Постмодернизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:41, реферат

Описание

Объектом исследования данной работы является Постмодернизм, что не удивительно ведь в наше время нет такого часто употребляемого и, при этом, более туманного понятия, чем постмодернизм. И дело не только в его обширности, многогранности и эклектичности,- ведь постмодернизм связывается с широким кругом явлений в различных областях культуры конца 20 века: искусстве, философии, науке, политике, что уже само по себе создает трудности в его интерпретации.

Работа состоит из  1 файл

Referat_kulturologia.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновский государственный  технический университе

Кафедра «Истории и культуры»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Постмодернизм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2010

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Объектом исследования данной работы является Постмодернизм, что не удивительно ведь в наше время нет такого часто употребляемого и, при этом, более туманного понятия, чем постмодернизм. И дело не только в его обширности, многогранности и эклектичности,- ведь постмодернизм связывается с  широким кругом  явлений в различных областях культуры конца 20 века: искусстве, философии, науке, политике, что уже само по себе создает трудности в его интерпретации. Основная проблема состоит в отсутствии более - менее  четкого  представления о сущности постмодернизма, о том, что скрывается за этим броским и  чем-то завораживающим словом, которое  так часто можно услышать  по телевидению, в кино, столкнуться с ним в журналах и художественной литературе.

       Подавляющему большинству употребляющих этот термин, вряд ли удастся толком  разъяснить  его смысл, но, при этом, каждый старается  наделить его любым удобным для себя значением. А между тем, проблема постмодернизма сегодня является одной  из самых обсуждаемых  в научных кругах уже на протяжении, по крайней мере, двух десятилетий, поэтому  крайне важно  уяснить его сущностные характеристики, происхождение  и проявление  в искусстве.

       Актуальность исследования данной темы  состоит в том, что культура постмодернизма  есть одно из проявлений постиндустриального мира, жизнедеятельность и история которого  во многом обусловлена изменениями в технологиях, в экономике, в социуме и  культуре. Эти изменения вызревали  и совершались на протяжении второй половины 20 века и во многом  определили собой и окружающую действительность, и внутренний облик человека.

       Основной целью данной работы  является анализ постмодернизма общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства массовой культуры.

 

 

 

 

 

1.Возникновение и становление постмодернизма в искусстве и культуре

 

       Постмодернизм - совокупное обозначение  тенденций  в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или постмодерн) буквально  означает то, что после  «модерна», или современности.

       Постмодернизм представляет собой относительно недавнее  явление: его возраст составляет около четверти века. Он является, прежде  всего, культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он  выходит за рамки культуры и в той или иной мере  проявляется во всех сферах общественной жизни,  включая экономику и политику. В силу  этого общество оказывается не только в постиндустриальным и информационным, но и постмодерным. Наиболее ярко  постмодернизм проявил себя в искусстве.

       Этимология термина «постмодерн» восходит к 1917 году. Впервые его употребил  немецкий философ Рудольф Паннвиц в работе « Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок.  Постмодерн рассматривался как способ  выхода европейской культуры  из глубокого  кризиса, куда ее завел модернизм, пораженный язвами нигилизма и декаданса. Это был всего лишь перифраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».

       Второй раз этот термин, независимо от Паннвица, использует испанский критик Ф. де Онис. У него постмодерн выступает в качестве промежуточного периода (1905-1914) между первым этапом модернизма (1896-1905)  и вторым, более сильным этапом – этапом « ультрамодернизма» (1914-1932).

Третий раз  слово встречается в однотомном  изложении (1947) американским философом  Д.  Сомервиллом многотомного труда английского историка Тойнби «Исследование истории». Здесь «постмодерн» означает текущий, современный период западной культуры, начавшийся уже в 1875 г.

       Однако все три упомянутых случая не имеют прямого отношения к современному смыслу термина «постмодернизм». Немецкий философ В. Вельш, признанный авторитет в истолковании постмодерна, называет их «преждевременными». По его мнению, американский литературовед М. Хау стал тем, кто в 1959 г. первым начал использовать термин «постмодерн» в его современном значении, развернув в американской литературной критике дискуссию о постмодерне, которая продолжается и сегодня.

       К настоящему времени постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые его признаки. Затем они возникли в искусстве других европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. В 70-е гг. происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена, и он предстает как своеобразная сенсация. В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Если раньше надо было непременно быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодернистом. В начале 90-х гг. ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

       Английский историк А. Тойнби взял за точку отсчета эпохи постмодерна 1875 г., связав ее с открытием второго начала термодинамики. Для некоторых эта эпоха началась сразу после второй мировой войны. Большинство авторов относит начало постмодерна к середине 70-х гг., хотя по поводу более точной даты его рождения мнения расходятся. В 80-е годы постмодернизм получает статус понятия, благодаря, прежде всего, работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

      Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние и умонастроение, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает трансисторическим явлением, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную и особую эпоху. В частности, такого мнения придерживается итальянский писатель-постмодернист У. Эко. К такому же мнению склоняется Лиотар, полагая что первым постмодернистом можно считать Аристотеля. Канадские политологи А. Кроукер и Д. Кук таковым называют Августина Блаженного.

      Другие же, наоборот, определяют постмодернизм именно как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. Такого мнения придерживается X. Кюнг и В. Вельш и др. Думается, что при всех имеющихся различиях эти два подхода вполне можно примирить. Действительно, постмодернизм прежде всего является состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя эта эпоха станет, видимо, переходной.

2.Основные черты и особенности культуры постмодернизма

       Культура постмодернизма имеет онтологические, гносеологические,  историко-культурные и эстетические параметры. В онтологическом плане феномен постмодернизма связан с осмыслением того обстоятельства, что предмет противится человеческому воздействию, отвечая на него противодействием: что порядок вещей «мстит» нашим попыткам его переделать, обрекая на неизбежный крах любые преобразовательские проекты.

      Постмодернизм возникает как осознание исчерпанности онтологии, в рамках которой реальность могла подвергаться насильственному преображению, переводу из «неразумного» состояния в «разумное». Квалификация такой онтологии как «модернистской» и исторически исчерпавшей себя есть вместе с тем провозглашение новой эпохи — постмодернизма.

       Скептическое отстранение от установки на преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию (Бодрийар).

       Антисистематичность как характерная черта постмодернизма не сводится к простому отказу от притязаний на целостность и полноту теоретического охвата реальности — она связана с формированием неклассической «онтологии ума». Дело заключается в объективной невозможности зафиксировать наличие жестких, самозамкнутых систем, будь то в сфере экономики, или политики, или искусства. В процессе интеллектуального освоения этой трансформации возникает мышление вне традиционных  понятийных  оппозиций (субъект — объект, целое — часть, внутреннее — внешнее,    реальное - воображаемое), мышление, не оперирующее какими-либо устойчивыми целостностями  (Восток—Запад,  капитализм —социализм,  мужское — женское).

       Возникновение постмодернизма вызвано также и изменением эпистемологической ситуации, связанной с критикой классической философской парадигмы неклассической философией (марксизм, психоанализ, структурализм). Результатом этой критики был распад субъекта как центра системы представлений (репрезентаций), постмодернизм не только фиксирует, но и максимально заостряет эту ситуацию, создавая «скандальный», с точки зрения классических мыслительных навыков, тип философствования — философствование  без  субъекта. Место категорий «субъективности», «интенциональности», «рефлексивности» занимают безличные «потоки Желания», имперсональные «скорости», неконцептуализируемые «интенсивности».

       Непосредственным источником постмодернистского сдвига в гносеологической плоскости была «деконструкция», в которой классическая философия дезавуируется как «метафизика присутствия». Основной интуицией последней является абсолютная полнота смысла, его тотального, не знающего пустот и разрывов присутствия (presence).

       Классический дискурс неизбежно выступает поэтому как дискурс репрезентации(representation) — представления некоего изначального, первичного смыслового содержания в производных, вторичных,  деривативных  формах. Всякое отдельное событие получает здесь смысл лишь благодаря причастности абсолютной полноте изначального смысла; оно истинно лишь постольку, поскольку может быть возведено к первосмыслу как своему истоку. В классической парадигме все содержания мысли суть лишь репрезентации смысла как первоосновы — субстанции и истока. Все знаки культуры значимы здесь лишь за счет проступающего сквозь них первосмысла — «трансцендентального означаемого». Отказать этой интуиции в праве на универсальность и сосредоточить внимание на проблематике дисконтинуума и отсутствия — значит перестать смотреть на события как на отблеск истины бытия, обратиться к ним в их самодостаточности.

        Тем самым осуществляется выход из лингвистической плоскости в плоскость «событийности» и «телесности». Это происходит в форме «философии сингулярности» (Вир Илио) и «мышления соблазна» (Бодрийар), «мышления интенсивностей» (Лиотар) и «философии Желания» (Делез и Ф. Гваттари).

       Противостояние пост современности и постмодернизма (как жизни и смерти культуры) особенно заметно в философии, где оно возникло в самое последнее время. Первыми «э» сказали французы. Франсуа Льотар выступил с концепцией постмодернистского знания. В двух словах ее суть — «война целому» (именно так заканчивается его статья «Ответ на вопрос, что такое постмодернизм»)1.

       Гегель когда-то провозгласил: истина - это целое. Для постмодернистов дело обстоит наоборот: целое - опасное заблуждение мысли, идея тотальности ведет к тоталитаризму, а там и до террора рукой подать. Истина плюралистична. Французы дали только имя тому, что немцам в ФРГ давно было известно. Марквард назвал одну из своих книг «Апология случайного». Здесь опять-таки эскапада против Гегеля: великий диалектик считал, что философия должна устранить все случайное. Это значит,— восклицает Марквард,- философия без философов, без живых людей! Он считает себя «гожуалистом» (от английского слова usual - обычный), философом обыденной жизни, которая полна случайностей.

        Человек - чаще случай, чем выбор. Тут уже выпад против тех разновидностей индивидуализма, которые делают ставку на свободную личность, сознательно избирающую свою судьбу. В постмодернизме исчезает понятие субъекта, наделённого сознательными целеполаганием и волей. На первый план выходят бессознательные компоненты духовной жизни. Отсюда живой интерес к мифу как панацее от рационалистических бед нашего времени. Но миф опять-таки рассматривается как форма утверждения неповторимого, не как способ объединить людей: мономифологизм, по Маркварду, столь же вреден, как и монотеизм. «Хвала политеизму» - провозглашает Марквард (так озаглавлена его статья в сборнике под выразительным названием «Прощание с принципиальным»).

       Пример современного мономифологизма - «миф французской революции» как единственно возможного варианта истории Франции; история многовариантна, и опасен взгляд, утверждающий противоположное. Марквард ратует за плюрализм повсюду, в первую очередь в философии. Он — противник «правомыслящего монологоса», ориентированного на единственность разума и запрет всего иного :«Мне кажется, хорошо бы вернуть терпимое отношение к правомыслию, которое Марк Твен рекомендовал по отношению к правописанию, когда говорил: я жалею того, у кого не хватает фантазии писать слово то так, то этак. Печальна участь философии, если она не позволяет думать о вещах то так, то этак; думать и передумывать одним одно, другим другое. В этом смысле даже внезапное озарение подозрительно, да здравствует то, что приходит в голову много раз»2.Когда-то Лютер сказал: я здесь стою и не могу иначе. Марквард: я здесь стою, а могу, как угодно. Конечно, все это утверждается «со щепоткой соли». Но нет шутки, за которой не скрывалась бы позиция.

Информация о работе Постмодернизм