Первобытное искусство неолита и бронзового века. Памятники трипольской культуры. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:18, контрольная работа

Описание

Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около XXX тысячелетия до н.э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Содержание

Оглавление:
Введение
Первобытное искусство неолита и бронзового века
Хронология первобытного искусства
Искусство неолита
Искусство эпохи бронзового века
2. Памятники трипольской культуры
3. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики
3.1 Петроглифы
3.2 Малая пластика
3.3 Торевтика
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 391.82 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

На тему: «Первобытное искусство неолита и бронзового века. Памятники трипольской культуры. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики. »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

 

Оглавление:

     Введение 

  1. Первобытное искусство неолита и бронзового века 
    1. Хронология первобытного искусства
    2. Искусство неолита
    3. Искусство эпохи бронзового века

2. Памятники трипольской культуры 

3. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики

      3.1 Петроглифы

      3.2 Малая пластика

      3.3 Торевтика

     Заключение 

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Искусство эпохи первобытнообщинного строя  возникло около XXX тысячелетия до н.э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Актуальность  исследования заключается в рассмотрении эволюции искусства эпохи первобытнообщинного  строя, заложившего основы современного искусства.

Цель  работы состоит в изучении особенностей искусства эпохи первобытнообщинного  строя.

Достижение  цели предполагает решение следующих  задач:

1) рассмотреть  первобытное искусство неолита  и бронзового века;

2) составить  представление о памятниках трипольской  культуры;

3) изучить  петроглифы, развитие малой пластики, торевтики.

Первобытное искусство сыграло важную роль в  истории и культуре древнейшего  человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме  бытия ― художественной. Закрепляя  в зримых образах свой жизненный  опыт и мироощущение, первобытный  человек углублял и расширял представления  о действительности, обогащал свой духовный мир.

 

 

 

 

 

 

  1. Первобытное искусство неолита и бронзового века.
    1. Хронология первобытного искусства.

Специфика первобытного искусства заключается  в его слитности с другими  формами общественного сознания. В нем отражаются все сферы  жизни общества – экономическая, социальная и религиозная. Чаще всего  древнюю скульптуру находят в  специальных культовых местах или  в погребениях. Это говорит о  ее неразрывной связи с религиозными представлениями и обрядами. Сознание древних людей представляло собой  сложное переплетение реалистического  и иллюзорного начал, и этот синкретизм первобытного мышления оказал решающее воздействие на характер творческой деятельности.

Первобытное изобразительное творчество с самого возникновения развивалось по двум направлениям. Первое из них включает в себя монументальные формы (рисунки в пещерах и на скалах, мегалиты), второе представлено памятниками искусства малых форм: мелкой скульптурой, глиняной пластикой, художественной резьбой по камню, кости и дереву.

Целые области  древнего художественного творчества бесследно исчезли в глубине  тысячелетий. Даже дерево сохраняется  только в особых условиях – в  крайне влажной почве торфяников, а такие материалы, как береста, мех, ткани, чрезвычайно недолговечны и в археологических раскопках  встречаются крайне редко. Этнографические  же наблюдения говорят о том, что  они широко использовались первобытными людьми для изготовления предметов  искусства. Но те немногие памятники  первобытного искусства, которые дошли  до нас, чрезвычайно разнообразны и  выразительны.

Каменный  век (от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до н.э.)

     Палеолит (древний каменный век  от 40 тыс.~ 8 тыс. лет до н.э.)

Поздний Палеолит - время  первых религиозный воззрений, время  окончательного сложения родовой организации  общества. В начале позднего Палеолита  появляются петроглифы; рисунки, сделанные  краской, рельеф, круглая скульптура. Краска наносилась в это время  примитивными кистями (клочки шерсти, пучок травы) или непосредственно  руками. Она имела минеральное происхождение (окись марганца), первоначально использовалась в готовом виде, затем специально приготовлялась (растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений). Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Почти все сюжеты посвящены животным.

     Мезолит (средний  каменный век 10 - 6 тыс. до н. э)

В этот период создаются  динамичные многофигурные композиции (сцены охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и  т. п.). В мезолитских росписях на первый план выходит человек, его действия. Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее (Сцены сражения. Роспись на скале Валлторта, Испания).

В Кобыстане (Азербайджан) на открытых горных склонах многие тысячелетия сперва охотились, затем скотоводы оставляли свои рисунки. Первобытный художник главное внимание направлял на передачу смысла сцены. (Сцена охоты. Изображение на скале. Сеймалы-Таш. Фергана. Средняя Азия).

Искусство рассматриваемого периода может быть сравнимо с  творчеством бушмеков, обитающих ныне на юге Африки (Сцены охоты на страусов. Бушмены. Африка).

     Неолит (новый каменный век)

Временные рамки неолита менее  определенные. По Алпатову этот период соотносится:

В Европе около 10000 – 2000 до н.э.

В Египте около 18000 -  3000 до н.э.

В Америке 3000 до н.э.

В Китае 2000 до н.э.

На Ближнем Востоке 7000 до н.э.

     Бронзовый век (от 4 тыс.~ 1 тыс. лет до н.э. )

Металл, обнаруженный в эпоху  неолита, начинает играть в жизни  человека значительную роль. Люди научились  изготовлять бронзу (сплав олова и меди). Усилилась локализация культур. Довольно скоро освоены были все техники торевтики: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. Из этого материала начинает отливаться и мелкая пластика. Исчезают глиняные женские статуэтки, теперь антропоморфные изображения больше связаны с мужчиной

     Железный век (от 1100 г. ~ до XIX в. н.э.)

Железный век в Европе представлен различными культурами в гальштаттский период (650-400 гг. до н.э.) на территории Западной и Средней Европы и культурами латенского периода (с 400 г. до н.э. до начала н.э.). На Балканском полуострове культура железного века развивается у фракийских племен, на территории России – у скифских племен в Северном  Причерноморье.

 

    1. Искусство неолита.

Существенные  изменения в жизни первобытного общества дали возможность назвать  этот период развития истории «неолитической революцией». Таяние ледников, оставившее след в памяти человечества в виде легенды о всемирном потопе, привело  в движение народы, начавшие интенсивно заселять новые пространства. Самым  значительным изменением был переход  к производящему хозяйству, которое  предполагает оседлый образ жизни  с постоянными поселениями. Человек  научился возводить новые типы жилища – на сваях, сооружения из высушенного  на солнце кирпича (сырца), научился защищать свое поселение. В искусстве того времени все более значительную роль начинают играть изображения людей, деятельность коллектива становится центральной  темой искусства.

Изобразительное творчество населения Евразии в  эпоху неолита представлено двумя  направлениями: монументальными наскальными  рисунками и памятниками искусства  малых форм – деревянной, каменной и костяной скульптурой, глиняной пластикой  и изображениями на керамике.

В эпоху  неолита человечество впервые научилось  искусно выделывать глиняную посуду. Богатство форм (кувшины, миски, чаши), орнаментация сосудов неолита позволяют рассматривать их как художественно оформленные произведения искусства. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров (так называемого ямочно-гребенчатого типа), покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралей, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т.д. Узоры часто были многоцветными. Использовались сочетания красных, белых, черных и других красок.

Неолитические мастера знали и ценили четкий ритм, симметрию в расположении узора, соразмерность форм и строгую  орнаментальную композицию. Именно керамика в своем более или менее  массовом производстве благодаря своей  однотипности и замедленной эволюции декоративных элементов дает археологам надежные хронологические ориентиры  и позволяет говорить о той  или иной археологической культуре чаще всего одного региона.

Все знаки  росписи имеют определенный смысл, связанный с зарождающимся анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности, крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце или луну.

Трипольская керамика (село Триполье, Украина) знаменует  собой следующий этап развития керамики, датируемый концом III тыс. до н.э. В содержании росписей происходят существенные изменения. На трипольской керамике изображены волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные – другими словами, множество элементов. При этом все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости. Волнистая линия – река, бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени, ромбы – символы женского божества, посылающего на земля «небесную влагу», крест – солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» — растение или злаковый колос.

Керамическая  роспись представляла собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многогранности и многоликости. В центре внимания человеческого  сознания уже не единичное явление (зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого  общества (сражение, охота, танец и  т.д. ), а многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания (в том числе абстрактного мышления) первобытного человека.

В древней  скульптуре неолитических охотников-рыболовов  нашли свое воплощение две главные  темы: человек и зверь. Особенно отчетливо  продолжение традиций палеолитического искусства прослеживается в зооморфной скульптуре. Для нее характерны реалистическая трактовка образа, тщательность моделирования  морды зверя, устойчивость изобразительных приемов при передаче отдельных деталей. В скульптуре преобладают изображения отдельных голов животных, что является одной из особенностей первобытного анималистического искусства. В глазах древнего охотника голова олицетворяла саму суть зверя. Специфика первобытного мышления вынуждала его выразить это представление наглядно, и поэтому голова делалась непропорционально большой, а ее детали выписывались особенно тщательно. Эта закономерность наблюдается и при изображении полной фигуры животного.

Отдельно  необходимо сказать о развитии орнамента, который появляется не только на глиняных сосудах, но и на других предметах  быта. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обмазанного  глиной. В дальнейшем появляются геометрические узоры (параллельные полосы, двойные  спирали, зигзаги, концентрические  круги и т.д. ), растительные мотивы, имеющие разнообразное смысловое значение.

Еще одним  характерным жанром изобразительного искусства в эпоху неолита  были петроглифы – многофигурные  сюжетные композиции, в которых господствуют изображения человека и животных. Петроглифы были распространены в Северо-Западной Европе, на Урале, в Сибири, Закавказье, Средней Азии. Они выбивались на скалах или скалистых речных берегах .

    1. Искусство эпохи бронзового века

Обычно  выделяют два больших периода  – энеолит (медно-каменный век) – переходный период от эпохи камня к эпохе металла и бронзовый век (III – II тыс. до н.э.). С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества. Прежде всего, это – дальнейшее распространение производящего хозяйства – земледелия и скотоводства и освоение нового материала – металла, в первую очередь меди и ее сплавов. В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство.

В эпоху  бронзы с введением новых форм хозяйства и металлических орудий труда происходит крупное общественное разделение труда, создавшее условия  для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Ремесло  отделяется от земледелия, все большее  значение приобретает мужской труд, что окончательно приводит к утверждению  патриархата, беспрекословному подчинению старшему в родовой общине.

С конца  неолита искусство обогащается  все новыми сюжетами. Расширяется  тематика изображений, складываются новые  приемы передачи образов, резко возрастает роль образной символики, все более  ощутимой становится тенденция к  изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются все  реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное –  знак.

Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным  и широко распространяется географически. Петроглифы, изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование  художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта – все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени  впервые удается проследить яркие  сюжеты, связанные с мифологией древних  народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своеобразным «изобразительным языком», знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства продолжает проявляться в орнаментации керамики и других предметов быта.

Информация о работе Первобытное искусство неолита и бронзового века. Памятники трипольской культуры. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики