Отношение к смерти в различных исторических и культурных эпохах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:01, реферат

Описание

Целью данной работы является – исследовать проблему восприятия смерти людьми в разные эпохи.

Задачи данной работы:
Дать определение смерти;
Рассмотреть отношение смерти в разных эпохах и сравнить их;
Рассмотреть отношение к смерти в современное время.

Содержание

Введение ……………………………….. 2
Египетская версия смерти ……………………………….. 4
Древняя Греция и смерть ……………………………….. 7
Смерть в средневековье ……………………………….. 8
Современное отношение к смерти ……………………………….. 12
Заключение ……………………………….. 16
Список литературы ……………………………….. 17

Работа состоит из  1 файл

реферат (Автосохраненный).doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

  Введение ……………………………….. 2
  Египетская  версия смерти ……………………………….. 4
  Древняя Греция и смерть ……………………………….. 7
  Смерть в  средневековье ……………………………….. 8
  Современное отношение  к смерти ……………………………….. 12
  Заключение ……………………………….. 16
  Список литературы ……………………………….. 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Выбирая тему реферата, данная тема меня заинтересовала больше, чем остальные, ведь отношение  к смерти с древних времен оказывало  огромное влияние на качество жизни  существования конкретного человека и общества в целом. Я хочу узнать, как отношение к смерти изменяется в зависимости от уровня социокультурного развития общества и его системы духовно-нравственных ценностей.

    Целью данной работы является – исследовать проблему восприятия смерти людьми в разные эпохи.

    Задачи  данной работы:

    • Дать определение смерти;
    • Рассмотреть отношение смерти в разных эпохах и сравнить их;
    • Рассмотреть отношение к смерти в современное время.

    Я могу предположить, что именно страх  смерти был движущей силой развития человеческой культуры, ведь он являлся постоянной проблемой, сопровождавшей  человечество на протяжении всей его истории. Каждое следующее поколение получало эту боль и этот страх от предыдущих поколений, старалось как-то на этот вопрос ответить, а затем передавало как саму проблему, так и свои достижения в её решении поколениям следующим, которые повторяли аналогичный путь.

    Если  рассматривать смерть как биологический  процесс, то она будет иметь следующее  понятие: «Смерть – это процесс прекращения существование сложных биологических систем, которые состоят из крупных органических молекул, потеря их способностей к самопродуцированию и поддержке своего существования в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой».

    «Издавна смерти боялись и одновременно интересовались. Но всегда она оставалась загадочной и непонятной. Человек не может жить вечно. Смерть есть необходимое биологическое условие сменяемости индивидов, без которой человеческий род превратится в огромный, инертный монолит. Для стабильности любого общественного образования требуется четкое обозначение нравственных критериев, относящихся к явлению человеческой смерти. Это помогает держать общество в динамическом равновесии морали, не допуская выхода на поверхность агрессивных инстинктов, неконтролируемых массовых убийств и самоубийств» [4 с.102]. 

Египетская версия смерти 

     Наиболее  интересным отношением к смерти мне  кажется отношение к ней в  Древнем Египте. Эта древняя цивилизация, достигшая подлинного могущества, стала великой державой.

      Власть  фараона над народом Египта, превосходство египетского государства над соседними племенами и царствами утверждались все крепче. Чтобы всё утвердилось окончательно, правители решают пойти на такой яркий и выразительный прием, как протест против смерти. Ни в одной другой цивилизации этот протест не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте.

      Раз удалось создать на земле такую, все себе подчинившую мощь, неужели  нельзя ее увековечить, т. е. продолжить за порогом смерти? Ведь природа  обновляется ежегодно, ведь Нил,— а Египет, как писал Геродот, это «дар Нила»,— разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не смерть, ибо затем — и так каждый год — Нил разливается снова!

И вот поэтому рождается вероучение, согласно которому умершего ждет воскресение. Могила для него лишь временное жилище. Но чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно было сохранить его тело и снабдить в могиле всем, что ему было необходимо при жизни, так как дух мог вернуться в тело подобно тому, как Нил возвращается ежегодно на орошаемую им землю. Вот египтяне и прибегают к бальзамированию тела, то есть превращают его в мумию.

А на случай, если мумификация окажется несовершенной, надо создать подобие тела умершего — его статую. И потому в древнем Египте ваятель назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Воссоздавая образ умершего, он как бы воссоздавал самую жизнь.

Страстное желание остановить, побороть смерть, которая представлялась египтянам «ненормальностью», нарушением естественного течения жизни, страстная надежда на то, что смерть поборима, породили заупокойный культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусства древнего Египта.

Заупокойный культ в древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь, сделать так, чтобы смерть — явление ненормальное и временное — не нарушала бы красоты жизни.

      Но  я считаю, что смерть не только давала людям веру в воскресение, но и запугивала их, ведь смерть ужасна, когда покойника не ждет достойное погребение, позволяющее душе вновь соединиться с телом. Ужасным будет и то, что человека погребут за пределами Египта, где прах «заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой».

В «Истории Синухета», литературном памятнике, созданном  примерно за две тысячи лет до нашей  эры, фараон такими посулами увещевает  вельможу, бежавшего в другую страну, возвратиться к себе в Египет: «Должен  ты думать о дне погребения и о  последнем пути к вечному блаженству. Здесь уготована тебе ночь с маслами благовонными. Здесь ждут тебя погребальные пелены, сотканные руками богини Таит. Изготовят тебе саркофаг из золота, а изголовье из чистого лазурита. Свод небесный (балдахин или внутренняя крышка саркофага с изображением богини неба) раскинется над тобой, когда положат тебя в саркофаг и быки повлекут тебя. Музыканты пойдут впереди тебя и у входа в гробницу твою исполнят погребальную пляску... Огласят для тебя список жертвоприношений. Заколют для тебя жертвы у погребальной стелы твоей. Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона, и колонны ее воздвигнут из белого камня».

      Хочу  отметить особый ритуал, входивший в погребальную церемонию, в котором умершего уподобляли самому Осирису, сыну неба и земли, убитому своим братом и воскрешенному своим сыном, чтобы стать богом плодородия, вечно умирающей и вечно воскресающей природы. Поражает красота в усыпальнице, в ее архитектуре, в ее росписях и изваяниях, во всех предметах роскоши, которыми ее наполняли для «ублажения» умершего и которые выражали красоту жизни, как ее идеально рисовало себе воображение древнего египтянина. То была красота солнца на вечно голубом небе, величественная красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие плодов земных, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа безбрежных желтых песков.

      Египетские  тексты свидетельствуют о том, что  воззрения египтян на природу  и сущность человека были довольно сложны. В их представлении человек  состоял из тела (Хет), души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и, наконец, из Ка, что лучше всего, быть может, можно передать словами: «двойник, невидимый двойник». Ка рождается вместе с человеком, неотступно следует за ним повсюду, составляет неотъемлемую часть его существа и личности; однако Ка не умирает со смертью человека. Он может продолжать свою жизнь в могиле, которая и называется поэтому «домом Ка». Жизнь его зависит от степени сохранности тела и тесно связана с последним. Я легко заметил, что представление о Ка легло в основу всех погребальных обрядов. Благодаря ему труп превращали в мумию и заботливо прятали в закрытое помещение гробницы; возможность случайного разрушения мумии также была предусмотрена; в таком случае статуи, передававшие по возможности близко черты покойного, могли заменить собою мумию и сделаться местопребыванием Ка. Жизнь Ка зависела не от одной только целости мумии — он мог умереть от голода и жажды; томимый ими, он мог дойти до того, что питался бы собственными экскрементами и пил бы свою мочу. Относительно пищи Ка вполне зависел от добровольных подаяний детей и потомков погребальные службы совершались единственно для него; ему предназначалась вся недвижимость, которую клали вместе с мертвецом в могилу. Умерший пользуется только условным бессмертием; часть его, остающаяся после смерти, тесно связана с могилой и продолжает вести земную жизнь. Это первобытное представление вызвало в Египте установление погребальных обрядов, которые сохранились в течение всей египетской истории.

      Наряду  с Ка имеет значение еще Ба. Ба упоминается уже в древнейших надписях, но при положении моих знаний я не могу выделить в чистом виде египетские представления о душе, так как они рано подпали влиянию воззрений о Ка. Первоначально Ба представлялась в виде птицы, и в этом можно видеть намек на роль души после смерти человека: очевидно, она не была связана с могилой и могла свободно удалиться, подняться из нее на крыльях на небо и жить там среди богов. По свидетельству пирамидных надписей, умерший взлетает на небо в виде птицы; иногда он принимает также образ кузнечика — египтяне считали кузнечика птицей — и в этом виде достигает неба. Там она становится Ху — «блестящим» и радуется, пребывая в обществе богов.  

Древняя Греция и смерть

      Я считаю что, античная культура является величайшим творением человечества. Хотя вначале она воспринималась как совокупность мифов, сказаний и легенд. Однако, хочу заметить, в XIX веке взгляды на процессы античности изменились. Оказалось, что совсем не случайно в древнегреческой культуре проблема жизни и смерти стала одной из смыслополагающих. Религиозно-философские движения в Древней Греции драматически относились к смерти. И поэтому в классический период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страха смерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, - бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела, ее освобождение из "темницы", где она пребывает в земной жизни. Тело, по мнению Платона, в результате смерти превращается в прах и тлен, душа через определенный срок снова вселяется в новое тело. Это учение в преобразованном виде впоследствии было воспринято христианством.

      Иное  понимание смерти характерно для  философии Эпикура и стоицизма. Стоики, стремясь облегчить страх перед смертью, говорили о ее всеобщности и естественности, ибо все вещи имеют конец. Эпикур же считал, что смерти не надо бояться, что человек со смертью не встречается. Известны его слова: "Пока я живу, смерти нет, когда есть смерть, меня нет" [1 с.356].

      Античная  философская традиция уже подошла  к рассмотрению смерти как блага. Я могу привести пример, когда Сократ, выступая перед судьями, приговорившими его к смертной казни, заявил: "...похоже, в самом деле, что все это (приговор) произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло". «Накануне казни Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды, - ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело» [4 с.483]. 
 

Смерть в средневековье

      Средневековье отметилось тем, что оно имело  точку зрения о том, что смерть - это кара Господа за первородный грех Адама и Евы. Смерть сама по себе - это зло, несчастье, но оно преодолевается верой в Бога, верой в то, что Христос спасет мир, а праведников после смерти ждет блаженное существование в раю.

      Не  могу не сказать, что для раннего средневековья отношение человека к смерти можно определить как "прирученную смерть". В древних сказаниях и средневековых романах смерть предстает как естественное завершение жизненного процесса. Человек обычно был предупрежден о близящейся кончине посредством знаков или в результате внутренней убежденности: он ждет смерти, готовится к ней. Такое ожидание смерти превращается в организованную церемонию, причем организует ее сам умирающий: он созывает ближайших родственников, друзей, детей. По мнению Арьеса, нужно специально подчеркнуть присутствие детей у постели умирающего, поскольку впоследствии, с развитием цивилизации, детей начинают всячески ограждать от всего, что связано с образом смерти. Отсюда могу предположить, что "прирученной" смерть является не относительно древних языческих представлений, где бы она выступала в качестве "дикой" и враждебной, но именно относительно представлений современного человека. Еще одна черта "прирученной смерти" - это то, что люди старались отделить мир живых от мира мертвых, о чем свидетельствуют факты вынесения мест захоронения за границу средневекового города.

Информация о работе Отношение к смерти в различных исторических и культурных эпохах