Особенности культуры Древнего Вавилона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 03:36, контрольная работа

Описание

Месопотамское город-государство Вавилон дважды в своей истории превращалось в важную мировую державу, прежде чем было поглощено Персией. Два его великих возвышения прочно застолбили за Вавилоном место в истории наравне с двумя другими великими культурами древней Месопотамии – Шумером и Ассирией. В промежутке между периодом Старой и Новой империй Вавилон существовал как маленькое, но богатое город-государство, которое периодически завоевывалось соседями.
Этнический состав населения города неоднократно менялся на протяжении его истории, но относительная преемственность и своеобразие его культуры сохранялись. Вавилонянами считались по очереди амореи, касситы, халдеи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
1. Искусство древнего Вавилона и Шумеро – аккадская культура………5
2 . Вавилонская культура…………………………………………………….8
3. Культура Ново-Вавилонского царства………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

2-81 Особенности культуры Древнего Вавилона.docx

— 37.21 Кб (Скачать документ)

     Волю  богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с  богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность  судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она  сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности  для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться  жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

     Религиозные верования древних жителей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные  богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.

     Архитектурных памятников вавилонского искусства  дошло до нас немного. Это можно  объяснить тем, что территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич – материал недолговечный, и кирпичные  постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся  постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями  тех архитектурных форм, которые  легли в основу строительного  искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

     Вавилон был огромным и шумным городом. Его  окружала мощная и толстая стена. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный  зиккурат бога Этеменанки высотой 90м  – Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудес света.

     Для вавилонского изобразительного искусства  типичным было изображение зверей, - чаще всего льва и быка. Также  можно упомянуть знаменитые мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность. 

      3. Культура Ново-Вавилонского царства 

Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил  Вавилон роскошными постройками  и мощными оборонительными сооружениями.

      Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее  выражение в большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные  и роскошные сооружения были воздвигнуты  Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней Азии. В нем были сооружены дворцы, мосты и укрепления, вызывавшие удивление современников. 5

      Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную  дорогу и “Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми  “висячими садами”.

      При Навуходоносоре II Вавилон превратился  в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а  длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная  на расстоянии 12 м от внешней, была высотой  в 11—14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные  башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился  глубокий и широкий ров, наполненный  водой.

      Вот запись, оставленная этим царем:

      "Я  окружил Вавилон с востока  мощной стеной, я вырыл ров  и укрепил его склоны с помощью  асфальта и обожженного кирпича.  У основания рва я воздвиг  высокую и крепкую стену. Я  сделал широкие ворота из кедрового  дерева и обил их медными  пластинками. Для того чтобы  враги, замыслившие недоброе, не  могли проникнуть в пределы  Вавилона с флангов, я окружил  его мощными, как морские волны,  водами. Преодолеть их было так  же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с  этой стороны, я воздвиг на  берегу вал и облицевал его  обожженным кирпичом. Я тщательно  укрепил бастионы и превратил  город Вавилон в крепость".

      Древний историк Геродот сообщает, что  по стенам могли свободно разъехаться  две колесницы, запряженные четверкой  лошадей. Раскопки подтвердили его  свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре больших проспекта, пятьдесят три  храма и шестьсот часовен.

      Все это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение  в Нововавилонском царстве, при  одном из преемников Навуходоносора попросту передали страну и столицу  персидскому царю... в расчете  на увеличение своих доходов.

      Вавилон! "Город великий... город крепкий", как сказано в Библии, который "яростным вином блуда своего напоил все народы".

      Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома Ассирии.6

      Рабовладение  в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Значительного  развития достигла торговля. Вавилон  стал крупнейшим торговым центром страны, где продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие торговли привело к сосредоточению больших  богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эгиби” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших  дней.

      Набопаласар и его сын, и преемник Навуходоносор II (604 – 561 до н.э.) вели активную внешнюю  политику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвердиться  египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве  при Кархемише вавилонские войска разбили египетскую армию фараона  Нехо, которого поддерживали ассирийские  отряды. В результате победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся  до границ Египта. Однако Иудейское  царство и финикийский город  Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоносору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после  осады занял и разрушил столицу  Иудеи Иерусалим, переселив в  “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилонских войск и  не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.

      От  этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его захвата  персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел постепенно в полный упадок.

      Память  о царе Навуходоносоре, который победил  египтян, разрушил Иерусалим и полонил  евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил  в неприступную твердыню отстроенную  им столицу, где рабовладельческая  знать предалась самой разгульной жизни, самым безудержным наслаждениям...

      Память  о знаменитой по Библии "Вавилонской  башне", которая была грандиозным  семиярусным зиккуратом (построенным  ассирийским зодчим Арадахдешу), высотой  в девяносто метров, со святилищем, сверкающим снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

      Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, символом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.

      Память  о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семирамиды, почитаемых греками как одно из семи чудес  света. То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного  водоподъемного колеса, которое вращали  рабы. При раскопках на месте этих "садов" был обнаружен всего  лишь холм с целой системой колодцев.

      Память  о "Воротах Иштар" - богини любви...Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала  главная процессионная дорога, сохранилось  и нечто более конкретное. На плитах, которыми она была вымощена, красовалась  такая надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу замостил для процессии великого господина  Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

      Стены дороги перед Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным  кирпичом и украшены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых  с желтой гривой и желтых с красной  гривой. Стены эти вместе с воротами – самое замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных сооружений Навуходоносора (Берлин, Музей).

      По  подбору тонов эта блестящая  цветная глазурь, пожалуй, самое  интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны  и маловыразительны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция, при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало  мало оригинального, оно повторяло  лишь с большей и порой чрезмерной пышностью образцы, созданные древней  Вавилонией и Ассирией. Это было искусство, которое мы бы ныне назвали  академическим: форма, воспринятая  как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправданности, которые  некогда ее воодушевляли.

      С установлением персидского господства (528 г. до н. э.) появились новые обычаи, законы и верования. Вавилон перестал быть столицей, дворцы опустели, зиккураты  постепенно превращались в руины. Вавилон  пришел постепенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили  восстановить план огромного города, но не былое его величие.7

      Вавилонская цивилизация, культура которой представляет собой последнюю фазу шумерской  культуры, знаменует рождение нового социопсихического космоса —  нравственно-этического, предтечу христианского  — вокруг нового солнца, страждущего  человека. 
 

     Заключение 

     Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года до н.э.) оставляет  замечательную эпоху в истории  Двуречья. В течении этих трёхсот  лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при  первых аморейских царях, во время вавилонской  династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.

     В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами  и в наказание за мятеж в 689г. до н. э.  полностью разрушен. 

     Вавилония, после трёхсотлетней зависимости  от Ассирии, вновь стала самостоятельной  с 626 года до н.э., когда там воцарился  халдейский царь Набопаласар. Основанное им царство просуществовало около 90 лет, до 538 года до н.э., когда оно  было завоёвано войсками персидского  царя Кира, в 331 им овладел Александр  Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил  большую часть его жителей  в основанный им поблизости город  Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

     Благодаря археологическим раскопкам, которые  велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский  дворец, храмовые сооружения, в частности  комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

     В настоящее время на территории государства  Вавилон находится Ирак, это единственное что объединяет эти два государства.

     Вавилон прославился в древнем мире еще  и своей наукой, и в особенности  – математической астрономией, расцвет  которой пришелся на V в. до н.э., когда  работали школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне, Борсиппе. Большинство из того, что можно увидеть без  телескопа, было нанесено на звездную карту именно в Вавилоне, и уже  оттуда попало в Средиземноморье.

Информация о работе Особенности культуры Древнего Вавилона