Особенности научной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:03, контрольная работа

Описание

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция).

Содержание

1. Введение
2. Общая характеристика научного стиля речи.
3. Лексика научной речи.
4. Морфология научной речи.
5. Синтаксис научной речи.
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРА РЕЧИ.docx

— 28.31 Кб (Скачать документ)

     МИНОБРНАУКИ РОССИИ

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     (РГГУ)

     ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ 
 
 
 
 

     Герасимов Александр Васильевич

Особенности научной речи

     Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и делового общения» студента

     1-го  курса заочной формы обучения 
 
 
 

     Руководитель

     Новиков Максим Николаевич 

     ______________________

     (ученая  степень, ученое звание)

     _______________________ 

Ноябрьск 2011

     Оглавление 

     1. Введение

     2. Общая характеристика научного стиля речи.

     3. Лексика научной речи.

     4. Морфология научной речи.

     5. Синтаксис научной речи.

     6. Заключение

     7. Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.ВВЕДЕНИЕ 

     Появление и развитие научного стиля связано  с прогрессом научных знаний в  различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально  научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений  в научных трудах Пифагора, Платона  и Лукреция). Создание в греческом  языке, распространявшем свое влияние  на весь культурный мир, устойчивой научной  терминологии привело к отделению  научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ 

        Научный стиль речи является  средством общения в области  науки и учебно-научной деятельности. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий,обучение и т.п. Основная его функция-сообщение информации,а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов,общенаучных слов,абстрактной лексики,в нём преобладает имя существительное,немало отвлечённых и вещественных существительных. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи. Стилевыми чертами научного стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), чёткость, обобщённость. Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

    • предварительное обдумывание высказывания
    • монологический характер речи
    • строгий отбор языковых средств
    • стремление к нормированной речи

     В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых  разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества  типов текстов. Ученые-филологи, специалисты  по культуре речи выделяют разное количество подстилей внутри научного стиля  и дают им несовпадающие определения-наименования. Например, Д.Э. Розенталь утверждал, что научный стиль имеет свои разновидности (подстили)

      - научно-популярный,

      - научно-деловой, 

      - научно-технический (производственно-технический),

      - научно-публицистический,

      - учебно-научный. 

       Однако у большинства авторов функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

       Собственно - научный

       Научно-информативный 

       научно-популярный

       Научно-учебный 

       Научные тексты различных жанров  строятся по единой логической  схеме. В основании этой схемы  находится главный тезис - утверждение,  требующее обоснования; тезис  включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак  (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса  являются аргументы (доводы, основания,  приводимые в доказательство), количество  которых зависит от жанра и  объема научного текста. Для более  полной аргументации тезиса необходимы  также иллюстрации - примеры, подтверждающие  выдвинутые теоретические положения. 
 

     3. ЛЕКСИКА НАУЧНОЙ РЕЧИ

         Так как ведущей формой научного  мышления является понятие, то  и почти каждая лексическая  единица в научном стиле обозначает  понятие или абстрактный предмет.  Точно и однозначно называют  специальные понятия научной  сферы общения и раскрывают  их содержание особые лексические  единицы - термины. Термин - это  слово или словосочетание, обозначающее  понятие специальной области  знания или деятельности и  являющееся элементом определенной  системы терминов. Внутри данной  системы термин стремится к  однозначности, не выражает экспрессии  и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

         Термин является основной лексической  и понятийной единицей научной  сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в  текстах научного стиля термины  преобладают над другими видами  специальной лексики (номенклатурными  наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами  и пр.), в среднем терминологическая  лексика обычно составляет 15-20 процентов  общей лексики данного стиля.  В приведенном фрагменте научно-популярного  текста термины выделены особым  шрифтом, что позволяет увидеть  их количественное преимущество  по сравнению с другими лексическими  единицами: К тому времени физики  уже знали, что эманация - это  радиоактивный химический элемент  нулевой группы периодической  системы, то есть - инертный газ;  порядковый номер его - 85, а  массовое число наиболее долгоживущего  изотопа - 222. 

         Для терминов, как основных лексических  составляющих научного стиля  речи, а также для других слов  научного текста характерно употребление  в одном, конкретном, определенном  значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная, и в каждый момент времени характеризуется числовым значением.

         О.Д. Митрофанова в работе "Язык  научно-технической литературы" (М.:МГУ, 1973, с. 30, 31) отмечает однообразие,  однородность лексики научного  стиля, что приводит к увеличению  объема научного текста за  счет многократного повторения  одних и тех же слов. Так,  по ее данным, в текстах по  химии на объем текста в  150 тысяч лексических единиц приведенные  ниже слова употреблены следующее  число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр.

         Научный стиль имеет и свою  фразеологию, включающую составные  термины: солнечное сплетение,  прямой угол, наклонная плоскость,  глухие согласные, деепричастный  оборот, сложносочиненное предложение,  а также различного рода клише:  заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр. 

         
 
 
 
 

4. МОРФОЛОГИЯ НАУЧНОЙ РЕЧИ

     Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность  и обобщенность научной речи проявляются  в особенностях функционирования разнообразных  грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени  их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в  научном стиле речи приводит к  использованию более кратких  вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо  манжета).

           Формы единственного числа имен  существительных используются в  значении множественного числа:  Волк - хищное животное из рода  собак; Липа начинает цвести  в конце июня. Вещественные и  отвлеченные существительные нередко  употребляются в форме множественного  числа: смазочные масла, шумы  в радиоприемнике, большие глубины.

           Названия понятий в научном  стиле преобладают над названиями  действий, это приводит к меньшему  употреблению глаголов и большему  употреблению существительных. При  использовании глаголов заметна  тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического  значения, что отвечает требованию  абстрактности, обобщенности научного  стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

       Для научной речи характерно  использование глагольных форм  с ослабленными лексико-грамматическими  значениями времени, лица, числа,  что подтверждается синонимией  структур предложения: перегонку  производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится  заключение и пр.

           Еще одна морфологическая особенность  научного стиля состоит в использовании  настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо  для характеризации свойств и  признаков исследуемых предметов  и явлений: При раздражении  определенных мест коры больших  полушарий регулярно наступают  сокращения. Углерод составляет  самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное  значение приобретает и прошедшее  время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла  определенное значение. Вообще, по  наблюдениям ученых, процент глаголов  настоящего времени в три раза  превышает процент форм прошедшего  времени, составляя 67-85% от всех  глагольных форм.

           Отвлеченность и обобщенность  научной речи проявляется в  особенностях употребления категории  вида глагола: около 80% составляют  формы несовершенного вида, являясь  более отвлеченно-обобщенными. Немногие  глаголы совершенного вида используются  в устойчивых оборотах в форме  будущего времени, которое синонимично  настоящему вневременному: рассмотрим…,  уравнение примет вид. Многие  глаголы несовершенного вида  лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

     5. СИНТАКСИС НАУЧНОЙ РЕЧИ

           Для синтаксиса научного стиля  речи характерна тенденция к  сложным построениям, что способствует  передаче сложной системы научных  понятий, установлению отношений  между родовыми и видовыми  понятиями, между причиной и  следствием, доказательствами и  выводами. Для этой цели используются  предложения с однородными членами  и обобщающими словами при  них. В научных текстах распространены  разные типы сложных предложений,  в частности с использованием  составных подчинительных союзов, что вообще характерно для  книжной речи: вследствие того  что; ввиду того что, в то  время как и пр. Средствами  связи частей текста служат  вводные слова и сочетания:  во-первых, наконец, с другой стороны,  указывающие на последовательность  изложения. Для объединения частей  текста, в частности абзацев, имеющих  тесную логическую связь друг  с другом, используются указывающие  на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение  и пр. Предложения в научном  стиле однообразны по цели  высказывания - они почти всегда  повествовательные. Вопросительные  предложения редки и используются  для привлечения внимания читателя  к какому-либо вопросу. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности научной речи