Православие как основа духовной культуры в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:14, реферат

Описание

Тема моего реферата представляет сейчас большой интерес ввиду того, что сейчас, на мой взгляд, проходит эпоха "Второго Крещения Руси". Для того, чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Именно изучая его, сможем мы найти ответ на вопрос о том, что ныне происходит с русской церковью. Для нас, живущих в XX веке, эта проблема становится все более актуальной с каждым годом.

В данной работе мной поставлена главная задача – рассмотрев исторические аспекты введения христианства на Руси, крещение Руси как явление культуры, своеобразия восточного христианства, проблемы эволюционного развития православия, доказать всеобъемлющее влияние религии на нашу культуру.

Содержание

Введение 3

1. Принятие христианства на Руси 4

1.1. Христианство как этап развития религии 5

2. Крещение Руси как явление культуры 7

2.1.Предпосылки исторически-религиозного выбора Древней Руси 10

3. Своеобразие восточного христианства 11

4. Проблемы эволюции русского православия 14

Заключение 21

Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Культурологии .doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Уральский государственный 

горный  университет 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 
 
 

 

Православие как основа духовной культуры в истории  России

Реферат по культурологии

                  Преподаватель: асс. Железнякова А.В.

                Студент:             Борисов М.А.

                Группа:                АГП-10 
                 
                 
                 

Екатеринбург

2010 г. 
 
 
 

Содержание

Введение                                                                                                              3

1. Принятие христианства на Руси                                                                   4

1.1. Христианство как этап развития религии                                                 5

2. Крещение Руси как явление культуры                                                         7

2.1.Предпосылки исторически-религиозного выбора Древней Руси           10

3. Своеобразие восточного христианства                                                        11

4. Проблемы эволюции русского православия                                               14

Заключение                                                                                                         21

Список используемой литературы                                                                   22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Одной из древнейших форм культуры  является религия.

   Тема моего реферата представляет  сейчас большой  интерес   ввиду того, что сейчас, на мой  взгляд, проходит эпоха "Второго  Крещения Руси". Для того, чтобы  понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое  прошлое. Именно изучая его, сможем мы найти ответ на вопрос о том, что ныне происходит с русской  церковью. Для нас, живущих в XX веке, эта проблема становится все более актуальной с  каждым  годом.

   В данной работе мной поставлена главная задача – рассмотрев исторические аспекты введения христианства на Руси, крещение Руси как явление культуры, своеобразия восточного христианства, проблемы эволюционного развития православия, доказать всеобъемлющее влияние религии на нашу культуру.

   При решении данной задачи, я  ссылался на рассуждения Клибанова  А.И., Экономцева И., Раушенбаха Б.В.  и других. Известный историк и  исследователь религии Клибанов  писал, что ни один из историков  прошлого не занимался систематическими исследованиями в области церкви, да и, по-видимому, не ставил перед собой такой задачи. Раушенбах Б.В. сетовал в своей статье на то, что исследователи и популяризаторы, рассматривающие Крещение Руси, старательно подчеркивают религиозную сторону происходившего и лишь попутно сообщают о социально-экономической стороне этого процесса, прежде всего о приобщении Руси к европейской культуре. «Геополитическое положение Руси между Западом и Востоком и связанная с этим постоянная подверженность перекрестного влияния различных цивилизаций оказалась плодотворным для духовной жизни и культуры русского народа. Но вместе с тем это обстоятельство неоднократно создавало мучительную проблему выбора и вполне реальную угрозу раскола нации.» - считал Экономцев .

1. Принятие христианства на Руси 

   История православной церкви  в России остается до сих  пор  одной из  наименее разработанных  областей русской историографии. "Характерно, что ни один из  историков прошлого не занимался  систематическими исследованиями  в области истории церкви,  да и, по-видимому, не ставил перед собой такой задачи" – писал известный историк и исследователь религии А.И. Клибанов1 .

   История  Русской  православной  церкви не была однозначной:  она была противоречивой, изобиловала  внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.

   В свое время великий русский  ученый Николай Михайлович Карамзин  говорил: "История, в некотором  смысле есть священная книга  народов: главная,  необходимая;  зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к  потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".

   По моему мнению, введение христианства  на Руси было закономерным  явлением  по  той  причине,  что  в VIII – IX вв. начинает  возникать классовый раннефеодальный строй.  Формирование  местных  княжений  и  создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централизованной  ренты – даней, полюдья, требовало изменений в идеологической области, т.е. в религии.

   Как бы то ни было, всякое  явление является результатом  предшествовавшего развития народной жизни. Итак, перейдем непосредственно к принятию Русью христианства.

   Став великим киевским князем, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.

   По преданию, первым проповедником  христианства в наших краях  был Андрей Первозванный –  один из двенадцати апостолов,  брат апостола Петра, первым  призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы "Х" (Андреевский крест). Уже в "Повести временных лет" рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). Впоследствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.  

1.1 ХРИСТИАНСТВО КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ

Христианство, если можно так выразиться, было следующим после язычества этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько своей религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян. Христианские миссионеры не приносили с собой ничего принципиально нового; они несли лишь новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимости покорности ее представителям.

   Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой  и высокой культуре Византии, но мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще  насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся христиане", а на деле – "поганьске живуще", на игрищах людей "многое множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит Иоанн жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю – "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две жены.  Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством. 

   Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери – константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.  

   Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

   Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

   Приобщение к тысячелетней христианской  истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейская литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен, создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром. 

2.КРЕЩЕНИЕ  РУСИ КАК ЯВЛЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ

   Сегодня нет никаких сомнений в том, что Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. По существу, история русской (древнерусской) культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью – жизненным пространством кочевых народов,- возникло европейское                          феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Так в самом общем виде обычно определяется значение христианизации Руси в отечественной истории.

   Однако  в такой, совершенно справедливой  в общеисторическом смысле интерпретации  события 1000-летней давности можно  усмотреть явный «крен» в сторону  государственно-правовой оценки  его национальной значимости- в ущерб осмысления культурно-исторической ценности. Характерной  в этом отношении является статья академика Б.В. Раушенбаха «Сквозь глубь веков», написанная специально к 1000-летию Крещения Руси.

Автор (в последнее  время специально занимающийся вопросами религии и философско-богословскими штудиями)2 сетовал на то, что исследователи и популяризаторы названного события «старательно подчеркивают религиозную сторону происходившего и лишь попутно сообщают о социально-экономической и политической стороне этого процесса, прежде всего о приобщении Руси к европейской культуре». Между тем, по мнению автора , «дело обстояло совсем не так. Суть событий 1000-летней давности заключалась в государственном развитии Киевской Руси, религиозной была лишь форма этого процесса».3

Информация о работе Православие как основа духовной культуры в истории России