Первобытная магия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:43, контрольная работа

Описание

Сложная система магических обрядов, сложившаяся в древнейшую эпоху, ныне известна по археологическим раскопкам и из описаний жизни и быта народов, живущих в условиях первобытного строя. Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил. Считалось, что такие люди непосредственно соприкасаются с миром духов и способны защитить от враждебных сил и исцелить от болезни, вызвать дождь и обеспечить удачную охоту. В ведении магов находились общение с духами-предками племени, совершение магических ритуалов и обрядов, изготовление разного рода лекарств, ядов, противоядий и других "волшебных" зелий, забота о благосостоянии рода и многое другое.
В своей работе, я постараюсь четко и достоверно изложить всю сущность первобытной магии, причины и время ее возникновения, рассказать о различных магических обрядах, а так же поговорить о различных видах магии, ну и конечно подвести итоги.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 35.38 Кб (Скачать документ)

   Разновидность магии

   Существуют различные классификации  магических обрядов и церемоний.  Одной из наиболее полных типологий  колдовских обрядов является  классификация, разработанная крупным  советским этнографом и религиоведом  С. А. Токаревым в его известной  работе «Сущность и происхождение  магии». Он предложил различать  магические ритуалы: 

. по  степени сложности;

. по  направленности магического акта;

. по  технике действия;

. по  сфере применения;

. по  целям, которые данный ритуал  преследует.

   В зависимости  от общей направленности магического  действа С. А.Токарев различает  две группы магии: 
. агрессивные, или протрептические; 
. защитные, оборонительные, или профилактические.

   Если первые своей целью имеют  перенесение тем или иным способом  магической силы на объект, то  вторые имеют обратную цель: отстранить, отогнать вредные магические  влияния, защититься от их действия. В составе этих двух крупных  магических направлений ученый  выделяет типы магии, которые  отличаются друг от друга по  технике передачи магической  силы или защиты от нее.

   Протрептическая магия. Здесь  простейшим способом передачи  магической силы будет непосредственный  контакт, соприкосновение источника,  носителя этой сверхъестественной  силы с объектом, на который  направлено колдовство. При этом  носитель магической силы бывает  различным: это и неодушевленный  предмет (амулет, талисман), и человек  (например, сам колдун) и т. п.  Характер контакта также может  быть различным: ношение амулета,  принятие колдовского снадобья  внутрь или обтирание им тела, прикосновение руки волшебника  и т. д. Этот вид протрептической  магии называется контактной  магией. Более сложным с психологической  точки зрения является так  называемая инициальная (начинательная,  трансмиссионная, инцепционная) магия.  Суть се остается, как и в  предыдущем типе, той же: магическое  действие направлено на сам  объект колдовства. Однако ввиду  недосягаемости этого объекта,  например вследствие дальности  расстояния, производится только  начало желаемого действия, а  само же его окончание и  появление ожидаемого результата  возлагается на магическую силу. Так, австралийские колдуны имели  специальный магический снаряд, посредством которого они практиковали  этот тип колдовства. Это была  костяная палочка с заостренным  концом. К ней привязывался шнурок, конец которого закапывался в  землю. Саму же заостренную  кость направляли в сторону  врага с одновременным произнесением  заклинания, полагая при этом, что  острие кости высосет из тела  жертвы кровь и та через  шнурок уйдет в землю. В отличие  от этих двух видов магии,  в которых магическая сила  действует непосредственно на  объект колдовства (хотя бы и  находящийся на расстоянии), следующие  два вида протрептической магии  характеризуются тем, что в  них действие сверхъестественной  силы направляется не непосредственно  на объект, а на его заместителя,  и только через него — на  сам объект волшебства. В качестве  заместителя может быть какая-нибудь часть объекта колдовства (отрезанные волосы, обрезки ногтей, испражнения, слюна и т. п.) или же просто предмет, побывавший с ним в контакте (остатки пищи, часть одежды, след ноги и т. п.). Этот тип магии называется парциальной (контагиозной) магией, основанной на вере, что часть замещает целое. В другом случае в качестве заместителя, посредством которого сверхъестественная сила будет действовать на объект, выступает подобие или изображение этого объекта. У многих народов колдуны изготовляли маленькие деревянные, глиняные, восковые и т. д. фигурки, изображавшие врагов, и пронзали их в сердце, голову стрелой полагая, что то же самое постигнет и самих врагов. Часто фигурку заменяло изображение врага на песке, земле, над которым проделывалась такая же операция — в нее втыкали стрелы в надежде поразить врага. Эти обряды относятся к имитативной (гомеопатической, симпатической, симимильной) магии, основанной на вере, что подобное порождает подобное. Сюда включаются магические действия, состоящие в подражании тому действию, которое необходимо вызвать: например, военные и охотничьи пляски, ряд обрядов вызывания дождя и т. п. В оборонительной (профилактической) магии С. А. Токарев выделяет два вида.

   Отгоняющая (апотрепеическая) магия.  Ее суть сводится к желанию  отогнать, отпугнуть враждебные  силы и влияния. Для этого  носят амулеты, талисманы, обереги;  применяют различные жесты, звуки  (звон металла, стрельба, огонь,  дым, магические круги и линии,  плевки, дутье) и т. д. Сюда  же относятся действия, имеющие  своей целью уклониться от  контакта с враждебными силами, спрятаться от них (ритуальное  закрывание головы, лица, избежание  нечистых мест и т. п.). Другой  разновидностью профилактической  магии являются обряды и ритуалы  очищения от воображаемых злых  влияний, проникших в тело человека, его жилище, скот и т. д. Очищения  достигают разными приемами и  способами: посредством ритуального  омовения, окуривания, поста, употребления  снадобий, кровопускания и т. д.  Эта магия зовется катартической.  Что касается словесной (вербальной) магии — заклинания, заговоры  и т. д., то, по мнению С. А.  Токарева, она по сути своей  не представляет самостоятельного  типа магии, но является лишь  словесным сопровождением совершаемого  обряда. Однако часто, особенно  на поздних этапах развития  магии, заговор начинает выступать  как самостоятельная магическая  сила, и в этом плане он составляет  отдельный тип магии. 

   Субъектом любого магического  действия является колдун —  профессионал или любитель. На  самых ранних ступенях развития  первобытного общества профессиональных  колдунов еще не было. Магические  обряды и ритуалы выполнялись  любым из членов племени, чаще  стариками, владевшими опытом  исполнения необходимых церемоний.  Впоследствии появились люди, которых  считали наделенными особыми  способностями, и, прежде всего,  способностью общаться со сверхъестественным  миром и его обитателями. У  разных народов их называли  по-разному — колдун, волхв, заклинатель,  шаман и т. д. Но социальная  функция в доклассовом обществе  у них была одна: магическая  практика, своей целью имеющая  обеспечить первобытной общине  покровительство сверхъестественных  сил и защитить от колдовских  происков со стороны недружелюбных  племен и злых духов. 
 
 
 

   В чем смысл магии?

   Научное  изучение феномена магии началось  с исследования первобытной магии  именно потому, что для современного  человека характерно неверие  в реальность магии и недооценка  своих первобытных предков. Магия,  в сущности, закладывала социальную  структуру первобытного общества, организовывала важнейшие формы  деятельности, являлась основой  развития индивидуальности и  сферой приложения всех духовных  и практических новаций. Магия  воплощала в себе фундаментальное  и плодотворнейшее противоречие  первобытной жизни. Если для  неолитического человека магия  едва ли не единственное средство  выжить на грани смерти» то  для человека античности она  постепенно становится в ряд  других, часто не менее эффективных  и убедительных форм деятельности. Сфера магии резко локализируется; определенный круг людей вообще  перестает участвовать в магических  обрядах, для других магия смыкается  с развлечением, ряд важных умилостивительных  функций магии начинает выполнять  религия. С другой стороны,  в самой магии происходит расслоение  между элементами, включаемыми в  официальные обряды (разные формы  предсказаний и гаданий), и теми, которые отныне культивируются  лишь тайно (черная магия). Это  расслоение, начавшееся еще в  первобытном обществе, теперь окончательно  оформляется в официальный религиозный  культ, направленный на публичное  умилостивление богов, и магическую  сакральную мистерию, задействующую  злые сверхприродные силы. Магия  позволяет умному человеку доминировать  над остальными, основывать королевские  династии и новые государства,  получать статус святых и богов  после смерти; магия вырабатывает  первые санкции, закрепляющие  частную собственность и целостность,  самостоятельность индивида. Магия  обеспечивает уверенность в ситуациях  неопределенности, она создает церемониальную  структуру торговли, часто организует  коллективный труд, магия действует  с помощью усиления социального  давления на индивида, миф является  схемой магического действия, которое  нередко сводится к проговариванию  мифа, она представляет собой  в основном языковый феномен  и использует специальный высокопарно-сакральный  язык, который отличается от языка,  применяемого в контексте трудовой  деятельности и общественных  отношений; магия — предельный  случай, демонстрирующий силу и  активность языка, так как всякий  язык имеет магическую функцию;  она укрепляет неравенство людей  в примитивных обществах, подтверждается  чудесами, порождаемыми мистической  верой. Магия формировала новые  социальные структуры, критикуя  племенную повседневную реальность  и мышление, и она также культивировала  свободную индивидуальность, сосредоточивая  все формы творчества в «обожествленном  еретике» — шамане. Именно магии  оказалось под силу провести  зарождающееся человечество по  острию бритвы, убедить его в  собственной сверхъестественной  исключительности и внушить ему  идею господства над природой  в то время, когда вся реальная  жизнь неопровержимо доказывала  обратное. Найдя первое эффективное  применение свободной игре воображения,  магия описала и объяснила  пугающе неохватный мир, упростила  его, сделала более предсказуемым  и возвела строительные леса  его переустройства. И пусть даже  эти леса регулярно рушились, хороня под обломками наиболее  отважных первопроходцев — что  с того! Нашим предкам, зато  было кого хоронить с почестями,  было о ком слагать легенды,  было у кого учиться, было  что восстанавливать и перестраивать,  было что терять и что воскрешать. 
 
 

   Заключение

   С течением  времени многое менялось в  жизни людей. Менялись и их  представления о мире духов  и богов, а вместе с этим  и сам характер обращения к  ним. Появлялись и новые посредники  между миром людей и миром  божеств — жрецы, священнослужители.  В устах жрецов древние заклинания  постепенно превращались в молитвенные  обращения к божествам, и сами  магические обряды стали носит  уже не требовательный, а просительный  характер. Но магия не исчезла.  В каждой общине по-прежнему  был свой чародей, умеющий влиять  на людей и природу. Обряды, заклинания и представления, восходящие  к первобытной магии, пережили  века. Они прочно вошли в культурное  наследие многих народов мира. Магия продолжает существовать  и ныне.

   Теперь  уже магия — это обряд и  ритуал, понятый как обряд и  ритуал, не более того. Магия —  это превращение действительности  в сказку, и люди подозревают,  что это всего лишь сказка, т. е. что-то не слишком реальное, редкое, сказание, а не сама жизнь.  Жизнь богаче магии: в ней  есть деньги, любовь, власть, на долю  же магии остается пикантное  приключение, игра для ума и  тела, без которых, в принципе, можно и обойтись. Каждый найдет  в магии то, чего ищет, нарушит  древние табу и не узнает  об этом, невзначай проникнет  в тайное тайных — и посмеется.  Свобода обращения с культурными  ресурсами магии, характеризующая  античность, обязана погружению  магического мировоззрения и  практики в иные типы практик  и мировоззрений. 

   Лично  сама я в магию верю. Этот  термин прошел не одно столетие, сколько книг, фильмов снято и  посвящено магии. Кто знает,  может это всё самовнушение  и наше богатое воображение,  может, так называемые себя  маги и колдуны лишь пользуются  доверчивостью простых людей.  Шарлотаны они или действительно  люди, обладающие даром и творящие  чудеса, об этом остается только  догадываться…

Информация о работе Первобытная магия