и не надо убивать, и возник ритуал поклонения убитым животным. Цель ритуала - попросить прощения за убийство, чтобы животное не обиделось и в другой раз дало себя убить. А для того, чтобы животное не боялось смерти, древний человек совершил поразительное открытие - он придумал, как можно подарить животному вечную жизнь. Он изображает его образ на скале. Нарисованный образ дает возможность поклоняться "до того как", чтобы заранее задобрить животное с целью облегчения охоты. Образу приносят подношения и возникают ритуалы, связанные с обрядом задабривания животных. Так возникали первые верования, которые в дальнейшем превратятся в религии.

Обращаю внимание на то, что первые изображения, а до них разного рода каменные и глиняные фигурки, служили для  поклонения и задабривания, то есть искусство, которое возникло из этих артефактов, возникло на желании задобрить  кого-либо. А для того, чтобы появилось  желание задобрить, какие чувства  должны быть в душе? Страх и вина. Древний человек боялся голода и  чувствовал себя виноватым в убийстве животного. Средство для избавления - ритуал поклонения, то есть что-то похожее  на религиозные ритуалы настоящего. Одна из причин возникновения древнего искусства - страх, вина и проистекающее из этого желание задобрить, извиниться.

       Таким пребывал человек в эпоху раннего палеолита, закончившуюся примерно за пятьдесят тысяч лет до нашей эпохи, длившейся - страшно сказать - сотни тысяч лет, в творчестве человека появляется нечто совершенно новое, знаменующее гигантский прогресс в его развитии. Об этом свидетельствуют, например, красочные полосы и пятна, нанесенные в те времена на небольшие каменные плиты, зигзаги, спирали, выдолбленные в определенном порядке, штрихи ра кости или на роге, в которых явно просматривается стремление к симметрии? Во имя чего потрудился первобытный человек над созданием таких симметричных узоров? Какую осознанную цель преследовал он в этом труде? К этому времени человек уже научился добывать огонь трением или сверлением сухого дерева, он лучше защищен от холода и хищных зверей. И он лучше организован. Раннее человеческое стадо сменяется первобытной общиной. Человек стремится завоевать подобающее ему место в мире и хочет себя утвердить в нем. Весь поздний палеолит отмечен этими попытками самоутверждения.

Сорок - тридцать пять тысяч лет  до нашей эры мы встречаем на стенах пещер, где обитал человек, контур руки с широко расставленными пальцами, обведенный краской и заключенный  в круг. Что это? Не проявлял ли так  первобытный человек свое желание  оставить на камне свой отпечаток, навечно  и зримо проявить себя, запечатлеть  и утвердить свое присутствие? Так  и теперь некоторые невоспитанные  люди вырезают на скамье или на дереве свое имя. Но в отличие от их побуждений аналогичное стремление первобытного человека знаменует огромный сдвиг  в его сознании, которому мы обязаны  возникновением всего неисчерпаемого в своих вариациях искусства. Величественная панорама истории искусства  всех времен и народов обогатилась  новыми сияющими вершинами. И между  тем, как дерзания покорителей космоса  прокладывают путь человеку в межпланетные дали, великие археологические открытия нашей эпохи углубляют для  нас историю его рода, отмеченные неисчерпаемым творчеством человеческого  гения, и прежде всего в искусстве, где своей творческой мощью этот гений соперничает с природой, создавая свой собственный гармонический  строй. Как указывает известный  востоковед академик В.В Струве - если в ХYвеке и ХYIвв. открывались новые миры в пространстве, то в ХIХ и ХХ вв. открывались и открываются новые миры во времени.

3. Сущность науки археологии.

Английский  археолог Гордон Чайлд очень точно  определил сущность и значение археологии: “Полтора века тому назад история  человечества, если не считать её мифологического  вступления, охватывала приблизительно 3000 лет. И в отношении, по меньшей  мере, к половине этого промежутка времени её кругозор был строго органичен  Альпами, горами Иудеи и Сахарой. Она опиралась исключительно  на письменные тексты и для большинства  людей представляла собой перечни  королей и сражений, политических переворотов и богословских споров… 

Археология  произвела переворот в исторической науке. Она расширила пространственный горизонт истории в той же степени, в какой телескоп расширил поле зрения астрономии. Она в сотни раз  увеличила для истории перспективу  в прошлое, точно так же, как  микроскоп открыл для биологии, что  за внешним обликом больших организмов скрывается жизнь мельчайших клеток. Наконец, она внесла такие же изменения  в объем и содержание исторической науки, какие радиоактивность внесла в химию. Прежде всего, археология имеет  дело преимущественно с повседневными  предметами практического применения, приспособлениями и изобретениями, такими, как дома, осушительные канавы, топоры и т.д., которые сами по себе оказали значительно более глубокое влияние и на жизнь гораздо большего числа людей, чем любое сражение или заговор…”

Задачи археологов и их возможности  подлинно грандиозны. Археолог А.В. Арциховский, которому мы обязаны замечательными раскопками в Новгороде, правильно  отмечает: “Письменные источники  нарастают медленно… Археология, наоборот, за двадцать-тридцать лет  удваивает свои источники, и притом основные. Оно и понятно: эти источники  потенциально неисчерпаемы. Ничто в  истории не исчезает бесследно. Историческое явление может не оставить следа  ни в архивах, ни в летописи, но след всегда остается в земле, и дело археологов - его найти”. Нет сомнения в том, что археологам предстоит еще  открыть многие культурные миры прошлого, искусство которых умножит человеческую сокровищницу вариаций прекрасного.

4.Искусство Палеолита

 

Живопись. Первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.

Подлинное возникновение искусства антропологи  связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским  человеком.

Итак, настоящее  первобытное искусство, как уже  было сказано, возникло около 30-го тысячелетия  до нашей эры, в позднем палеолите, когда и появился кроманьонский  человек. Закрепляя в искусстве  результаты трудового опыта, человек  углублял и расширял свои представления  о действительности, обогащал свой духовный мир, и все более возвышался над природой. Возникновение искусства  означало огромный шаг вперед в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей. Непосредственной причиной возникновения искусства  были реальные потребности повседневной жизни.

Информация о работе Происхождение искусства и творческого сознания