Праздничная жизнь уральского города ( XVIII - начало XX века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:54, реферат

Описание

Цели работы:


1) Осветить праздничную жизнь уральских городов.


2) Сопоставить праздники прошлых веков с нашим временем.


3) Найти различия в проведении праздников как разных городов, так и разных сословий.

Содержание

Введение………………………………...….……..3 стр.



1. Семейный и общественный досуг…........…4 стр.


2. Рождество и Новый год……………..…..…..5 стр.


3. Масленица……………………….……........5-7 стр.


4. Прочие праздники…………….………...…7-8 стр.



Заключение………………………..…….….........9 стр.



Библиография…………………..………..…….10 стр.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

Институт

Факультет 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По предмету

Региональная  культурология 
 
 

Тема: Праздничная жизнь уральского города ( XVIII - начало XX века) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка:  
Преподаватель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Город

Год 

Содержание. 

   

Введение………………………………...….……..3 стр. 
 

1. Семейный и общественный досуг…........…4 стр. 

2. Рождество и Новый год……………..…..…..5 стр. 

3. Масленица……………………….……........5-7 стр. 

4. Прочие праздники…………….………...…7-8 стр. 
 

Заключение………………………..…….….........9 стр. 
 

Библиография…………………..………..…….10 стр. 
Введение.

    

    В нашей работе хотелось бы уделить не столь популярной, но от того не менее интересной теме  - теме праздничной жизни города. Сложность работы состоит в том, что все что мы знаем о прошлых веках – мы подчерпываем из текстовых документов, а о праздниках, конечно, хотелось судить видя их краски.

    В  данной работе мы рассмотрим  разнообразные праздники горожан  и сельчан Урала. Рассмотрим  как большие праздники вроде Рождества и Пасхи, так и просто проведение досуга.  

    Цели работы: 

    1) Осветить праздничную жизнь уральских городов. 

    2) Сопоставить праздники прошлых веков с нашим временем. 

    3) Найти  различия в проведении праздников  как разных городов, так и  разных сословий.

 

    При  работе я использовала книгу  выпущенную Уральским государственным университетом  «Повседневная жизнь уральского города в XVIII - начале XX века». Также мною были использованы воспоминания М.В. Нестерова, известнейшего российского художника, уроженца Уфы, который оставил очень интересные заметки об уральских городах. А также труд Мамина-Сибиряка «Старая Пермь: Путевые очерки». Который, как и Нестеров, являлся уроженцем уральских краев.  

    1. Семейный и общественный досуг . 

    Не только во времена праздников, но и в будни в уральских городах люди находили время для отдыха. Так например они любили ходить друг к другу в гости, устраивать балы, маскарады. У девушек были особенные посиделки. Часто они останавливались у одной из своих подруг и сидели за рукоделием и разговаривали. Так например девушки Чердыни в свадебные сезон перебирались в дома невесты-подруги где гостили недели по две, а то и долее. Там они занимались шитьем приданного для своей подруги. Осеню девушки занимались «капустками» - хозяева у которых имелись взрослые дочери приглашали их подруг рубить капусту. «За капустками, - писал Корноухов, - следуют копотихи и супрядки; на первых приготовляют к пряже лен, а на вторых приносят уже пряденный в мотах к тем, которые раздавали прясть и делают супрядку». Супрядки, копотихи и капустки были и в других городах Урала, причем как в среде простонародья, так и в высших кругах. Екатеринбургский протоирей  Ф.Л. Карпинский 2 апреля 1789 г. Записал в дневнике: «Поутру и днем был дома, после вечерни – у Раздеришина, где были пляски по причине супрядки; там ужинал и сидел до 10-го числа».

    В  небольших городах имела место  еще одна форма гостеванья  – вечерки. В Чердыни они  устраивались с начала святок до Великого Поста. На  также собирались одни девушки. По-другому было в Красноуфимске – там собирались люди как разного пола, так и разных возрастов и социального положения. Вечерки сводили вместе: чиновников, мещан, учителей и других представителей интеллигенции. Начиналась вечерка с угощения: подавались чай и вино. Это зависело от достатка хозяев, у более знатных подавали чай. Затем подавали ужин, после чего опять подавали вино, либо пиво. После ужина пожилые уходили в отдельное помещение, где мужчины играли в карты, а женщины обсуждали городские сплетни. Гораздо более весело проводили время молодые люди. Они играли, распевали песни и танцевали.

    Особой  популярностью пользовались на вечерках в Красноуфимске такие традиционные для русских сельских молодежных сборищ игры, как в «суседи», «в скоморохи», «тюрей», «киселем», «селезень ловит утку», ходит царь круг нова города», «сеять мак», «а мы просто сеяли», «дрема», «олень». Из городских только три «табареточкой», «туалетом» и «почтой». Каждая из игр оказывалась сопряженной с определенной песней. Например, под песню «Ветер дует, солнце греет…» участники игры «прохаживались парочками» взад и вперед при необходимости инсценируя её. Танцы сопровождались музыкой. На вечерках в городе Ирбите в середине XIX века звучали скрипка, бандура, гитара, балалайка. 

     
 

2. Рождество и Новый  год.

    Не смотря на то, что и в будни жители Урала находили время для отдыха, основные развлечения приходились на праздники. Праздничный год начинался со святок. Один из любимых праздников горожан было Рождество. На Рождество у аристократии было принято наносить друг другу визиты. М.В. Нестеров вспоминал, что в их уфимском купеческом доме накануне Рождества в зале всегда накрывался большой стол , на котором «выстраивалось целое полчище разнообразных бутылок, графинов, графинчиков. Впереди них помещался слева огромный разукрашенный окорок, дичь, паштет, потом разные грибы, сыры, рыба, икра и прочее». На следующий день гостей принимала нарядная хозяйка дома, хозяин в это время сам отправлялся в гости. «Гости, большое купечество, приезжали, садились, обменивались праздничными новостями, закусывали и...ехали дальше, а на их место появлялись новые. Так длилось часов до четырех-пяти. К этим часам некоторые успевали так «навизитироваться», что только присутствие строгой хозяйки удерживало их от излишней развязности».

     Во  всех праздничных домах, принимавших визитеров, проходило это 25 декабря, были накрыты праздничные столы. На столе гостей ожидали гусятина, запеченный окорок, вина «конусом» и мн. Др. Все было украшено разноцветной бумагой. Однако приглашали к столу, только если хозяин был дома. Они быстро угощались и отправлялись далее, в противном случае – оставляли визитную карточку и уходили

    На  следующий день отправлялись  с поздравлениями уже супружеские  пары к друзьям дома или  хорошим знакомым. Тут их уже  кормили в обязательно порядке. Затем наступало время для гостей-детей – на третий и последующие дни святочные дни. Во всех домах ежедневно что-то пекли.

    Наступало  1 января. Повторялись церемонии с поздравлениями. Дети днем катались на санках, коньках, которые прикручивали ремнями к валенкам. Конечно же была традиция ездить за елкой в лес и наряжать её. Вечером на елке зажигали свечи. Дети пели песни про елочку и водили хоровод. Родители могли подыгрывать на инструментах.

     В  Шадринске на рождественские  каникулы устраивались городские балы-маскарады, катания на рысках, тройках, розвальнях. Гимназистки нанимали две тройки и катались, стоя в кошевках. 

    3. Масленица. 

    Следом за святками шла масленица. Праздник почти не изменился под влиянием православия, исключение составлял лишь запрет мясной пищи в течении семи дней и обычая просить друг у друга прощение в воскресенье накануне Великого Поста. Но не смотря ни на что церковь включила масленицу в цикл пасхальной обрядности, рассматривая ее как подготовку к длительному и изнурительному посту. Некогда масленичные обычаи и обряды должны были способствовать плодородию земли и размножению всего живого. В народной традиции масленица рассматривалась как самый веселый, разгульный праздник год. Однако в городском календаре она заняла более скромное место. Со временем многие из забав масленицы теряли актуальность и утрачивались. В немногих уральских городах можно было наблюдать на масленичной неделе катание «госпожи Масленицы», сожжение ее чучела, взятие снежного городка, уличные шествия ряженных. В наиболее традиционном виде праздник проходил у уральских казаков. В Уральске взятие снежного городка и к середине XIX в. Оставалось центральным событием масленицы. К празднику сооружали настоящую снежную крепость. Участники разбивались на две группы: защитников крепости и осаждавших. Среди осаждаюших находились ряженные – «турецкие паши», «арабы», вымазанные сажей, и «разные рыцари небывалых орденов». Все это воинство возглавлял «генерал» сопровождаемый «знаменосцами» с развивающимися платками на пиках и «пестрой шалью, представляющий штандарт». «Генерал» был в эполетах, искусно сплетенных из соломы, в звездах и орденах из фольги, с лентой через плечо, сделанной из розовой бумаги (в которую обычно заворачивали чай); старая аудиторская шляпа с плюмажем собственного изготовления покрывала голову «генерала».

     Масса  пеших и конных зевак сопровождала  импровизированный «корабль», который во время масленицы появлялся на улицах  Уральска, его тащили запряженные лошади. На нескольких санях устраивались подмостки, в центре которых возвышалась мачта, притянутая со всех сторон канатами к краям подмостков – это и был «корабль». На его подмостках играли музыканты, они пели, танцевали и подогревали себя водкой. На верху мачты, на укрепленном на всей колесе, находилась замаскированная женщина, одетая в старинный русский костюм. Она олицетворяла собой «госпожу Масленицу». В других городах подобных представлений, как правило, не было.

     В  Екатеринбурге сооружались две  и заливались из снега две  горы, с которых все желающие  могли кататься на санках. Рядом  возводился балаган с балконом. Петрушка выходил по нескольку  раз на балкон и приглашал публику в балаган на цирковое представление. И при этом сыпал шутками вульгарного характера.

     Вообще такого всеобщего веселья, как в деревнях или у казаков в городах второй половины XIX – начала XX в. не было. Гораздо большее значение придавалось Пасхе. На пасхальной неделе опять ездили друг к другу с визитами. Приезжали священники из разных храмов, пели краткий молебен, славили Христа. Сидели недолго и ехали дальше.

     В  Чердыни девушки на пасхальной  недели (середина XIX в.) ходили большими группами на колокольни, а вечером с песнями качались на качелях или скакали на «скакульках» (доска, положенная на бревно или деревянный «отрубок»).

     К  Пасхе украшали церкви, в Екатеринбурге  не было ни одной не украшенной  по-праздничному церкви.  Повсюду красили яйца. Дети получив разноцветные яйца устраивали игры. В Слободском, например, делали так: прислоняли к стене дома доску, и игроки скатывали с нее яйца, стараясь при этом разбить чужое, кому это удавалось забирал это яйцо себе. В Уральске катанием яиц развлекались девицы-казачки. «Шагах в 20 от играющих, - рассказывал Н.Ф. Савичев, - расставлены несколько раскрашенных яиц, фронтом, расстоянием на 2 четверти от другого. В них катают войлочным мячом, которые имеет форму миниатюрного жернова, только без отверстия в середине». Яйцо считалось выигранным той девушкой, которой удавалось задеть его мячом.  

    4. Прочие праздники.      

    Из других календарных праздников горожан выделялись Троица и Семик. В г. Котельниче на Троицу девушки собирались в хороводы, развлекались разными играми. Юноши при этом могли присутствовать, но участия в девичьих играх не принимали, в крайнем случае, устраивали свои. Девичьи хороводы являлись старинной русской городской традицией. Чердынские девушки на прокопьевской и троицкой неделях играли на переулках в хороводы, горелки и прочие игры.

    В  Уфе в XVII-XIX вв. гуляния девушек приурочивались к Семику. До XIX столетия на эти гуляния являлись дочери и бедных и богатых. Но уже в начале XIX в. в более знатные семьи в подобных гуляниях не участвовали. К девушкам присоединялись парни, молодежь водила хороводы, пела песни. В Слободском Семик являлся детским праздником. В город со всего окрестного пространства привозили на продажу много разных игрушек. Все дети ходили на базар, даже если у них не было денег, они были рады хотя бы полюбоваться игрушками. Из игрушек были представлены: пищалки, глиняные куклы и птички, свистульки, шкатулки из бересты, вырезанные из дерева кони, телеги, сани и многое многое другое.

    Также  детским праздником в Вятке была «Свистунья», которая приводилась в мае. За два дня до праздника на торговой площади около Кафедрального собора начинали устанавливать полотняные палатки. Приезжали торговцы из разных городов. Они привозили вяземские пряники, халву, восточные лакомства. Но больше всего было игрушек вятских кустарей. Из заречной слободы Дымково доставляли гипсовые и глиняные изделия: статуэтки, вазы, дудки, коней, «стариков-маховиков» и прочее.

    Отмечались горожанами также государственные и войсковые праздники. Торжественными мероприятиями и различными увеселениями сопровождались визиты в город важных государственных особ, круглые юбилеи выдающихся деятелей культуры и проч. Обязательным элементом  многих официальных торжеств стали военные парады. Сценарий всех подобных празднеств создавался уже не народом, а официальными лицами. Вообще в праздничной культуре горожан Урала в XVIII - начале XX наблюдался процесс постепенной утраты многих традиционных черт, вытеснения традиций новациями. Наиболее активно он развивался в крупных центрах и в высших «классах» городского населения.

 

Заключение. 

    В  работе мы рассмотрели множество  праздников нескольких уральских  городов. Сравнили праздники, проводимые в семьях разных городов и разного социального уровня. Так, видно, что праздники у аристократии проводились, конечно, с большим размахом, а вечера проходили значительно чаще. У знати это было даже своего рода хорошим тоном – не сидеть дома, а все время кого-либо навещать, людей не принимавших участия в общественных вечерах часто принимали за изгоев. В праздниках простого народа, разумеется, не было такого размаха, но зато мы видим насколько их гуляния были веселее, естественнее, душевнее, ведь они делали это от чистого сердца, не ориентируясь ни на моду, ни на общественное мнение. Также мы видим, что традиции тоже сохраняли в основном простые жители деревень и маленьких городов, устраивая праздники мало измененные с давних пор, пели народные песни, а из инструментов использовали русские. Богатые жители ориентировались на запад и больше увлекались классической музыкой и набиравшим популярность театром.

Информация о работе Праздничная жизнь уральского города ( XVIII - начало XX века)